Введение
Современный рынок, конкурентные формы его функционирования кардинальным образом изменили отношение к «человеческим ресурсам» и к их роли в конкурентоспособности.
Управление персоналом является одним из наиболее важных факторов в жизни предприятия, способным многократно повысить его эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического .
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использование достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
Управление персоналом состоит в подборе и сохранении требуемого организации персонала, его профессиональном обучении и развитии, оценке деятельности каждого из работников с точки зрения реализации целей организации, дающей возможность скорректировать его поведение, вознаграждении персонала за его усилия.
Для того, чтобы успешно развиваться, организация должна управлять подбором, обучением, оценкой и вознаграждением персонала, т.е. создать, использовать и совершенствовать методы, процедуры, программы организации этих процессов. Взятые методы, процедуры, программы представляют собой системы управления человеческими ресурсами. Традиционно выделяют четыре такие систем, соответствующие основным функциям управления человеческими ресурсами подбор персонала, обучение и развитие персонала, оценка персонала и вознаграждение персонала.
После того как определена потребность в персонале, описаны требования рабочего места и выявлены качества, которыми должны обладать будущие работники организации, измена ситуация на внутриорганизационном рынке труда, организации выходят на внешний рынок труда в поисках необходимых работников.
Процесс подбора, отбора и найма персонала - это постоянный процесс в деятельности организации, который связан с тем, что:
- постоянно кто-то уходит из организации;
- в конечном итоге происходит медленное расширение организации;
- морально «устаревает» менеджмент, т.е. расширение организации связано с повышением требований к своему менеджменту, а, следовательно, возникает потребность в высококлассных специалистах .
Успех организации в условиях рыночной экономики зависит от качества персонала - важнейшего фактора в конкурентной борьбе, т.е. в первую очередь эффективность деятельности организации определяется качеством подбираемых работников. Кроме того, если организация нанимает ненужного ей работника, то возникают расходы на его замещение, которые могут составлять значительные величины в денежном и временном исчислении.
Отбор персонала - это то «сито», которое «фильтрует» кандидатов и позволяет выбрать лучшего для выполнения той или иной работы, поэтому перед службой управления персоналом стоит важная задача - не совершить ошибки при найме персонала, которые можно классифицировать следующим образом:
- прием на работу непригодного кандидата;
- отказ в приеме на работу пригодному кандидату;
- ошибочное формирование вакансии. [7, 118] Эта ошибка, к сожалению, часто встречается в российском бизнесе
Содержание
Введение3
1. Понятие и схема отбора персонала.5
2. Принципы отбора персонала...7
3. Сравнительный анализ методов отбора персонала..10
3.1. Предварительный отбор..11
3.2. Сбор сведений о кандидатах...12
3.3. Сбор информации о кандидате (от посторонних людей).12
3.4. Тесты и личностные опросники..13
3.5. Групповые методы отбора...19
4. Сравнение методов отбора персонала на разные специальности...23
5. Нетрадиционные методы подбора персонала..31
Заключение..38
Список использованной литературы.39
Список использованной литературы
1. Быковский В.В., Попов А.И. Отбор и прием персонала: Оценка творческих способностей персонала. Методические указания. Тамбов. Изд-во ТГТУ, 2004.
2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 2003. 495 с.
3. Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов / Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 345 с.
4. Диана Мак Ноттон, Дональд Дж. Карисон, Клайтон Таунсенд Дитц Кадры современных организаций, М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004. 549 с.
5. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов; под ред. А.Я. Кибанова м.: Издательство ПРИОР, 2004. 512с.
6. Жуков Е.Ф. Управление кадрами предприятия, М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 2005. 288 с.
7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие по специальности "Менеджмент организации" / Н. И. Кабушкин. - 8-е изд., стер. - М. : Новое знание, 2005. - 335 с.
8. Карякин А.М. Управление персоналом: Электронное учеб. пособие. 3-я редакция/ Иван. гос. энер. ун-т. Иваново, 2005.
9. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. И доп. / А.Я. Кибанов, И.Б. Дураков. М.: Экзамен, 2005. 416 с.
10. Люссато А., Тесты по подбору персонала. С-Пб., 2003.
11. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Оценка эффективности. Российская экономическая Академия им. Г.В. Плеханова / Ю.Г. Одегов. М.: «Экзамен», 2002. 300 с.
12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998.
13. Пугачев В., Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2003.
14. Управление персоналом в организации: Учебное пособие для вузов /А.К.Саакян,Г.Г.Зайцев,Н.В.Лашманова, Н.В.Дягилева. - СПб. : Питер, 2001.- 175 с.
15. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. М.: КНОРУС, 2005. 416 с.
16. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. Учебник для сред. спец. учеб. Заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.:Высш. шк., 2005. 304с.