Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. Какова же роль и значимость внутреннего контроля?
Каждый из нас практически ежедневно применяет самоконтроль или, другими словами, внутренний контроль. Это происходит, когда мы закрываем дверь перед уходом из дома (сохранение наших активов того, что находится в квартире), проверяем счет в ресторане (сохранение денежных средств не платить же больше, чем должен и, одновременно, проверка правильности учетных записей в виде оформленного счета), покупаем страховку (желание обезопасить себя от возможной потери активов в будущем), выбираем оптимальный маршрут движения (эффективное использование ресурсов, в данном случае времени и денег). И подобные примеры можно продолжать.
А вот некоторые примеры недостаточного контроля, но уже касающиеся крупнейших компаний. Хакеры проникают в систему электронных расчетов банка и крадут несколько сотен тысяч долларов; компания-производитель тратит несколько миллионов долларов на устранение неисправности в тормозной системе проданных автомобилей престиж дороже денег; самолет попадает в катастрофу по причине некачественного топлива. Все эти негативные, порой трагичные, события стали возможны, прежде всего, из-за недостаточно эффективной системы внутреннего контроля или системы контроля качества, которая по смыслу близка системе внутреннего контроля.
Любая деятельность в организации происходит в рамках двух систем. Одна это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система это система контроля, пронизывающая операционную систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры в частности достигнут поставленных целей.
Понятие внутреннего контроля отнюдь не новое. Появившись в лексиконе еще в начале XVIII века, оно эволюционировало со временем. Как система контроля деятельности предприятия это понятие сформировалось к началу XX столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование предписанной политике и процедурам компании. Таким образом, новые функции вывели понятие внутреннего контроля за рамки круга вопросов, относящихся к обычному бухгалтерскому учету. Эволюционируя и расширяя сферу своего приложения, внутренний контроль к концу XX века превратился в инструмент контроля за рисками, где его функции тесно переплетаются с функцией управления рисками - риск-менеджментом.
Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений.
Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.
Определение внутреннего контроля с точки зрения его бухгалтерского понимания звучит следующим образом: внутренний контроль есть структура, политика, правила, процедуры по обеспечению сохранности активов организации и надежности бухгалтерских записей, что дает достаточную уверенность в том, что:
транзакции должным образом авторизованы;
транзакции своевременно и точно отражают в отчетности в соответствии со стандартами учета;
оступ к активам компании осуществляется на основании соответствующей авторизации;
физическое наличие активов периодически сверяется с бухгалтерскими записями.
Чем внутренний контроль отличается от контроля вообще? Внутренний контроль это контроль изнутри компании, в противоположность внешним видам контроля, таким как законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих организаций и т.п. в данном контексте понятие внутреннего контроля синонимично понятиям управленческого контроля, операционного контроля.
Необходимо также отметить такую важную деталь, что внутренний контроль полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели.
Введение 3
1. Основы организации внутреннего контроля 6
2. Взаимодействие внешнего и внутреннего контроля 12
3. Внутренний контроль, его цели, задачи, предмет, методы и объекты исследования 19
3.1. Понятие внутреннего контроля, его цели и задачи 19
2.2. Методы осуществления внутреннего контроля 21
Заключение 23
Глоссарий 25
Список использованных источников 27
Приложения
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс РФ, 2006
2. Налоговый кодекс РФ Часть I от 31 июля 1998г. (с изменениями от 9 июля 1999г. №155-ФЗ, от 5 августа 2000г. №118-ФЗ). Часть II от 5 августа 2000г. (с изменениями от 24 марта 2001г. №33-ФЗ)
3. Федеральный закон О бухгалтерском учете от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, приказ Минфина от 29 июля 1998г. №34н. Финансовая газета.1998г.№8
Специальная литература
5. Аренс Э. Аудит. Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. М.: Дело, 2001
6. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. М.: Экзамен, 2002
7. Бурцев В.В. Система внутреннего контроля организации в современных условиях хозяйствования. // Аудиторские ведомости 2003 №8
8. Воронаев Ю.Н. Оценка внутреннего контроля. // Бухгалтерский учет.2001 №8
9. Контроллинг как инструмент управления предприятием. / Под ред. Данилочкиной Н.Г. - М.: Аудит, 2005
10. Крикунов А.В. Регулирование аудиторской деятельности. М.: Экономика, 2003
11. Лавинская Т. Организация отдела внутреннего аудита. Институт внутренних аудиторов. www.iia-ru.divo.ru..
12. Макальская А.К. Внутренний аудит. - М.: ДиС, 2005
13. Подольский В.И. Аудит. Учебник для вузов. М.: Гардарика, 2004
14. Пятницкая К. Цели и задачи внутреннего контроля. Институт внутренних аудиторов. www.iia-ru.divo.ru
15. Петрова Ю.В. Система внутреннего контроля предприятия в условиях предпринимательских рисков.// Аудиторские ведомости. 2001. №1
16. Сонин А. Внутренний контроль и внутренний аудит необходимость для компании. Институт внутренних аудиторов. www.iia-ru.divo.ru
17. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. М.: Финансы и статистика, 2001
18. Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и аудит. - М. Финансы и статистика, 2003
19. Фольмут Х.И. Инструменты контроллинга. М. Финансы и статистика, 2005
20. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. М.: ДАНА-ЮНИТИ, 2001