Введение Проблемы управления развитием крупных городов плотно увязаны с задачей моделирования будущего, и среди множества проблем, решение которых необходимо найти при определении стратегии развития крупных городов, можно выделить одну, которая на определенном этапе становится приоритетной. Это проблема соотношения развития крупных городов с развитием экономических регионов, в которых они находятся, и мировой экономикой в целом. Во многом проблема связи стратегии собственного развития крупных городов, как с территориальной организацией региона, так и с мировой экономикой в целом становится ключевой, т. к. специфика пространственного развития, как фундаментальное явление, начинает определять весь стиль деятельности людей, там проживающих. Следует признать, что до сих пор мы не нашли ответа на вызов собственной неспособности к изменению сложившихся традиций в понимании управления и развития городов, а так же их роли в экономике России Существующие подходы вступают в противоречие, с одной стороны, с тенденциями глобализации, а с другой — с особенностями проектирования городов. Привлекательность городов для бизнеса зависит от множества условий: возможности размещения предприятий, основанных на современных технологиях, наличия квалифицированных специалистов, условий для их жизнедеятельности и др. Города должны обладать современной социальной инфраструктурой, в основе которой лежит производство общественных благ, к которым относятся: начальное и среднее школьное образование; музеи; библиотеки; бесплатное здравоохранение; дороги, мосты, проезды; скверы и парки; уличное освещение; ливневая канализация; дамбы; уборка дорог от мусора, снега, льда, вывоз отходов; организация мест для занятий физической культурой; общественных пляжей; поддержание безопасной эпидемической обстановки; охрана окружающей среды и общественного порядка; обустройство кладбищ и многое другое). Общественные блага по длительности цикла своего существования проходят сквозь жизнь многих поколений: ушедших, настоящих и будущих. Производство их осуществляется с момента зарождения городов, а сроки жизненного цикла активов, используемых для производства отдельных благ, превышают сроки существования государств. По большей части именно эти блага формируют социокультурный потенциал городов и территорий, создают базовые предпосылки для социализации личности и ее повседневной жизнедеятельности. В условиях становления информационного общества этот потенциал важен с двух точек зрения – «как фактор привлечения бизнеса (инвестиций) и как фактор создания условий для развития творческого потенциала его жителей» . 1. Макроэкономические факторы развития российских городов и задачи градостроительной политики Система городов как опорный каркас хозяйственного пространства, во многом определяя темпы и качество экономического роста, испытывает в то же время сильное обратное воздействие принятых на макроуровне и реализуемых моделей развития и соответствующих им направлений экономической и социальной политики. Этим определяется исключительная актуальность исследования макроэкономических факторов развития городов в увязке с задачами ускорения экономического роста, преодоления бедности, осуществления национальных проектов («Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Эффективное сельское хозяйство»), перехода к инновационному развитию. Эти факторы сформировались в 1992-1995 гг., когда произошли либерализация российской экономики и открытие ее вовне; приватизация основной части предприятий; сжатие бюджета. Воздействие этих изменений на состояние и пространственную структуру экономики рассматривалось в ряде работ в России и за рубежом. Однако эти исследования редко доводились до уровня городов. Поэтому требуют ответа два вопроса: 1. какова общая направленность воздействия этих макроэкономических факторов на систему расселения, какие тенденции они усиливают - центробежные или, наоборот, центростремительные? 2. как влияют на города конкретные макроэкономические факторы - система цен, денежная и бюджетно-налоговая политика, состояние финансовых рынков (прежде всего развитие ипотеки) и др. Ответ на первый вопрос определяется общим направлением движения ресурсов. Сейчас принято считать, что товары, капитал и рабочая сила должны в общем случае перетекать оттуда, где их много, туда, где их меньше, а значит, доход на их единицу при прочих равных условиях выше. На этом базируются предложения Минэкономразвития России о снятии институциональных барьеров на пути продвижения товаров, капитала и рабочей силы. Но сегодня основу российского рынка составляет не конкуренция, а монополия.
Введение 3
1. Макроэкономические факторы развития российских городов и задачи градостроительной политики 5
2. Роль крупных городов в стратегии инновационного развития 9
2.1. Региональный фон развития крупных городов 9
2.2. Крупные города как лидеры экономики, задающие ей направление и темпы развития 11
2.3. Проблемы субурбанизации 13
Заключение 16
Литература 17
1. Белоусов А.Р. Развитие российской экономики в посткризисный период (макроэкономический аспект) // Проблемы прогнозирования. 2009. № 6.
2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия -2050: стратегия инновационного прорыва. 2-е изд., доп. М., 2009.
3. Обзор макроэкономических тенденций. № 63. ЦМАКП ИНП РАН. 2010
4. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2009.
5. Россия в глобализирующемся мире. Политико-экономические очерки. М.: Наука, 2009.
6. Стрелец И. А. Общество сетевых структур и информационный ресурс как сетевое благо // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. № 5. 2010.
7. Татаркин А.И., Львов Д.С., Куклин А.А., Мызин А.Л. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. Екатеринбург, 2009.