Конституция РФ и вслед за ней Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" "развели" существующую территориальную организацию субъектов Федерации и ту, которую предстоит утвердить как условие, без которого не может быть местного самоуправления, как оно смоделировано Конституцией РФ. По сути дела, реорганизация административно-территориального устройства - старого, мало приспособленного к динамике нарождающегося нового общества, составляет если не смысл, то следствие утверждения местного самоуправления, о чем уже шла речь в предыдущих главах. Однако коренное изменение административно-территориального деления - операция долговременная, требующая многомерных расчетов, тщательного анализа немалого числа географических, экономических и других факторов, усилий разных по профилю научно-исследовательских учреждений и т. д. Попытки "взять с ходу" эту проблему ни к чему хорошему не могут привести. И мировой, и наш собственный советский опыт говорит, что существенные изменения административно-территориального устройства проводились после определенной предварительной работы. Административно - территориальное устройство области - ее территориальная организация, представляющая собой систему административно - территориальных единиц, выступающая организационно - правовой основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающая участие граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективное использование природных и материальных ресурсов, удовлетворение социально - экономических, политических и духовных потребностей населения. В данной работе мы рассмотрим более подробно административно-территориальное устройство Челябинской области. Глава 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти в Челябинской области § 1. Конституционно-правовой статус Челябинской области Федеративное устройство современной России принципиально отличается от советского федерализма, характеризовавшегося формально декларированием федеративных связей центра и регионов , фактически - сохранением жестких унитарных методов руководства государством. Так, Е.М. Примаков, выступая на Всероссийском совещании по вопросам развития федеративных отношений, отметил: «И РСФСР, и Союз ССР только назывались федеративными, а по сути… являлись унитарными, жестко централизованными государствами» . В то же время, если рассматривать советский федерализм де-юре, то трудно не заметить дифференциацию подходов федерального центра к разным частям государства. И.П. Ильинский, Б.С. Крылов и Н.А. Михалева отмечают, что в советский период российское государство выступало как федеративное по отношению к автономным республикам и другим автономным образованиям, а во взаимоотношениях с краями, областями и приравненным к ним городами выступало как унитарное государство . Другие же части страны, прежде всего края и области (например, Челябинская область), представляли собой обыкновенные административно-территориальные единицы, традиционно являющиеся атрибутом унитарной формы государственного устройства. Начавшаяся в 1989 году конституционно-правовая реформа в РСФСР не могла не затронуть модернизацию федеративных отношений. Уже в принятой первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете подчеркивалась необходимость повышения статуса краев и областей . Дальнейшее развитие российского законодательства шло по этому же пути.
Введение 3 Глава 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти в Челябинской области 4 § 1. Конституционно-правовой статус Челябинской области 4 § 2. Законодательство об органах государственной власти Челябинской области 15 Глава 2. Конституционно-правовой статус органов государственной власти Челябинской области 20 § 1. Порядок формирования и прекращения полномочий администрации Челябинской области 20 § 2. Система и компетенция администрации Челябинской области 25 § 3. Правовые акты администрации Челябинской области 30 Заключение 35 Список использованной литературы и источников 36
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года 2. Устав (Основной Закон) Челябинской области от 13 апреля 1995 г. (с изменениями от 23 января 1997 г., 17 апреля 1997 г., 28 мая 1998 г., 27 января, 7 декабря 2000 г., 29 ноября 2001 г., 29 августа 2002 г.) 3. Закон Челябинской области от 28 ноября 2002 г. N 123-ЗО "О статусе города Челябинска - административного центра Челябинской области" 4. Абдурахимов Ю.В. Экономика местного сообщества: актуальные проблемы управления (на материалах Челябинской области) – Екатеринбург, Изд-во “Екатеринбург”, 2002. 5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М., 1998, С. 114. 6. Государственное право Российской Федерации. Учебник /Под ред. О.Е. Кутафина. – М., 1996, С.113. 7. Добрынин Н.М. Проблемы правового регулирования отношений края (области) с входящими в их состав автономными округами. //Государство и право. – 1998. - № 7 8. Договорные формы и принципы федеративных отношений в России. //Журнал российского права. – 1997. - № 2. – С. 30-31. 9. Ермаков В.Г. Федеральный центр и сложносоставные субъекты. //Журнал российского права. – 1997. - № 2 10. Золотарева М.В. Асимметрия в федеративном устройстве России. //Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1999. - № 1. - С. 78. 11. Иванов В.В. «Сложнопостроенные» субъекты РФ: конституционная реальность и проблемы регулирования. //Журнал российского права. – 1998. - № 12 12. Ильинский И.П., Крылов Б.С., Михалева Н.А. Новое федеративное устройство России. //Государство и право. – 1992. - № 11. – С. 31. 13. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., 1996, С. 24. 14. Кудрявцев М.С. Об экономической ситуации в области и перспективах ее развития//Челябинский рабочий - 2002.-№8 15. Лавров А. Асимметрия бюджетного устройства России: проблемы и решения. // Асимметричность Федерации. /Под ред. А.А. Захарова. – М., 1997, С. 99. 16. Левакин И.В. О современной российской юридической регионологии (к постановке проблемы, ее научном статусе и возможностях преподавания). //Государство и право. – 1997. - №10; 17. Лысенко В.Н. Развитие федерации и Конституция России. (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений). //Государство и право. – 1997. - № 8. - С. 15. 18. Мендрас М. Асимметрия или многообразие. // Асимметричность Федерации. /Под ред. А.А. Захарова. – М., 1997, С. 8. 19. Никитина Е. Е. Устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа как источник конституционного права. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юр. наук. – М., 1998, С. 12. 20. Осанкин В.С. Экономика Челябинской области в условиях становления рыночных отношений (экономика региона).- Челябинск, 2002 21. Примаков Е.М. Семь критериев здоровой Федерации. //Российская газета. – 1999. – 27 января. 22. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие. - М., 1998, С.38. 23. Ржевский В.А., Киселева А.В. Субъекты Российской Федерации: типология и конституционные основы организации. //Государство и право. – 1994. - № 10. - С. 41. 24. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). – М., 1994, С. 137. 25. Саликов М.С. Договорно-правовое регулирование федеративных отношений в России. //Российский юридический журнал. – 1998. - №4. – С. 17-18. 26. Синюков В.Н. О форме федерации в России. //Государство и право. – 1993. - №5. 27. Толстошеев А.В. Региональное право России: проблемы становления и развития. //Государство и право. – 1998. - № 11. 28. Топорнин Б.Н. Правовая реформа и развитие высшего юридического образования в России. //Государство и право. – 1996. - № 7. - С. 30. 29. Ульянов В.И. Правовые аспекты отношений края, области с входящими в их состав автономными округами. //Российский юридический журнал. – 1997. - № 4. 30. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 1998, С. 22. 31. Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации. //Государство и право. – 1994. - № 8-9. – С. 43. 32. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М., 1998 33. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ. //Государство и право. - 1994. - № 8-9. – С. 151. 34. Шуберт Т.Э. Конституционная безопасность России //Журнал российского права. – 1998. - № 4/5. - С. 58. 35. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов. //Государство и право. – 1995. - № 3. – С. 8. 36. Самойлов С. Устав региона: разделительный барьер или мост к согласию // РФ 1995 г. № 9.