ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из важнейших средств реализации политики госу-дарства, направленной на решение проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти, являются целевые программы. Они широко используются не только в России, но и в странах ЕС, в США и в Японии для решения стратегических задач развития.
Так, в США примерно 50% государственных расходов осуществляется с использованием целевых программ, во Франции - до 80%.
Особенностью целевой программы является то, что срыв и перенос сро-ков ее завершения может приводить к значительным экономическим, социаль-ным, экологическим и другим потерям. Возможность срывов и потерь связана с риском возникновения при реализации целевой программы неблагоприятных (нежелательных) событий, например, аварии, загрязнение среды из-за выброса вредных веществ.
Поэтому при разработке ЦП оценивание эффективности должно быть выполнено с учетом рисков при реализации ЦП. Под эффективностью реализа-ции целевой программы понимается комплексное свойство ЦП, характеризую-щее ее приспособленность к достижению цели. Риск - возможность наступле-ния неблагоприятных событий. Как свидетельствует практика, учет неблаго-приятных событий при реализации ЦП осуществляется, зачастую, с использо-ванием лишь эвристических методов, слабо используются математические мо-дели и методы для исследования неблагоприятных событий и их последствий. Одной из главных проблем при этом является отсутствие необходимых моде-лей и методов, позволяющих оценивать эффективность реализации ЦП с уче-том возможности наступления при реализации ЦП неблагоприятных событий различной природы.
На современном этапе одним из важнейших инструментов воздействия государства на экономику является программирование, которое охватывает все направления деятельности и все уровни управления. Суть программирования заключается в том, что определяются некие стратегические приоритеты, при этом их реализация осуществляется на основе программ набора взаимосвя-занных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих реализовать на-меченные цели в возможно короткие сроки и с относительно меньшими затра-тами. К преимуществам программирования можно отнести следующее:
Во-первых, обеспечивается концентрация ресурсов (которые всегда огра-ничены) на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития;
Во-вторых, в рамках программ происходит эффективное взаимодействие частного и государственного секторов экономики: саморегулирование рыноч-ной экономики, самостоятельность предпринимателей в принятии решений объединена с государственной поддержкой.
В силу указанных преимуществ программирование получило широкое распространение в практике большинства государств, крупных предприятий и международных корпораций.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И СУЩНОСТЬ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 5
1.1. Возникновение, планирование и цель целевых программ 5
1.2. Финансовое обеспечение и критерии для разработки целевых программ 8
1.3. Классификация целевых программ 10
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 15
2.1. Место целевых программ в социально-экономическом развитии муниципального образования 15
2.2. Порядок разработки муниципальных целевых программ 16
2.3. Механизмы реализации муниципальных целевых программ 19
2.4. Логико-содержательный анализ как инструмент оценки муниципальных программ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Визгалов Д.В. Методы оценки муниципальных программ. М.: Фонд «Институт экономики города», 2005.
2. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М.: Фи-нансы и статистика, 2007. 421 с.
3. Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. под общей редакцией Фаб-ричного С.Ю. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта).: 2006. - 175с.
4. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка. М.: Экономика, 2007. 223 с.
5. Силич М.П. Технология разработки целевых программ на основе объект-но-ориентированного подхода. Томск: Томск. гос. ун-т систем управле-ния и радиоэлектроники, 2007. 208 с.
6. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакци-ей В. Б. Зотова. СПб.: Лидер, 2005. 493 с.
7. Харченко К.В. Муниципальное стратегическое планирование: от теории к технологии: Учеб. пособие. Белгород: Обл. типография, 2009. 304 с.
8. Харченко К.В. Технология разработки муниципальных программ реали-зации молодежной политики // Молодежь российского региона: ду-ховные миры и жизненные стратегии / Под ред. проф. В.П. Бабинце-ва. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.
9. Шабаров А.Б., Шевцов А.В. Стратегии, модели и механизмы инноваци-онной сферы территории. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2006. 391 с.
10. Эффективность муниципальных социальных программ: возможность и необходимость оценки. Пример оценки программы «От пособия к зар-плате» г. Пермь / А.Л. Александрова и др. М.: Фонд «Институт эконо-мики города», 2003.
11. Харченко К.В. Логико-содержательный анализ как инструмент оценки муниципальных программ // Муниципальная власть. 2008. - №5