ВВЕДЕНИЕ В современном российском обществе в сфере национальных и межнациональных отношений происходят сложные и противоречивые процессы, обусловленные, с одной стороны, политическими и социально-экономическими преобразованиями в России, с другой, детерминируемые ростом национального самосознания, национальных культур и образования. В настоящее время проявляется неразвитость национального самосознания, неустойчивость национальной самооценки, преклонение перед западным образом жизни, или, наоборот, гипертрофия национального чувства, перерастающего в национализм и вызывающего обострение межнациональных отношений в ряде регионов страны. Социальные преобразования в нашем обществе с начала 90-х гг. привели к пересмотру духовных основ и норм человеческой деятельности. В связи с этим проблема соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов привлекла внимание отечественных философов и педагогов. В философской литературе получил отражение коренной поворот нравственных ориентиров - от классовых к общечеловеческим ценностям. Наряду с объективной тенденцией единства и целостности исторического развития человечества актуализировалась и идея определения русской национальной самоидентичности [4, с.9]. Существующая сейчас система выделения периодов сложилась практическим путём. Она не имеет должных теоретических основ и поэтому не может дать верных ответов на некоторые очень важные вопросы. Решить эту проблему, т.е. сфоpмулиpовать принцип, по которому можно было бы выделить периоды в детском развитии пытались многие отечественные и заpубежные учёные. В частности хотелось бы выделить Я. А. Коменскоого, Ж. Ж. Руссо, Э. Эриксона, Л. С. Выготского, Ж.Пиаже. Изучение и анализ развития научного педагогического знания предполагает обращение к теоретическому и личностному его основоположениям в рамках реализуемых в единстве онтологического и феноменологического исследовательских подходов [2. с.87]..
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………..…. 3 1. Возрастная периодизация в историко-педагогическом наследии……... 4 2. Возрастные периоды по Я.А. Коменскому……………………….….…. 7 3. Развивающее обучение в наследии Ж.Ж. Руссо………………………. 10 4. Полный жизненный цикл по Э. Эриксону……………………………... 12 5. Л.С. Выготский о стадиальности развития………………………….…. 19 6. Возрастная периодизация в историко - педагогическом наследии П.Ф.Каптерева…………………………………………………………….… 21 Заключение.................................................................................................... 24 Библиография…............................................................................................ 26
БИБЛИОГРАФИЯ 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие [Текст] Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.-623с. 2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-192с. 3. Белозерова Л.М. Учитесь стареть [Текст] / Л.М. Белозерова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС «Экслибри», 2009.-15с. 4. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.-672с. 5. Выготский Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2007.-324с. 6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие. 2-е изд. [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 2007.-336с. 7. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегия его освоения. 2-е изд., доп. [Текст] / Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009.-112с. 8. Дольто Ф. На стороне подростка [Текст] / Ф. Дольто. – СПб.:Петербург-ХХ век, 2007.-238с. 9. Земска М. Семья и личность [Текст] / М. Земска. – М.: Прогресс, 2007.-188с. 10. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.Ф. Каптерев. – М.: Педагогика, 1982.-704с. 11. Крысько В.Г. Социальная психология [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС, 2008.-351с. 12. Максакова В.И. Педагогическая антропология [Текст] / В.И. Максакова. – М.: Феникс, 2008.-229с. 13. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2009.-528с. 14. Петерс В.А. Психология и педагогика [Текст] / В.А. Петерс. – М.: Велби, Проспект, 2005.-438с. 15. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. М.А. Галагузовой. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96». Вып. 4. 2008.-432с. 16. Психология и педагогика: учеб. пособие [Текст] / Сост. И.А. Романова. – М.: Экзамен, 2004.-522с. 17. Психология [Текст] / Под ред. А.В. Вороновой. – СПб.: Питер, 2004.-304с. 18. Семья и формирование личности [Текст] / Под ред. А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2007.-122с. 19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина. В 2 ч. Ч. 1. – М.: ВЛАДОС, 2009-288с. 20. Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. исаев. – М.: Школьная пресса, 2007.-225с.