Важнейшим признаком избирательного объединения являлся его политический характер, другим признаком - определенная организационно-правовая форма объединения. Если в избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 1995 года участвовали общественные объединения, имеющие самые разнообразные организационные формы, в том числе фонды, учреждения, ассоциации, то в выборах 1999 года, согласно определению законодателей, избирательные объединения могли выступать лишь в двух организационно-правовых формах: общественные организации и общественные движения. К избирательным объединениям, имеющим форму общественных организаций, законодатель относил политические партии и иные политические организации, а к имеющим форму общественных движений - политические движения.
В Федеральном законе "О политических партиях" (2001 г.) прописан только статус общероссийских политических партий. Законодатели не включили в него другие организационно-правовые формы политических общественных объединений -политические организации и политические движения, хотя такое предложение было внесено в альтернативные законопроекты: это неоправданно расширило бы объект правового регулирования. Деятельность других политических объединений регулируется Федеральным законом "Об общественных объединениях" .
Большая часть современных партий в России сформировалась путем объединения вокруг личностей с более или менее выраженными качествами лидера (В. Жириновский, А. Чубайс, С. Глазьев), носят элитарный характер и преимущественно активируют свою деятельность в период избирательных кампаний и участвуют в работе Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Исключением является коммунистическая партия РФ, являющаяся преемником КПСС. Большинсто из0бирателей, однако, основывают свой выбор на личных симпатиях, что зачастую оказывается не рационально. Непомерно раздутое число партий показывает, что не все из них отражают реальные интересы граждан, так как подобного разнообразия политических интересов не может быть в любом обществе.
4 Типология партий РФ
В современном мире действует множество политических партий. Около 180 политических общественных объединений и политических партий - в России. Среди наиболее крупных и влиятельных - Лейбористская и Консервативная в Великобритании, ХДС и ХСС в ФРГ и др. Их многочисленность и разнообразие обусловливают необходимость для анализа выделения основных типов, т.е. системы существенных признаков политической партии, в которых выражаются ее генезис, социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция, особенности внутреннего устройства и основные методы деятельности. Рассмотрим критерии классификации политических партий:
1. С учетом социальной опоры выделяются партии, представляющие интересы: а) классов (буржуазные, рабочие, крестьянские и др.); б) социальных слоев и групп (интеллигенции, молодежи и др.};в) нескольких классов и социальных групп (национально-освободительные, экологические и др.).
2. По способам взаимодействия с собственной социальной опорой различают: а) авангардные (партия как передовой отряд народа); б) парламентские (народ для партии - это избиратели, которые регулярно поддерживают ее в ходе выборов); в) лейбористские (членства в партии обусловлено членством в профсоюзе).
3. Идеологический облик разграничивает: а) идейно-политические (консервативные, стремящиеся сохранить существующий строй, допуская лишь самые необходимые изменения; реформистские; ориентирующиеся на значительные преобразования существующего строя; революционные, отвергающие существующий строй и ставящие своей целью его замену другим; реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю); б) прагматические, или т.н. избирательные, партии (созданные только для победы в парламентских, президентских выборах и др.) и патронажные (ориентирующиеся только на практическую целесообразность действий, с ярко выраженным доминироанием личности в партии).
4. По принципам организации, основаниям и условиям приобретения партийного членства различают: а) кадровые партии, объединяющие небольшое число профессиональных политиков; б) массовые партии, ориентирующиеся на максимально большое число членов с целью их мобилизации в избирательной кампании, независимо от идеологической ориентации (европейские партии консервативной ориентации); в) партии, строящиеся на четких, формально закрепленных принципах членства (устав, формы и условия вступления в партию, партийная дисциплина и т.д.); г) партии, в которых отсутствует институт официального членства, а принадлежность к партии выражается, например, посредством голосования за ее кандидатов на выборах (М. Дюверже).
5. Различают партии с сильной структурой (внутренняя дисциплина предписывает подчиняться директивам парламентской группы, например, Консервативная партия Великобритании) или слабой (члены партии - депутаты располагают свободой голосования, например, Демократическая и Республиканская партии США).
6. По месту, занимаемому ими в системе государственной власти, в обществе в целом, различают партии: а) легальные и нелегальные; б) партии-лидеры и партии-аутсайдеры; в) партии, правящие монопольно; г) правящие совместно (участие в правительстве и в различных органах управления в качестве партнера других партий, ведущей силы правительственной коалиции или монопольно правящей) и оппозиционные (в пер. с лат. - противопоставление), представляющие собой политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам осуществления государственной власти .
Также партии РФ по идейно-политической ориентации можно подразделить на либерально-демократические (ЛДПР позиционирует себя как центристская, демократическая партия. Своей главной задачей она называет "возрождение могучего демократического и процветающего Российского государства". Партия предлагает увеличить срок президентского правления до 8 лет, но без права повторного переизбрания, перейти к однопалатному парламенту, уравнять избирательные округа и сократить число депутатов. В программе партии подчеркивается необходимость преобразования России из федеративного в унитарное государство без каких-либо национальных республик или округов. Во внешней политике ЛДПР выступает "за воссоздание на добровольной основе Российского государства в его естественных границах". Прежде всего, это касается воссоединения с Белоруссией, Украиной и некоторыми другими составными частями бывшего СССР) , религиозно-либеральные, социал-демократические (социал-демократы России считают себя частью международной социал-демократии, они наследуют лучшие достижения мировой и отечественной социал-демократической мысли, разделяют основные идеи и программные документы Социалистического Интернационала. Свою главную цель партия видит в движении к открытому, справедливому и демократическому обществу, в котором осуществится интеграция общечеловеческих, социал-демократических и либеральных ценностей, рынок будет ориентирован на интересы человека, а равные возможности для всех сочетаться с защитой слабых. Социал-демократы считают, что в основе еще не преодоленного социально-экономического кризиса лежит, прежде всего, отсутствие четкой долговременной стратегии модернизации общества, определенная инерция устаревших подходов к экономике и социальной жизни, незавершенность реформ: земельной, налоговой, военной, административной, социальной и других) , политэкологические, национал-авторитарные, национал-либеральные и коммунистические партии (общероссийская общественная организация "Коммунистическая партия Российской Федерации" - общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для реализации программных и уставных целей. Коммунистическая партия Российской Федерации - партия патриотов, интернационалистов, партия дружбы народов. Коммунистическая партия Российской Федерации, отстаивая коммунистические идеалы, защищает интересы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда. Коммунистическая партия Российской Федерации строит свою работу на основе Программы и Устава. Партия, все ее организации и органы действуют в рамках Конституции Российской Федерации, Федерального Закона "Об общественных объединениях" и других законов Российской Федерации. Коммнистическая партия Российской Федерации является юридическим лицом с момента государственной регистрации и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на всей территории Российской Федерации) .
Оглавление
Введение 3
1 История формирования многопартийной системы в России 4
2 Особенности становления современной партийной системы в России 7
3 Состояние партий как важного звена политической системы РФ 10
4 Типология партий РФ 14
5 Соотношение позиций партий в Федеральном собрании, их влияние среди населения и в воздействии на исполнительную власть 18
6 Тенденции развития партийной системы 23
Заключение 26
Библиография 27
Введение
Важнейшим элементом демократизации политического процесса в современной России является качественно новая политическая система, базирующаяся на многопартийности. Весь мировой опыт показывает, что уровень развития демократии самым непосредственным образом зависит от того, насколько институализировался политический плюрализм, который проявляется, прежде всего, в становлении и развитии политических партий. Партии становятся структурообразующим элементом российского общества. В их программных установках и конкретных действиях находит свое отражение разнообразие идейных установок, овладевших обществом.
Активизация законотворческой работы в области партийного строительства, избирательного права, политические дискуссии по широкому кругу проблем избирательной политики и права, правового регулирования деятельности партий требуют научного осмысления .
1 История формирования многопартийной системы в России
Активный процесс образования политических партий в конце 80-х - начале 90-х годов XX века в России, связанный с распадом КПСС, утратой ею политической монополии, стал второй по счету попыткой создания многопартийной системы. Первая попытка была предпринята в начале нашего столетия.
Следует отметить, что процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, - в конце XIX - начале XX в.в. Это отражало отставание России в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникноения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.
Однако отмена крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушали прежнюю сословную структуру и создавали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок процессу политического размежевания общества, до того времени протекавшему довольно вяло, дала революция 1905 - 1907 гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий.
Партии радикальной ориентации, стремившиеся к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России, составляли оппозицию правящему режиму. Среди наиболее крупных партий были Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия социалистов-революционеров (эсеры), "Трудовая группа" ("трудовики"), фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы.
Им противостоял проправительственный лагерь. Проправительственные партии вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян, типа "Русское собрание", "Монархическая партия". Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма ("самодержавие, православие, народность"). Такими партиями были "Союз русского народа", "Союз русских людей".
Третью силу представляли политические партии либеральной ориентации, выражавшие интересы зародившейся буржуазии. В силу своей слабости, обусловленной отсутствием многочисленного среднего класса, буржуазные партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы при сохранении института монархии: принять конституцию, создать парламент, осуществляющий законодательные функции, и т. д. Среди этих партий следует выделить "Союз 17 октября" (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты).
. Однако рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте. В странах с развитыми демократическими традициями многопартийность означает политический принцип чередования у власти различных партий. В этом смысле многопартийность отсутствовала как в досоветский, так и в советский и постсоветский периоды.
После Октябрьской революции 1917 года в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 80-х годов. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности. Принятый в октябре 1990 года Закон СССР "Об общественных объединениях" вводил принцип многопартийности в политическую жизнь. С марта 1991 года началась регистрация партий и общественных организаций. Однако следует отметить, что уже в 1988 году первой альтернативной партией стал "Демократический союз" (лидер В. Новодворская). Он представляет собой радикальное крыло либерального движения в России. "Демократический союз" выступал за коренное изменение экономической и политической систем общества, за введение многоукладной экономики и представительной парламентской демократии. Год спустя был учрежден Христиан-ско-демократический союз России (лидер А. Огородников), стремившийся объединить "христиан всех конфессий, которые ставят своей целью экономическое и духовное возрождение России и создание на ее территории правового демократического государства на принципах христианской демократии".
Уход с политической сцены КПСС в качестве доминирующей силы вызвал партийный бум. Если в 1993 году Министерство юстиции зарегистрировало около 60 партий и движений, то в 1997 году их уже насчитывалось около 3 тысяч. Казалось бы, что среди политических сил, которые реально действуют на политической сцене, самыми влиятельными должны быть партии. Однако возникающая многопартийность иллюзорна, поскольку структура и состав партий очень нестабильны, отсутствуют устойчивые связи между ними. Вследствие этого политическое влияние партий невелико. Несмотря на то, что опросы общественного мнения в 1993 году фиксировали возрастание вовлеченности различных слоев в "партийную" жизнь (так, в апреле 1993 года 60% опрошенных не доверяли партиям и движениям или затруднялись выразить кому-то из них поддержку, в июне эта группа сократилась до 54%, а в ноябре - до 43%), однако в преддверии декабрьских (1993 года) выборов в Государственную Думу абсолютное большинство граждан по-прежнему не симпатизировало ни одной из политических сил.
Позже, в 1995 году, опросы общественного мнения показали, что лишь 25% избирателей способны сформулировать, какой должна быть партия, чтобы завоевать их симпатии, 45% - затруднились ответить, а 30% выразили отношение к партиям резко отрицательно. 54% опрошенных по-прежнему не испытывают доверия ни к каким партиям, движениям и течениям. Образование значительного числа карликовых партий означал переход власти от некогда правящей партии к государственным структурам. Однако этот процесс показал и другое: современные партии в России пока не могут выполнять те политические функции, которые присущи им в развитых странах. Это обусловлено особенностями процесса формирования современных партий в нашей стране .
2 Особенности становления современной партийной системы в России
Партия в демократических системах есть одна из форм представительства и выражения интересов широких слоев гражданского общества. Партии обобщают потребности достаточно разнородных социальных общностей и формулируют их в виде требований к власти. Поэтому в развитых странах партийно ориентированными являются более половины избирателей. В России среди избирателей четко ориентированных сторонников партий насчитывается не более 10%, что обусловливает и роль партий в обществе.
Ввиду отсутствия в России гражданского общества партии возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как клиентелы, выражающие групповые интересы. Они представляют собой объединения сторонников (сподвижников) вокруг политического деятеля. Эти сподвижники являются клиентами конкретного лидера, их требования он представляет в структурах власти. Не случайно многие высшие чиновники из правительства и администрации президента возглавляют партии или входят в их руководство.
Клиенталъный характер связей внутри партий указывает на то, что члены партии связаны отношениями личной лояльности и преданности. Подобный характер партийных связей естественен для обществ, где политика не отделена резко от личных отношений.
В силу незрелости гражданского общества численность возникающих партий часто ограничивается руководством и небольшой группой их сторонников. Процесс формирования партий имеет обратную логику по сравнению с таким процессом в странах с сильными демократическими традициями. Обычно возникающие в гражданском обществе групповые и коллективные интересы нуждаются в организационном представительстве своих требований к властным структурам. Так появляется потребность в создании партий. Однако в FOCCHH первоначально возникает руководство партий, которое затем ищет потенциальных членов и избирателей. В связи с этим представительство групп интересов, которое осуществляют партии, очень незначительно. В современных условиях они не представляют даже 0,5% населения страны.
Размытость социальных интересов, их неустойчивость, обусловленные разрушением общественного самоопределения личности и медленным становлением новых социальных связей, вызывают подвижность и условность границ между социальными группами и классами, значительный удельный вес маргинальных слоев. Это вынуждает партии искать свою социальную базу не внутри классов, а на их стыках. Недифференцированность социальных интересов осложняет принцип формирования идеологии, выработки партийных программ. Этим следует объяснить значительные изменения в партийных предпочтениях у населения между двумя выборами в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. Если в Государственной Думе в 1993 году были представлены 12 партий и объединений и среди них лидерами были ЛДПР, "Выбор России", Аграрная партия, то в 1995 году из 43 объединений и партий депутатами стали члены следующих партий: КПРФ, "Наш дом - Россия", ЛДПР и блок "Яблоко". За это время изменения электората из Аграрной партии составили- 11%, "Выбора России"- 37%, КПРФ - 23%, ЛДПР - 55%, "Яблоко" - 15%. Однако, если у Аграрной партии и "Выбора России" они привели к тому, что эти объединения в 1995 году не набрали и 5% голосов и не представлены в Государственной Думе, то КПРФ получила большинство мест в Государственной Думе, а ЛДПР и "Яблоко" в целом сохранили свои позиции.
С лета 1992 года начался довольно интенсивный процесс интеграции карликовых партий, укрупнение политических сил, что привело к возникновению крупных политических блоков. Возникшие блоки включили партии, неоднородные по своей социальной базе и политическим установкам. Например, движение "Демократическая Россия" в период образования включало более 30 различных партий, групп, объединеий, которые одновременно ориентировались на предпринимателей, фермеров, творческую интеллигенцию, молодежь. Подобные объединения не способны существовать долгое время, они приходят в упадок, переживают организационный раскол и идеологические разногласия. Выделившиеся партии родственной направленности - "Демократический выбор России" (лидер Е. Гайдар), объединение "Яблоко" (лидер Г. Явлинский) и другие пытаются занять одну и ту же политическую нишу, что неизбежно приводит к борьбе между ними. Как следствие -резкое падение популярности "Демократического выбора России" и сокрушительное поражение на парламентских выборах 1995 года, когда партия не преодолела пятипроцентный барьер и не смогла сформировать в Государственной Думе собственную фракцию.
Более устойчивы оппозиционные политические объединения. Отсутствие ярко выраженной социальной направленности проводимых экономических реформ, их "шоковый" характер, приведший к стремительному имущественному расслоению в обществе, создали предпосылки для существования мощной оппозиции режиму. Причем оппозиция также неоднородна, но более сплочена организационно. Так, существовавший до октября 1993 года Фронт национального спасения объединял коммунистов и сторонников реставрации монархии. Такое единство разнородных политических сил было обусловлено неприятием правящего режима, который рассматривался ими в качестве общего врага.
Несформированность социальной структуры, неустойчивость политических ориентации объясняют то обстоятельство, что образ конкретной партии у населения отождествляется с авторитетом популярных политиков, которые выступают от лица партии. Вследствие этого большинство избирателей не голосуют за партию и ее программу, а основывают свой выбор на личных симпатиях к лидеру конкретной партии. О несфор-мированности партийной системы свидетельствует и количество переходов из партийных фракций депутатов Государственной Думы в период с 1993 по 1995 года. Их было более 250. Если учесть, что число депутатов 450, получается, что в среднем каждый второй депутат поменял свою партийную принадлежность .
Акмалова А. А., Капицын В. М., Панкова Л.Н. Политология: Вопросы и ответы. М.:ИД «Юриспруденция», 2004. 192 с.
2) Василенко И. А. Политология: Уебник. М.: Гардарики, 2004. 288с.
3) Грызлов Б. В. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1993-2004 гг. / Под общей редакцией Б.В. Грызлова. М.: Издание Государственной Думы, 2004. 320 с.
4) Зотова З. М. Политические партии и избирательный процесс. М., РЦОИТ, 2002. 176с.
5) Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2000. 511с.
6) http://www.rustrana.ru
7) http://www.sdpr.ru/socprogramma.php
8) http://www.kprf.ru/party/info/