(Нет отзывов)
19 страниц
2019-08-12

Проблемы человеческого счастья в творчестве А.П. Чехова

В наличии
549 ₽

3. Вопрос счастья и несчастья
Герой многих рассказов писателя - неприметный, «тонкий» чиновник, принадлежащий, по своему образу жизни, к социальным низам. Его удел - быть в зависимости, в вечном подчинении. А.Чехов об этом помнит, но не об этом ведет речь. При встрече нижестоящего с вышестоящим, подчиненного с начальником («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Либерал») второй ведь не принуждает первого сгибать спину - первый сгибается добровольно. Вот главное: добрвольно.
Истоки самоунижения остаются в стороне, мы видим только сам факт, сам поступок, заслуживающий осмеяния. И Чехов нисколько не смягчает своего смеха - не допускает скидки на положение «маленького человека». Или: барин и гувернантка («Дочь Альбиона»). Социальная дистанция между ними бесспорна. Нет, однако, нравственной разницы: он обнаруживает первобытное бесстыдство, она - чопорную терпимость, и в результате оба - одинаково смехотворны. Не просто бесстыден, а откровенно агрессивен, власть имущий в рассказе «Маска»: он без стеснения хамит и оскорбляет. Но тем непригляднее оскорбленные, отвечающие на хамство лакейским угодничеством, опять же добровольным. Не ослабевает насмешка и тогда, когда хам пускает в ход кулаки - ибо его жертва не страдает, а блаженствует («Капитанский мундир»). Портной, получивший затрещину от заказчика, от «его благородия», удовлетворенно заключает: «Сейчас видать настоящих господ!» Здесь смех уже на грани издевки.
Один день похож на другой, год сменяется следующими, но ничего не меняется («Ионыч»). Неизменность, обыденность жизни обусловливает краткость чеховских рассказов. Ему не о чем много писать. Важные события, меняющие жизнь героев, происходят редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство Треплева в пьесе «Чайка» или дуэль в «Трех сестрах». В неизменной жизни люди редко находят счастье им трудно это сделать, так как для этого нужно преодолевать неизменность и обыденность. Не все могут это сделать.
Возьмем, к примеру, рассказ «О любви». Герои рассказа не могут признаться друг другу в любви, хотя знакомы они немало лет, семья героини уже привыкла к частым приходам любящего ее человека. Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда.
В рассказе «Дама с собачкой» счастье это любовь. В силу того, что герои рассказа состоят в браке, они не могут встречаться открыто. Но они любят друг друга и хотят преодолеть все преграды, которые стоят на пути их любви. Однако что-то мешает им. Развод в конце XIX века уже не представлял чрезвычайных сложностей. Все остальное сами герои считали несущественным. Но заканчивается ассказ, а герои стоят и не могут найти решение: «И казалось, что еще немного и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь...» «Что-то», что мешало соединиться любящим друг друга людям, было внутри них.
Счастье не приходило к людям из-за них самих. Но иногда герои Чехова находят свое счастье, достигают своей цели. Но что это за счастье? Счастлив Николай Иванович Чимша Гималайский, купивший дом в деревне и имеющий возможность кушать каждый день крыжовник, располневший и обрюзгший так, что «того и гляди, хрюкнет в одеяло».
Скотское «счастье», вызывающее только отвращение. А какой ценой заплатил Николай Иванович за это « счастье» ? Он превратился в скупого, мелочного человека, женился на некрасивой вдове только потому, что «у ней водились денежки». Держа впроголодь себя и жену, он копил, копил деньги, клал их в банк. Жена его не выдержала такой жизни и через три года после свадьбы умерла.
Однако Чимша-Гималайский не задумывался о том, какой ценой он добивается исполнения своей мечты. Пройдя через все, он купил себе домик в деревне, посадил крыжовник и начал «новую» жизнь. Таким образом, взаимные профанации и осознанные или неосознанные самопрофанации героев являются частью карнавальной логики художественного мышления Чехова, которое, выявляя во внешней данности жизни человека его внутреннюю заданность самому себе, обнаруживает в существовании большинства персонажей «нулевую» сущность, поскольку, не говоря уже о тех из них, которые изначально лишены какой-нибудь существенной внутренней жизни, и потому ролевое осуществление их индивидуальных мифологий наиболее очевидно.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. А.П.Чехов и его произведения 5
2. О любви и человеческом счастье 10
3. Вопрос счастья и несчастья 13
Заключение 18
Литература 20


Введение
Хорошо, когда прочитанная книга оставляет какой-то отклик в твоей душе. Важно, чтобы она помогла разобраться в окружающей жизни, ее проблемах. Высоты, достигнутые Писателями-романистами, служили тогда мерой достижений всей литературы. А.П.Чехов тоже писал прозу; его талант развивался в русле ведущей литературной тенденции. Но среди написанного Чеховым нет романов, как и объемных произведений. Потому его малая проза и встала в один ряд с большими романами, ознаменовала собой этап в истории повествовательного искусства. Пробой сил для Чехова явилась юмористика; он дебютировал на страницах тогдашних юмористических журналов (от которых ведут свою родословную современные издания типа «Крокодила»). Чеховские рассказы, взятые все вместе, складываются в такую картину жизни, которая поражает своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой.
А.Чехова можно и нужно читать всю жизнь. И бывают писатели, к которым известность приходит сразу, и в один прекрасный день они просыпаются знаменитыми. Чехов не из таких людей. Для того, чтобы стать знаменитым, ему было необходимо время. Всем своим творчеством Чехов хотел пробудить в людях «желание беречь в себе человека», он вел нас через самое понятное и близкое для него к большим выводам о ценности человеческой жизни.
Усилиями российских и зарубежных литературоведов немало сделано в изучении чеховского творческого метода. В то же время анализ работ о творчестве Чехова показывает, что по большей части изучались, условно говоря, макроструктуры его поэтики: концепция действительности и человека, типология героев, конфликт, сюжетостроение, предметная картина мира, образ автора, способы выражения авторской позиции, архитектоника произведений и т.д.
Между тем именно эти средства являются первоэлементами художественности, прежде всего, свидетельствуют об особой, целенаправленной обработке текста, отличающей художественную речь от других видов речи. И прежде всего именно эти элеенты обладают уникальной способностью воздействовать не только на сознание, но и на подсознание читателя, активизируя творческое мышление, обеспечивая необычайно ценный эффект читательского сотворчества.

1. А.П.Чехов и его произведения
Анто́н Па́влович Че́хов (18601904) русский писатель, украинец по национальности, один из самых выдающихся русских прозаиков и драматургов, чьи пьесы входят в число наиболее востребованных театрами всего мира.
Павел Егорович (отец Антона Чехова) воспитывал своих детей деспотически. Порки были частым явлением в семье. И, однако, было бы неправильно рисовать жизнь семьи Павла Егоровича только тёмными красками. Нельзя забывать о смягчающем влиянии матери, Евгении Яковлевны, как нельзя забывать и о том, что влияние Павла Егоровича на своих детей было далеко не только отрицательным. Павел Егорович хотел сделать своих детей образованными людьми. Он хотел, чтобы дети были счастливее его. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие годы свободно говорили по-французски.
Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель закона божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты. Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и фрмирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. Возможно, одной из таких фигур был и учитель математики Э. И. Дзержинский отец будущего первого председателя ВЧК.
Суждение о неповторимой оригинальности найденных Чеховым «форм письма» приобрело статус аксиомы уже сто лет назад. Однако лишь в последние десятилетия были предприняты серьезные попытки наполнить этот толстовский тезис литературоведческим, научным содержанием.
Произведения А.П. Чехова, написанные в 1880-85 годы, дают огромное количество примеров. Преобладают сравнения, описывающие в целом, нерасчлененно, какое-либо действие, настроение, состояние, причем зачастую используются сочетания-клише: красный, как рак; бледный, как полотно; мягкий, как шелк; как вкопанный; как угорелый; как на иголках; как в лихорадке и т.п.
Возникает ощущение, что в пределах чеховской поэтики раннего периода предмет в детализирующем сравнении не нуждается, он явлен как целое и вполне определен уже в силу своей названности, равен сам себе.
Писать коротко, предельно обнажая суть комической ситуации, лишь несколькими беглыми штрихами характеризуя обстановку и персонажей такие правила игры неизбежно вели к упрощению и даже обеднению поэтического арсенала. И в то же время - к постепенному повышению мастерства писателя, который учился достигать художественного эффекта, пользуясь минимумом средств.
Организующим началом текста стала перечислительная интонация, внешне претендующая на исследовательскую строгость и сухость, но преисполненная авторской иронии.
Внутреннее напряжение стиля, создаваемое этими противоположными тенденциями, разрешается комическими эффектами. В самых первых произведениях А.Чехонте сравнения не играли заметной роли. Но в юмористическом рассказе «Папаша» (1880) положение меняется. Рассказ неоднократно привлекал внимание исследователей, между тем никто пока не рассматривал специфику художественных эффектов, создаваемых в нем сравнениями, не изучал сам механизм работы этих сравнительных оборотов. Произведение начинается сразу двумя выразительными сравнениями, включенными в одну фразу: «Тонкая, как голландская сельдь, мамаша вошла в кабинет к толстому и круглому, как жук, папаше и кашлянула». Поскольку при появлении супруги «с колен папаши спорхнула горничная и шмыгнула за портьеру», то чуть позже, утомленный разговором с женой, нетерпеливый папаша «искоса, как собака на тарелку, посмотрел на портьеру». Эта пикантная деталь всплывает вновь, когда спор достигает апогея и супруга решает прибегнуть к шантажу. Рассмотренные сравнения имеют, конечно же, снижающий смысл, создают нужный автору комический эффект, но - не только.
А.П. Чехова нередко называют сегодня тонким лириком, а его прозаические тексты характеризуют как в высшей степени поэтичные, построенные по законам поэзии. Но, быть может, Чехову открылась эта грань собственного творческого дара несколько раньше, чем его критикам и исследователям? Образ Прозаического поэта, уже три года получающего отказы из журнальных и газетных редакций, думается, отчасти автобиографичен. Похоже, свой «юбилей» празднует ироничный Антоша Чехонте, тем самым заклиная удачу.
Возможно, и в самом деле чеховские сравнения появлялись спонтанно, во время работы писателя над очередным произведением, возникая из неповторимого сочетания ассоциаций, настроений, образов, просчитать которое не под силу ни человеческому, ни кибернетическому интеллекту.

1. Бердников Г.П. Драматургия Чехова / Бердников Г.П. Избранные работы: В 2-х т. Т.2. М., 1986. С. 138. Ермилов В.В. А.П. Чехов. Драматургия Чехова М., 1951.
2. Ревякин А.И. Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова / Творчество А.П. Чехова. М., 1956. С. 3-93.
3. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 357, 379.
4. Шатин Ю.В. Профанирующий символ / О поэтике А.П. Чехова. Иркутск, 1993. С. 297.

Список рефератов по предмету литература русская