Развитие рыночных отношений в нашей стране устранило многолетнюю государственную монополию на сферу общественного питания. Экономические перемены обусловили возрождение отечественного ресторанного бизнеса, черпающего свои истоки в богатом культурном и историческом наследии ресторанного дела дореволюционной России. Сложные и неоднозначно оцениваемые в обществе процессы приватизации привели к изменению форм собственности многочисленных кафе, столовых, ресторанов советского типа, отличавшихся ограниченным ассортиментом и традиционно ненавязчивым сервисом. Смена собственности и владельцев этих предприятий поставили во главу угла обеспечение прибыльности предприятий общественного питания. Между ними стала возникать реальная конкуренция за кошелек клиента, готового оплачивать предлагаемые кулинарные изыски, причудливый интерьер и настоящий сервис. В итоге шаг за шагом постепенно стал возрождаться реальный ресторанный рынок в нашей стране, подчиняющийся экономическим законам спроса и предложения, а также конкуренции. При этом активно осуществлялся процесс внедрения государственного регулирования ресторанного рынка цивилизованными правовыми методами, а не грубыми административными запретами. Возникла определенная нормативно-правовая база, регулирующая ресторанный рынок.
На смену убогих столовых и кафе, особенно в крупных городах, пришли элитарные рестораны. Рыночные отношения настоятельно требовали создания различных ресторанов, способных занять соответствующие ценовые ниши и отвечающие неудовлетворенному платежеспособному спросу населения. В число бесспорных лидеров по освоению безграничного ресторанного рынка выдвинулись Москва, способная по количеству ресторанов, их концептуальному подходу, меню и уровню сервиса быть на равных, а в ряде случаев даже впереди ведущих мировых гастрономических столиц. Место «непробиваемых» советских администраторов ресторанов заняли предприимчивые и энергичные рестораторы, стремящиеся всеми законными средствами обеспечить доходность ресторанного бизнеса. Все эти новые реалии социального и общественного уклада объективно диктовала рыночная среда.
В этих условиях к делу открытия новых и реконструкции действующих было привлечено внимание крупного частного капитала.
Сегодня необходимо стимулировать спрос населения на качественные ресторанные услуги за счет проведения специальных мероприятий по привлечению клиентов в ресторан. Практика последнего времени показала также, что рестораторы нуждаются в продвижении своей торговой марки (бренда) ресторана на рынок. На уровне бытового массового сознания это означало, что вновь создаваемый ресторан нуждается в соответствующей «раскрутке» через средства массовой информации и другими способами. Ориентируясь на западный стиль ресторанного менеджмента, актуальным стал вопрос маркетинга ресторана. Новые условия и новые обстоятельства выдвинули перед рестораторами задачу борьбы за клиента.
Введение 2
1.Теоретические основы маркетинговой деятельности в сфере ресторанного бизнеса 5
1.1.Содержание и функции ресторанного бизнеса 5
1.2.Проблемы маркетинговой деятельности в ресторанном бизнесе в России и за рубежом 12
2.Маркетинговая деятельность ресторана «Зимний сад» 16
2.1.Организационно-экономическая характеристика ресторана 16
2.2.Тенденции ресторанного рынка г.Екатеринбурга 17
2.3.Анализ маркетинговой деятельности ресторана 21
3.Совершенствование маркетинговой деятельности ресторана «Зимний сад» 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 40
1. Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-I (ред. от 17.12.1999 г.) \"О защите прав потребителей\".
2. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» // в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2001. - № 389.
3. Аникеев С. А. Методика разработки плана маркетинга. - М.: Форум, 1996. – 354 с.
4. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг. Учебник для ВУЗов. – М.: Экономика, 1999. – 703 с.
5. Абчук В.А. Азбука маркетинга. – М.: Союз, 1998. – 272 с.
6. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-Методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999 – 248 с.
7. Амблер Т. Практический маркетинг. – С-Пб.: Питер, 1999. – 400 с.
8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1996 - 468 с.
9. Балдин А. Б., Грибов В.Д„ Крутиков В. Л. Организационно-экономические основы бизнеса-М.: МЭГУ, 2001. – 341 с.
10. Березин И.С. Маркетинговые исследования рынков. – М.: РДЛ, 1999. – 416 с.
11. Брагин Л.А. и др. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Учебник. – М.: Инфра-М, 2000 - 560 с.
12. Бревнов А.А. Маркетинг малого предприятия. Практическое пособие. –М.: ВИРА-Р, 1998 - 384 с.
13. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент). – М.: Финансы и статистика. – 1997 - 528 с.
14. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 1999. – 464 с.
15. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности. - М.: Инфра-М, 1999. – 402 с.
16. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. – М.: Финансы, учет, аудит. – 1997 - 464 с.
17. КлебановаТ. В. Товарные рынки и прогнозирование спроса. - М.:МЭГУ, 2001 – 287 с.
18. Ковальков Ю.А. Эффективные технологии маркетинга. – М.: Машиностроение, 1994 - 560 с.
19. Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И. Маркетинг предприятия. – М.: Экспертное бюро. – 1998, 112 с.
20. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Ростинтэе, 1996- 698 с.
21. Крылов И.В. Маркетинг. – М.: Центр. – 1998 - 192 с.
22. Кук К. Дж. Малый бизнес: Маркетинг. – М.: ИД Довгань, 1998. – 168 с.
23. Ли К. Для тех, кто хочет торговать успешно. Путеводитель по маркетингу. – М.: Цитадель, 1997 - 176 с.
24. Маркетинг /Под ред. Романова А.Н. – М.: ЮНИТИ, 1996 - 546 с.
25. Мачадо Р. Маркетинг для малых предприятий. – С-Пб.: Питер, 1998. – 288 с.
26. Мухопад В.И. Лицензированная торговля: маркетинг, ценообразование, управление. – М.: ИНИИЦ Роспатента, 1998. – 339 с.
27. Олехнович Г.И. и др. Деловое образование предпринимателя в 4-х томах: Менеджмент в малом предпринимательстве, Бизнес-планирование в малом предпринимательстве, Маркетинг в малом предпринимательстве, Практический курс предпринимателя. – М.: Экоперспектива, 1999.
28. О\'Рейли Д. Деловые отношения с покупателями: успешная торговля и маркетинг в бизнесе. – М.: Амалфея, 1997. – 272 с.
29. Осипов В.П. Ресторанный бизнес в России. – М.: Рос Консульт, 2001 - 390 с.
30. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. – М.: Экономика, 2000 - 197 с.
31. Райтер Г.Р. В лабиринтах современного управления: Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда. – М.: Экономика, 1999. – 248 с.
32. Секерин В.Д. Маркетинг. Учебно-практическое пособие. – М.: Интел-Синтез. – 1999 - 352 с.
33. Справочник директора предприятия/под ред. М.Г. Лапусты. - М.: Инфра-М, 2001. – 748 с.
34. Уокер Дж. Введение в гостеприимство. – М.: ЮНИТИ, 1999- 427 с.
35. Уткин Э.А. Маркетинг. – М.: Экмос. – 1998. – 320 с.
36. Фадеев В.Ю. Малое и среднее предпринимательство в условиях перехода к рынку: проблемы маркетинга. Учебное пособие. – М.: Москва, 1998. – 230 с.
37. Ховард К., Эриашвили Н.Д. Маркетинг. Принципы и методы. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 347 с.
38. Хруцкий В.Е. и др. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 528 с.
39. Эванс Дж. и др. Маркетинг. – М.: Сирин. 2000 - 308 с.
40. Экономический анализ/ Под ред. Гиляровской Л.Т. –М.:ЮНИТИ, 2001 - 522 с.
41. Эриашвили Н.Д. и др. Маркетинг. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2000. 623 с.