Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она есть средство преобразования среды, природы и самого человека. Эта черта нашла отражение еще в мифотворчестве. Вспомним миф о Прометее, научившем людей техническим навыкам; миф о Дедале и его сыне Икаре, решавших задачу полета с помощью крыльев; миф о строительстве Вавилонской башни и его неудаче и др. Именно как средство преобразования среды техника была осмыслена и заложена в основу инженерной практики.
Другой фундаментальной характеристикой техники является то, что она выступает посредником между человеком и природой, задающим тип отношения между ними. Такова, например, христианская концепция природы как пассивного объекта использования и воздействия.
Абсолютизация отношения к природе, в основе которого лежит стремление и способность человека господсвовать над ней, подчинять себе, постепенно формировала агрессивный тип взаимодействия человека с природой, что и вызвало глобальную проблему экологии.
Еще одна важнейшая социокультурная характеристика техники состоит в том, что она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники. Осмысление этой характеристики породило множество вопросов: о месте техники в сообществе людей; о мере влиянии ее на характер социума; о включении техники в систему социальных, политических, в том числе международных, отношений; о воздействии на психическую, интеллектуальную, духовную жизнь; об устранении негативных последствий техники; о необходимости особого этоса (системы нравственных норм) жизни в техническом мире и т.п.
Общепризнанно, что техника обогащает человеческое существование, что она есть средство, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает свои усилия, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Вместе с тем, во взаимоотношении человек - техника появились новые аспекты, среди которых выделим два важнейших:
1) проблема искусственного и естественного интеллекта;
2) образ жизни человека в техномире.
Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая дефицит человечности, появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.
Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно также и то, что она несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.
Очевидно, что эта обусловленная техникой неизбежность может быть смягчена, но она не может быть принципиально устранена. Потеря естественного образа жизни с его органическими ритмами, которому мы подвластны как природные существа, приводит к отчуждению от наших природных истоков. Но даже тогда, когда загнанный в перенасыщенный технический мир человек вспоминает о них и вырывается на природу, он уже не в состоянии не только слышать, но и слушать голоса, звуки и шорохи леса, и поэтому образ гуляющего в лесу человека с наушниками сегодня уже не удивляет.
Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает влияние на способ, каким мы понимаем мир.
Введение 3
Техника и природа: аспекты взаимодействия и противостояния 5
Техника как окружающая среда: проблемы сосуществования искусственного и естественного 9
Развитие науки и открытость общества как факторы функционирования системы «техника-природа» 15
Заключение 21
Список литературы 23
Список литературы:
1. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? М.: Экопресс, 2003. 214 с.
2. Козлов Б.И. Естественное и искусственное. // Конференция по методологии науки. Тезисы докладов. Обнинск, 2005. 356 с.
3. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.-Новг., 2004. 102 с.
4. Неуймин Я.Г. Ноосфера: миф и действительность // Экспресс-информация. № 7-87. Л., 2003.
5. Серл Д. Открывая сознание заново. Пер. с англ. А. В. Грязнова. М.: Идея-пресс, 2002. 240 с.
6. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. М.: SvR-Аргус, 2004.
7. Степин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976. 112.
8. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 2002. 235 с.
9. Степин В.С., Кузнецова Т.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 2004. 124 с.
10. Тарасенко В. Фрактальная логика. М.: Прогресс-традиция, 2002.
11. Техника, общество и окружающая среда: материалы междунар. науч. конф. (18-19 июня 1998). М., 2003. 570 с.