(Нет отзывов)
39 страниц
2019-07-31

Проблематика смысла жизни в отечественной и зарубежной психологии

В наличии
1640 ₽

ГЛАВА 1. Понимание смысла в работах В. Дильтея, Г. Фреге, М. Хайдеггера.


Понятие смысла (и связанных с ним морально-этических проблем существования человека) пришло в психологию из философии, в первую очередь, из экзистенционализма, из работ Камю и Сартра, а также из наук о языке. Заняв главенствующее положение в экзистенциальной психологии и лингвистике, понятие смысла обогатило и многие другие теоретические и методологические подходы в психологии.
Философию Дильтея по праву называют философией жизни. Под философией жизни, Дильтей понимает определенные переходные ступени между философией и религиозностью, литературой и поэзией, более свободные формы философии, близкие к жизненным потребностям человека.
Главный импульс моей философской мысли - желание понять жизнь из нее самой. [7, с. 51] Решение вопроса о том, что должно исходной отправной точкой мышления, источником живого, целостного опыта, диктует и сам принцип философствования: отказ от всех внешних по отношению к жизни - трансцендентных положений, опору только на то, что дано самой жизнью.
Дильтея и с его направленностью на понимание жизни отличает от всех так называемых жизненных философий выделяемых им (от Аврелия до Толстого) мыслителей, равно как и от иррациональных течений философии жизни, в которых первое место в постижении жизни отводилось интуиции, инстинкту.
Специфической особенностью дильтеевской философии является исторически ориентированная философия жизни: Что есть человек, может сказать ему только его история. Понятия жизнь и историческая действительность часто используются Дильтеем как равнозначные, поскольку историческая реальность сама понимается как живая, наделенная живительной исторической силой: Жизнь по своему материалу составляет одно с историей. История всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества .... [7, с. 67] Дильтей употребляет в одном и том же смысле такие понятия как категории жизни и категории истории.
С постановкой проблемы понимания жизни Дильтей необходимым образом столкнулся с вопросом о том, как вообще возможно научное познание единичных личностей и каковы средства его достижения.
Дильтей решает проблемы научного познания духовно-исторического мира через анализ понимания, которое может иметь различную последовательность при переходе от зависимости к интересу, испытываемого человеком к рассматриваемому им предмету. В высших своих формах понимание доводится до специализированного искусства, которое в его применении к фиксированным жизненным высказываниям Дильтей называет истолкованием или интерпретацией. История зарождения и развития этой особой дисциплины, связанной с правилами и закономерностями истолкования текстов или других, в принципе с текстами сравнимых документов человеческого духа ведет свое начало о первых попыток толкования Библии. К середине 19 века наука об истолковании - или герменевтика - приобрела благодаря работам Шлейермахера более или менее законченную форму. Одной из центральных ее проблем является так называемый герменевтический круг: с одной стороны, смысл произведения как целого должен быть понят из отдельных его частей - слов, предложений, и т.п.; с другой стороны, понимание отдельных частей уже предполагает некоторое общее понимание целого, без чего вырванные из контекста слова зачастую кажутся бессмысленными.
Традиционная герменевтика интересует Дильтея как интерпретация сохранившихся в тексте остатков человеческой жизни. [7, с. 78] Однако осознание самой жизни, очевидно, не может быть подобным осознанию любой предметной области - человеческая жизнь не позволяет установить себя как предмет или текст. В соответствии с замыслом Дильтея первичным является целостный человек, полнота жизни, поэтому проживаемая и переживаемая человеком жизнь, разворачивающая себя в определенных жизненных отношениях, образует ту первичную реальность, вырваться за пределы которой оказывается невозможным ни мысленно, ни физически. Точкой отсчета, отталкиваясь от которой можно было бы построить систему достоверного знания, не может стать и никакая другая понятая единичная жизнь.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА 1. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА В РАБОТАХ В. ДИЛЬТЕЯ, Г. ФРЕГЕ, М. ХАЙДЕГГЕРА .....5
ГЛАВА 2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
2.1. Понятие смысла в учении З.Фрейда......................13
2.2. Понимание смысла в работах А.Адлера.
ГЛАВА 2.ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ....9
2.1. Психотерапевтические принципы реабилитации детей.9
2.2. Индивидуальная и групповая психотерапия в реабилитации детей...24
2.3. Игровая психотерапия в реабилитации детей.31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ...36

ВВЕДЕНИЕ
Учение о душе является первой формой психологической мысли, и, по словам Л.С. Выготского, идея души как объяснительного принципа сущности человека явилась «первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли». Это «событие», произошедшее еще в VI-V веках до нашей эры, является по сути дела революционным моментом в истории наук. Человек наконец-то отважился перевести свой научный взгляд с окружающего мира на себя самого. Огромными завоеваниями этого периода психологии можно назвать потрясающие метафоры и образы психической жизни людей.
Но в XIV веке произошло новое революционное событие: одновременно с появлением термина «психология» происходит отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа. И связано это с изменением научного мышления человека: анатомо-физиологические знания и великие открытия во всех науках не позволяли изучать нечто непонятное и неведомое, что нельзя увидеть и потрогать руками. Другими словами, наука требовала более объективного изучения человеческого бытия. Предметом психологии стал внутренний опыт, явления сознания, психика, и главной метафорой психологии стала метафора человека как машины. Главный вопрос психологии стоял так: «Как происходит функционирование человека?». Как раз эту парадигму и можно назвать «человек в мире».
Новый виток психологии задает и новый вопрос: «Ради чего человек функционирует в этом мире? Как мир представлен в сознании человека? Как связано то, что вокруг меня, и то, что во мне?».
Актуальность: на современном этапе развития общества значение смысла и смысловых образований личности возросло, происходит осмысление внутреннего мира личности, ее внутреннего стержня, нравственных и этических проблем личности и мотивационно-смысловых образований.
Объект исследования: понятие «смысла».
Предмет исследования: проблема смысла в психологии.
Цель исследования: исследование понятия и проблемы смысла в зарубежной и отечественной психологии.
Задачи:
1. Проанализировать концепцию смысла в работах зарубежных и отечественных психологов;
2. Изучить проблематику смысла в зарубежной и отечественной психологии.
Методы:
Теоретические: изучение и анализ литературы.

Список литературных источников

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.
2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Изд-во «Смысл», 2002.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. В 6 т., М., 1984. Т.2.
7. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.
8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
10. Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия. М., 1994.
11. Корнеев М.Ю. Творчество Мартина Хайдеггера в зарубежной сравнительной философии. М., 2001

12. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Изд-во «Смысл», 1999.
13. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
14. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
16. Фреге Г. Логика и логическая семантика. М., 2000.

Список курсовых работ по предмету психология