Введение Детская глухота была и остается одной из серьезных проблем здоровья населения. Чрезвычайная актуальность проблемы детской тугоухости и глухоты обусловлена тем, что снижение слуха в «доречевом» периоде приводит не только к нарушению речевого общения, но и к нарушению интеллекта и психики ребенка. По данным статистики ВОЗ в мире насчитывается более 500 млн. людей, состояние слуха которых страдает в той или иной степени. В России число таких больных составляет по различным данным от 15 млн. до 20 млн. человек. В среднем на каждую 1000 родов приходится 1 случай врожденной тугоухости или глухоты. В 70%-85% случаев подобные нарушения расцениваются как генетически обусловленные. Приобретенные нарушения слуха у детей в 75% случаев связаны с острыми отитами, перенесенными в возрасте до 3 лет, а также с негативной экологической ситуацией (Г.А. Таварткиладзе, 2003-2006). В России сегодня более 600 тысяч детей и подростков, страдающих нарушениями слуха различной степени тяжести. Из общего числа только 150 тысяч детей состоят под диспансерным наблюдением. Значительную часть – 64% - составляют дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Число детей-инвалидов по слуху выросло за 2-3 года на 20% (Загорянская М.Е., 2003-2006). Данные российской статистики являются неполными, т.к. отсутствует национальный регистр инвалидов по слуху. Диагностика нарушений слуха у детей раннего возраста, адаптация таких детей в среду слышащих, возможность помочь им стать полноценными членами общества – сложная задача, требующая участия специалистов различного профиля: врачей, педагогов, психологов, социальных работников и родителей. Слуховое восприятие - многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении (Л.С.Выготский, 1982). В онтогенезе на развитие высших форм восприятия, связанных с другими когнитивными процессами, оказывают влияние созревание структур мозга, индивидуальный опыт ребенка, культурный и образовательный уровень социальной среды (Ж.Пиаже, 1969). У слабослышащих и глухих, вследствие сенсорной и общей психической депривации, созревание структур мозга и психических образований может быть замедлено, а индивидуальная деятельность и опыт ребенка - существенно ограничены. Вследствие этого основой компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей является ранняя слуховая диагностика и индивидуальная деятельность ребенка в специально организованной среде обучающих и коррекционных занятий. Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 г. в России работа А. Н. Поросятникова, посвященная изучению особенностей памяти глухонемых школьников. В 20-е г. систематическая разработка проблем специальной психологии (и сурдопсихологии, в частности) проходила под руководством Л.С.Выготского и под влиянием его идей. Его ученики Л.В.Занков и И.М.Соловьев с сотрудниками проводят исследования развития восприятия, памяти, мышления и речи детей с нарушениями слуха. Результаты этих исследований были обобщены в первой монографии по сурдопсихологии «Очерки психологии глухонемого ребенка», вышедшей в 1940 г. В дальнейшем исследования в области сурдопсихологии продолжались под руководством И.М.Соловьева. На разных этапах становления сурдопсихологии большой вклад в ее развитие внесли такие ученые, как А.П.Гозова, Г.Л.Выгодская, Н.Г.Морозова, М.М.Нудельман, В.Г.Петрова, Т.В.Розанова, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф и другие. Вместе с тем проблема формирования слухового восприятия у глухих детей дошкольного возраста недостаточно разработана в психолого-педагогической литературе. Цель работы – изучение особенностей развития слухового восприятия у глухих детей дошкольного возраста. Объект исследования – слуховое восприятие глухих детей. Предмет исследования – коррекционная работа по развитию слухового восприятия глухих детей дошкольного возраста. Задачи работы: 1. Изучить роль слуха в развитии ребенка. 2. Рассмотреть особенности психического развития глухих детей дошкольного возраста. 3. Выделить цели и задачи развития слухового восприятия глухих детей дошкольного возраста. 4. Рассмотреть методики диагностики слухового восприятия глухих детей дошкольного возраста. 5. Изучить средства коррекции слухового восприятия глухих детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы развития слухового восприятия у глухих детей дошкольного возраста 6
1.1. Роль слуха в развитии ребенка 6
1.2. Особенности психического развития глухих детей дошкольного возраста 12
1.3. Цели и задачи развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Коррекционная работа по развитию слухового восприятия у глухих детей дошкольного возраста 25
2.1. Методики изучения состояния слуха глухих детей дошкольного возраста 25
2.2. Средства, пути развития слухового восприятия 28
Выводы по главе 2 35
Заключение 36
Список литературы 37
1. Аксенова Л.И. Восприятие глухих детей // Дефектология. – 2005. - №21.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М., 2005.
3. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко и др. – М., 1991.
4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
5. Диагностика развития дошкольника. Методическое пособие. – Орёл: ОГУ, 1999. – 216 с.
6. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера, В.М.Хомловской. - М.: Педагогика, 1978.
7. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. - М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. - 160с.
8. Коррекционная педагогика / И.А.Зайцева, В.С.Кукушин, Г.Г.Ларин и др. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 301 с.
9. Кузьмичева Е.П. Развитие слухового восприятия глухих учащихся первого класса. – М., 1996.
10. Кузьмичева Е.П. Содержание и организация работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе глухих. – М., 1970.
11. Лапшин В.А. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
12. Леонгард Э.И. Формирование устной речи у глухих дошкольников. – М., 1971.
13. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: LINKA-PRESS, 1997. – 176 с.
14. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Формирование речи у глухих детей // Дефектология. – 2005. - №5.
15. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.
16. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
17. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова, С.П.Дуванова, Н.Б.Трофимова, Т.Ф.Пушкина. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
18. Пелымская Т.В. Выявление нарушений слуховой функции у детей первого и второго годов жизни: Педагогический аспект // Дефектология. – 1987. - №1. – С.74-81.
19. Психология глухих детей / Под ред. Ж.И.Шиф, Т.В.Розановой, Н.Я.Яшковой, И.М.Соловьевой. – М., 1971.
20. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. - М., 2000.
21. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 312 с.
22. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Академия, 2006. - 464 с.
23. Хода Л.Д., Звездин В.К. Онтогенез ребенка // Дефектология. – 2004. - №3.
24. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. – М., 1995.
25. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. – М., 2003.