Во второй половине XIX века в России существовало много проблем, которые накопились в ходе исторического развития страны. Это были и внешнеполитические и внутриполитические проблемы. Одной из важнейших проблем было то, что при последних императорах неограниченная власть в стране принадлежала бюрократии, а кроме того, крестьяне находились почти в рабстве у помещиков... То есть государственное устройство не отвечало времени и мешало появлению и развитию капиталистических отношений. В этой ситуации правительство попробовало провести реформы. Идейные течения и все оттенки передовой общественно-политической мысли в России в 19-го века, наряду с революционной борьбой, и либерально-оппозиционными выступлениями входят в понятие освободительное движение. Освободительное движение в данном смысле начинается в эпоху перехода от феодализма к капитализму, т. е. в эпоху ломки феодально-абсолютистских учреждений и подъема буржуазии. Эта переходная эпоха выдвигала задачи буржуазно-демократических преобразований. В социально-экономическом и политическом развитии Россия отставала от передовых западноевропейских стран, в которых уже в XVII—XVIII вв. произошли буржуазно-демократические революции и утвердился представительный политический строй, знаменовавший собой победу буржуазии. Однако и в России на рубеже XVIII—XIX вв. были поставлены задачи таких же преобразований общественной мыслью, которая во многом заимствовала передовые идеи западноевропейских мыслителей. Но специфика России заключалась в том, что задачи буржуазно-демократического преобразования страны, выдвинутые ее освободительным движением, опережали реальные условия их осуществления. В этом в сущности заключалась и трагедия первых борцов за свободу в России. В различные исторические периоды русское освободительное движение имело свои особенности, в соответствии с которыми можно установить его периодизацию. Как известно, В. И. Ленин освободительное движение в России в его историческом развитии (до 1917 г.) подразделял на три этапа: дворянский, разночинский и пролетарский. Характер передовой идеологии, взятой на вооружение ее деятелями, играл важную роль в формировании периодов освободительного движения. На дворянском этапе (главным образом в годы деятельности декабристских организаций) в освободительном движении господствующее положение занимали идеи Века Просвещения, теория "естественного права человека и гражданина", сформулированная в XVIII в. французскими просветителями. Разночинский этап проходит под знаком социалистических идей, преимущественно "русского социализма", ориентировавшегося на особый, некапиталистический путь к социализму, опираясь на крестьянскую общину. Пролетарский базировался на идеях марксизма в их модификации применительно к российским условиям, выраженной в ленинизме. Другим существенным критерием в выделении периодов освободительного движения служат особенности той или иной исторической эпохи. Каждый этап освободительного движения связан с определенной социально-экономической и политической жизнью страны: дворянский целиком соответствует дореформенной, крепостной эпохе; разночинский совпадает с утверждением и развитием капитализма в пореформенную эпоху; пролетарский — с эпохой империализма. Каждая эпоха, выдвигая свои задачи социальных и политических преобразований в стране, формировала и состав участников движения, определяла стратегию и тактику, а также формы борьбы. Вместе с тем следует подчеркнуть, что российское освободительное движение XIX в. — единый процесс, и каждый последующий его этап органически связан с предыдущим. В данной работе мы рассмотрим идейные течения и общественно-политические движения основных этапов освободительного движения России 19 в.: 1) Причины и последствия движения декабристов 2) Формирование Российского консерватизма и либерализма. 3) Революционно-демократическое движение второй половины 19 века. Глава 1. Причины и последствия движения декабристов Декабристы были людьми высокой нравственности которая выделяла их из среды остального дворянства, заставила подняться выше своих сословных привилегий, данных им их происхождением и положением т. е. "стать декабристами", пожертвовав всем своим достоянием и даже самой жизнью во имя высоких и благородных идеалов — освобождения России от крепостничества и от деспотизма самодержавной власти. Отличительными нравственными чертами декабристов были их истинное рыцарство, душевная чистота, высокое чувство товарищества, осознание гражданского долга и готовность к беззаветному, бескорыстному служению отечеству. Все свои практические действия они соотносили с нравственными нормами. Для достижения великой цели должны быть, как они утверждали, высоконравственные средства. "Для поступка великого не должно употреблять низкие средства" (К. Ф. Рылеев). Следовательно, "дело" декабристов — не только их гражданский, но и высокий нравственный подвиг, как они его себе представляли.
Введение 3 Глава 1. Причины и последствия движения декабристов 6 Глава 2. Формирование Российского консерватизма и либерализма 11 2.1. Теория "официальной народности" 11 2.2. Славянофилы и западники 13 2.3. Формирование радикально-демократического направления русской общественной мысли 15 Глава 3. Революционно-демократическое движение второй половины 19 века 16 3.1. Освободительное движение 1861—1864 гг. 16 3.2. Революционные организации середины 60-х — начала 70-х гг. 18 3.3. Русское народничество 70-х — начала 80-х годов 20 3.4. Рабочее движение 70-х годов 22 3.5. Либерально-оппозиционное движение на рубеже 70—80-х годов 23 Глава 4. Характеристика общественно-политических движений в современной России 25 Заключение 41 Список литературы 43
Верт Н., История Советского государства. 1900-1991, М., Издательская группа “Прогресс”, Прогресс-Академия, 1992. Ñ. 125 Выбор пути. История России 1861-1938. Екатеринбург, 1995. С. 213 Годин. События и люди 14 декабря 1825 года. Хроника. М. 1985. С. 66. История России XIX - начала XX в. Учебник для исторических факультетов университетов. /Под ред. В.А. Федорова - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. С. 325. Наше отечество. Опыт политической истории. 1991. С. 81-192. Нечкина М.В. Декабристы. М. 1983.С. 98. От абсолютизма к демократии. Политическая жизнь в капиталистической России 1861-февраль 1917 г. Екатеринбург. 1991. С. 126. Пансин. Хорос. Революционные традиции в России. М.1986.С. 224-228.