(Нет отзывов)
33 страниц
2019-05-14

Общая характеристика и признаки системы административных наказаний

В наличии
1640 ₽

ГЛАВА 2. ОБЩИЙ ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Общие првила назначения административных наказаний представляют собой основополагающие начала (принципы), которыми должны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и их должностные лица при наложении административного наказания на лицо, совершившее административное правонарушение. Административное наказание должно назначаться с учетом всех положений Общей части КоАП. Прежде всего должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство всех перед законом, справедливость, принцип презумпции невиновности и др.).
В соответствии с п.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Применение административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности, которое продолжается в течении года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически .
В данной статье (ст.3.1.) сформулирован ряд правил назначения административного наказания. Основополагающим правилом наложения наказания является законность его применения. Это означает, что административное наказание налагается в пределах, установленных КоАП. Пределы для каждого административного наказания определяются путем указания их в санкции нормы, устанавливающей конкретный вид и размер наказания (например, воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств, предусмотренное ст.12.36, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и предметов совершения административного правонарушения). Руководствуясь данной статьей, орган (должностное лицо), судья не вправе выйти за пределы, установленные законодателем в санкции правовой нормы. Однако КоАП предусмотрена возможность освобождения от наказания. Такая ситуация возникает при малозначительности совершенного административного правонарушения. Как правило, к разряду малозначительных административных правонарушений могут быть отнесены правонарушения, за совершение которых закон предусматривает административное наказание в виде предупреждения или минимального размера штрафа.
Санкция может содержать указание на возможность применения как основного, так и дополнительного наказания. За конкретное административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание. Абсолютное большинство составов административных правонарушений имеют относительно-определенную санкцию.
При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения. Характер административного правонарушения является категорией качественной. При определении данного вопроса имеют значение способ и мотивы совершения правонарушения, формы вины, квалифицирующие признаки, социальная значимость охраняемых общественных отношений, а следовательно и степень общественной опасности .
Степень общественной опасности зависит от противоправного деяния и определяется обстоятельствами, связанными с признаками данного правонарушения, которые в конкретном случае могут быть выражены по-разному. На степень общественной опасности оказывают влияние квалифицирующие признаки административного правонарушения, имеющие большое значение при назначении наказания в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП. К таким признакам относится повторность, длительность.
Наказание назначается конкретному лицу. Индивидуализация административного наказания зависит от многих факторов. При назначении административного наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При назначении некоторых административных наказаний имеют особое значение совершение административного правонарушения несовершеннолетним, состояние здоровья, а также социальные характеристики, например, имущественное и финансовое положение правонарушителя.
В связи с тем, что КоАП юридические лица признаны субъектами административных правонарушений, указанные характеристики впервые рассматриваются в качестве обязательных и при назначении административного наказания юридическому лицу. Особо выделяются факторы, влекущие правовые последствия на условия жизнедеятельности в будущем юридического лица. Это имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие (добровольное возмещение причиненного ущерба, устранение причиненного вреда) и отягчающие (повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год) обстоятельства. До принятия КоАП подобные обстоятельства при рассмотрении административных правонарушений учитывались редко .
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Это положение также является принципиально новым, несмотря на то, что в целом оно знакомо законодательству РФ, например, налоговому. Неисполнение обязанности влечет определенные правовые последствия: при совершении нового административного правонарушения в сроки, предусмотренные ст.4.6 КоАП, оно может рассматриваться в качестве повторного и тем самым повлечь усиление административной ответственности в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части .
Порядок назначения административного наказания лицу, виновному в совершении административного правонарушения, урегулирован разделом четвертым КоАП РФ.
Общие правила наложения административных наказаний конкретизируются следующими принципами:
1. принцип равенства перед законом (вне зависимости от пола, расы, вероисповедания и пр.);
2. принцип презумпции невиновности: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу);
3. принцип законности наложения административного наказания.
Законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:
- в КоАП РФ закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;
- в каждо правовой норме (статье кодекса) закреплены вид и размеры наказаний;
- за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний только одно основное наказание;
- назначение административного наказания в рамках санкций определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя, т.е. законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо может назначить за определенное правонарушение, указанное наказание;
- законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение.
Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое юридическое лицо уже подвергалось административному наказанию; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств .

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ. 6
1.1. Общая характеристика и признаки системы административных
наказаний........... 6
1.2. Классификация административных наказаний. 11
ГЛАВА 2. ОБЩИЙ ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..... 30



ВВЕДЕНИЕ

Административное право, как один из элементов публично-правовой системы отличает помимо других особенностей такой признак, как самодостаточность в том смысле, что его нормы не только регулируют соответствующую часть общественных отношений, но и способны их защитить с помощью охранительных норм. Это подтверждается наличием в орбите административно-правовой отрасли самостоятельного правового института административной ответственности. Более того, охранительные нормы административного права защищают не только административно-регулятивные нормы, но и регулятивные нормы других отраслей правовой системы (финансового, конституционного, земельного, трудового и других отраслей права).
Административная ответственность наступает тогда, когда имеет место факт административно-противоправного поведения, т.е. при совершении административного правонарушения, которое является, по существу, частным случаем юридической патологии, отклоняющегося поведения, принимая форму действия либо бездействия наряду с преступлениями, дисциплинарными проступками и т.д., а ее меры это один из самых действенных "антибиотиков" от этой "болезни".
При наличии состава административного правонарушения и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для освобождения от административной ответственности, наступает неотвратимость оценки содеянного субъектом административно-противоправного поведения со стороны государства в лице его полномочных органов (должностных лиц).
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Система административных наказаний это установленный законом императивный и исчерпывающий перечень видов административных наказаний, закономерно расположенных по степени их сравнительной тяжести, обладающих относительной стабильностью, единством оснований и правил назначения, преследующих карательно-профилактическую цель применения к конкретным субъектам административно-противоправного поведения.
Объектом исследования выступает система общественных отношений в сфере административного права о назначении административных наказаний.
Предметом исследования является совокупность законодательных и иных правовых мер регулирования порядка наложения административного наказания; взаимосвязанные с ними теоретические мнения, концепции и взгляды, вопросы и существующие проблемы научно-методологического и нормативно-прикладного характера.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения научных источников, анализа правоприменительной и судебной практики разработать теоретическое обоснование общего порядка наложения административного наказания.
Для достижения названной цели в процессе исследования ставились сле¬дующие основные задачи:
1) установить правовую сущность административного наказания;
2) рассмотреть систему административных наказаний;
3) провести классификацию административных наказаний;
4) провести анализ нормативного регулирования порядка наложения административного наказания.
Методологическую основу исследования составили диалектико-материалистический метод познания, фундаментальные положения общей теории права, конституционного, международного, адми¬нистративного права.
При исследовании в качестве теоретической базы использовались монографии, учебные пособия, лекции, научные статьи, доклады, тезисы и дру¬гие опубликованные материалы, в том числе размещенные на правовых ин¬тернет-сайтах.
Нормативную баз исследования составили: Конституция РФ, международные нормативные документы (межгосударственные договоры, согла¬шения, конвенции, декларации ООН и документы международных организа¬ций), федеральные конституционные законы, административное и другое федеральное законодательство, а также указы Президента РФ, нормативные акты органов исполнительной власти. В качестве ис¬точников нормативной информации использовались законодательные памят¬ники и проекты законов.



ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

1.2. Общая характеристика и признаки системы административных наказаний

В соответствии со ст. 3.2 за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
Приведенный перечень административных наказаний представляет собой не простую совокупность элементов, а взаимосвязанные части единого системного образования, построенного по определенным правилам .
В качестве системообразующих основ применительно к видам административных наказаний можно считать следующие признаки:
1. Административные наказания как элементы единой системы характеризуются общностью оснований их применения: юридического, фактического, процессуального.
Прежде всего они имеют единую законодательную базу, которая состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Она предусматривает потенциальную возможность наступления административной ответственности за то или иное административно-противоправное деяние. Но само по себе юридическое основание не може быть самодостаточным, т.е. юрисдикционно жизнеспособным. Для этого необходимо фактическое основание, т.е. реальный факт административного правонарушения, за совершение которого предусмотрены меры административной ответственности, названные действующим КоАП РФ наказаниями.
Наряду с этим все наказания имеют в принципе единообразное процессуальное оформление. Имеется в виду акт компетентного органа (должностного лица), который является процессуальным выражением тесной взаимосвязи нормативного и фактического оснований. В качестве процессуальной основы при назначении административных наказаний в большинстве случаев используется постановление правоприменительного органа (должностного лица). В порядке исключения этот документ может именоваться постановлением-квитанцией, когда речь идет о взимании административного штрафа с физического лица на месте совершения административного правонарушения (ст. 32.3). В подобных ситуациях постановление-квитанция выполняет роль правоприменительного акта оперативно-процессуального реагирования .
2. Наказания, закрепленные в ст. 3.2 КоАП РФ, в первом приближении напоминают довольно стройную конструкцию, элементы которой находятся в формате иерархичности, последовательности, своеобразной "лестницы наказаний". Справедливости ради нельзя не отметить, что более детальный анализ элементов системы не позволяет признать систему наказаний безоговорочно стройной, поскольку последовательность некоторых элементов системы не выдерживает критерия "тяжести наказания". Скажем, самым тяжким административным наказанием является административный арест, поскольку связан с ущемлением личной свободы субъекта административной ответственности, и в силу элементарной логики построения компонентов системы этот вид наказания должен завершать систему, в то время как ст. 3.2 КоАП РФ после административного ареста фиксирует довольно щадящие административные наказания: административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификацию, административное приостановление деятельности.
3. Свидетельством системности административных наказаний служит то, что всем им независимо от того, на какой ступени "летницы" они находятся, присуща карательная природа. Кара - это правовой урон субъекту административно-противоправного поведения. Будучи административно наказанным, он претерпевает определенные страдания, лишения, ухудшение своего правового положения.
Карательная направленность административных наказаний прослеживается и в том, что применение любого из них влечет в качестве правового последствия одно и то же состояние наказанности лица, в отношении которого оно назначено. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
4. Карательность не является самодостаточным правовым свойством наказаний. Это лишь средство профилактического воздействия в режиме общей и частной превенции.
5. Закрепленные в ст. 3.2 административные наказания как систему характеризуют общие правила их назначения. Согласно ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; если правонарушителем является физическое лицо, то учитывается личность виновного и его имущественное положение, если юридическое лицо - имущественное и финансовое положение.
6. Одним из обязательных признаков любой системной конструкции, в том числе и системы административных наказаний, является статичность входящих в нее элементов. Представляется, что рассматриваемая система вполне вписывается в режим стабильности, но с грифом "Относительная". Элементы системы административных наказаний за последнее время претерпели некоторые изменения.

1. Конституция Российской Федерации, М., Юристъ, 1993.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. СЗ РФ. 2002. №1.
3. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2005 по делу № А26-2019/2005-24.
4. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.12.2005 по делу № А44-2143/2005-15.
5. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.04.2006 по делу № А33-4834/06-Ф02-1715/06-С1.
6. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.05.2006 по делу № Ф03-А73/06-2/1058.
7. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.04.2005 по делу № А66-11924/2004.
8. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.03.2006 по делу № Ф04-2233/2006(20831-А70-29).
9. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. расширенный, с использованием материалов судебной практики. В двух книгах (издание второе, исправленное и дополненное), - М., Статут, 2004.
10. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. М. Козлова. М.: Юрист, 2003.
11. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Зерцало-М., 2001.
12. Андреев А. И. Обеспечение прав человека при наложении административных наказаний //Российский следователь. - 2003. - № 12.
13. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: - М., 2005.
14. Дугенец А.С., Цветков Р.В. О некоторых проблемах административной практики органов внутренних дел // Административное право и процесс. 2007. № 1.
15. Жестовская С. Смягчающие обстоятельства и малозначительность // ЭЖ-Юрист, 2006, № 48.
16. Жирова Ж. Роль прокуратуры в надзоре за исполнением законодательства об административных правонарушениях // Законность. 2003. № 8.
17. Игнатенко В.В. Оценочные понятия и административно-деликтный закон. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1996.
18. Кругликов Л. Л. О соотношении правонарушений, наказания и его назначения в уголовном и административном законодательстве //Соотношение преступлений и иных правонарушений. М., 2005.
19. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /под ред. Ю.М.Козлова, М., Юристъ, 2003.
20. Кононов П.И., Современное состояние и вопросы кодификации административно-процессуального законодательства, "Журнал российского права", № 7, июль 2001.
21. Князев С.Д., Конституция Российской Федерации и современное российское административное право, "Журнал российского права", № 10, октябрь 2001.
22. Кудрявцева И.А., Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, "Консультант бухгалтер", № 5, май 2002.
23. Комментарий КоАП РФ / Под ред. Э.Н. Ренова. М., 2002.
24. Ломакина В.Ф., Новый кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, "Гражданин и право", № 2, февраль 2002.
25. Лукьянов В., Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность, "Российская юстиция", № 8, август 2001.
26. Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие / Отв. ред. Г.А. Булгаков. М. 2005.
27. Овчарова Е.В., Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц, "Гражданин и право", № 7, 8, 9 июль, август, сентябрь 2001.
28. Максимов И.В. Система административных наказаний по законодательству РФ. Саратов, 2007.
29. Манохин В.М., Адушкин Ю.С, Багишаев 3.Л. Российское административное право. Учебник. М. 2006.
30. Манохин В.М. , Адушкин Ю.С. Российское административное право. Учебное пособие. М. 2007.
31. Макарейко Н. В. Назначение административных наказаний: Законодательное регулирование и проблемы правоприменительной практики // "Черные дыры" в Российском законодательстве. 2005. № 4.
32. Непомнящая, Т. В. Уголовные и административные наказания: современные проблемы // Соотношение преступлений и иных правонарушений. М., 2005.
33. Пехтерев А.Ф. Меры административного наказания, применяемые в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности // Современное право, № 2, 2004.
34. Поспелова Л.И. Административно-деликтное законодательство как форма реализации административной политики // Административное право: Теория и практика. Материалы научной конференции. М., 2007.
35. Россинский Б.В. О разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области укрепления административной ответственности, "Журнал российского права", № 7, июль 2001.
36. Савин В.Н. О некоторых проблемах законодательного регулирования административной ответственности в субъекте Российской Федерации, "Гражданин и право", № 2, август 2003.
37. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. Тюмень. 2004.
38. Стахов А. Виды административного принуждения, "Российская юстиция", № 9, сентябрь 2007.
39. Черкаев Д.И. Административная ответственность юридических лиц, "Законодательство", № 11, ноябрь 2006.

Список курсовых работ по предмету право