Растущая конкуренция и перенасыщение рынка неизбежно приводят к необходимости динамических изменений и внутри предприятий. Во многом успешность бизнеса зависит от готовности сотрудников принимать эти изменения и участвовать в них. В связи с этим существенно меняются требования к уровню знаний и навыков сотрудников предприятия. Традиционные методы обучения и развития персонала не всегда отвечают этим требованиям.
Если еще недавно основой обучения персонала были тренинги «навыковые», то сегодня не менее важной частью обучения являются мероприятия посвященные адаптации и нематериальной мотивации персонала. Попытки обучения персонала «традиционными» методами – «тренировать, а если нет результата – много тренировать», приводит к феноменальной ситуации - сотрудники с легкостью демонстрируют знания и навыки и совершенно не применяют их на практике. В подобных ситуациях и методы материальной мотивации не будут столь эффективны. Значительная часть сотрудников, скорее научится жить за меньшие деньги, чем примет те изменения, которых требует рынок. Происходит парадоксальное явление – обучение в компании есть, а обучение и развитие персонала не происходит.
На сегодняшний день традиционный пакет обучения сотрудников предприятий выглядит следующим образом:
• Семинары, посвященные знанию продукта (предмета работы). Они нужны в любом случае, иначе сотрудники не смогут выполнять свою работу компетентно.
Сравнительно-сопоставительная таблица результатов обследования коллектива 4
Современное состояние консалтинговых услуг в области создания эффективных команд 4
1 Анализ психодиагностической работы 8
2 Анализ психокоррекционной (развивающей) работы 9
3 Анализ консультативной работы 11
4 Анализ прочих видов работы, проведенной в период практики 13
5 Анализ трудностей в общении 19
6 Общие выводы по итогам практики 20
Литература 21
1. Аверченко Л.К. и др. Психология управления. Курс лекций. М.-Н., 2007
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008
3. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. - М.: Генезис, 2004. — 205 с. — (Серия «Бизнес-психология»)
4. Дубовская Е.М. Лекции по психологии малых групп. – М., 2006
5. Еропкин А.М. Организационное поведение. М., 2008
6. Жуков Ю.М. Лекции по консультированию организационного развития. - М., 2006
7. Еремеева Н. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. -128 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. - СПб.: Речь, 2003. - 128 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Команда на рынке: стратегия и методы (руководство для эффективных команд). - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. - СПб.: Издательство «Речь», 2002.-216 с: ил.
11. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организационное развитие, как подход к управлению и консультированию. – М., 2005
12. Максвелл Д.С. Шеф и его команда. Пер. с англ. - СПб., 2008
13. Моргунов Е.Б. Личность и организация. М., 2006
14. Мередит Р. Белбин. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач/ Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. 315 с.
15. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. - СПб.: Питер, 2002. - 160 с. - (Серия «Эффективный тренинг»).
16. Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. - СПб.: Речь, 2005. - 187 с.
17. Томпсон, Лей. Создание команды: [пер. с англ.] - М.: Вершина, 2006. - 544 с.: ил.
18. Управление персоналом/Под ред. Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л. - М., 2005
19. Фопель К. Команда. Консультирование и тренинг организаций: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005. - 395 с. - (Бизнес-психология).