ВВЕДЕНИЕ Когда экономисты говорят о структуре рынка, то подразумевают под этим количество товаропроизводителей (продавцов) и потребителей (покупателей), а также их возможности. Например, на продуктовом рынке действуют толпы продавцов и покупателей, которые свободно договариваются о ценах. В этом случае мы видим одну организацию рынка, его структуру. Другой пример: в автомобилестроении сейчас господствуют несколько крупных японских, американских и западноевропейских компаний. Они удовлетворяют спрос огромной армии автолюбителей. Здесь сформировалась особая структура рынка с ограниченным числом фирм-производителей, которые определяют цены на автомобильную продукцию. Это другая организация и структура рынка. Рыночная структура — положение, характеризующее возможности продавцов продавать свою продукцию, а покупателей — ее приобретать. Для описания рыночной структуры используют многие факторы. Однако считается, что наибольшее значение имеют следующие: во-первых, число товаропроизводителей, участвующих в конкурентной борьбе. Это главная характеристика рыночной структуры. Она показывает, присуща ли рынку конкуренция или в нем господствует монополия. Конкуренция может складываться при наличии не менее двух товаропроизводителей; во-вторых, контроль над ценами. Его наличие означает, что цена специально удерживается на том уровне, который выгоден лишь ограниченному числу товаропроизводителей. Наличие такого контроля «выгоняет» товаропроизводителей в другие производства и отрасли. Здесь же их становится меньше, и конкуренция ослабевает. Поэтому чем меньше контролируются цены, тем активнее конкурентная борьба; в-третьих, товарная дифференциация. Она означает, что каждый товар или услуга может иметь множество оттенков по цвету, вкусу или дизайну, а также по цене. Товарная дифференциация дает возможность лучше и полнее удовлетворять потребности покупателей. Однако она приводит к появлению множества «маленьких» монополистов в производстве каждой разновидности товара. Это ослабляет конкурентную борьбу среди товаропроизводителей;
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО И РЫНОК 6 1.1. Функции государства в рыночной экономике 6 1.2. Основные типы рыночных структур 11 1.3. Монополия – производство без конкуренции 16 ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ 19 2.1. Сравнение монополии и конкуренции 19 2.2. Антимонопольная политика в Российской Федерации 23 2.3. Инструменты антимонопольного регулирования 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
1. Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17.08.1995 г. (редакция от 25.12.2008 г.). 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Проспект, 2011. – с.544. 3. Васильев В.ПА. Государственное регулирование экономики. – М.: Дело и Сервис, 2010. – с.176. 4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. – М.: Инфра-М, 2010. – с.224. 5. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. – Кнорус, 2010. – с.448. 6. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. – М.: Омега-Л, 2010. – с.505. 7. Худокормов А.Г. Экономическая теория. Новейшие течения Запада. – М.: Инфра-М, 2010. – с.416. 8. Артемьев И. Сушкевич А. Основания антимонопольной политики государства // Экономическая политика, № 4, 2007, стр. 200-206. 9. Новиков. В. Антимонопольная антиутопия \\ Ведомости, № 7, 2008, стр. 32-35. 10. Демченко С.К. Структурные изменения в экономике и макроэкономическая динамика. Электронный ресурс: www.m-economy.ru. 11. Клайд Уэйн Крюс. Антимонопольная политика – социальное пособие для корпораций. Статья с сайта www.prompolit.ru.