ВВЕДЕНИЕ
«Я хочу жить, чтобы мыслить и страдать.»
А.С.Пушкин.
Когда вы наблюдаете, восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окру-жающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада это разнообразные чувства и эмоции. Они одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли...» отмечает Ф. Энгельс.
Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качеств и свойства, всевоз-можные связи и зависимости, то в эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.
Эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые стано-вятся предметом эмоций.
В них (эмоциях) проявляется также удовлетворенность или неудовлетворен-ность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельно-стью.
Эмоции это и своеобразное личностное отношение человека к окружаю-щей действительности и к самому себе.
Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возни-кают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Источниками эмоций служат объективно существующие предметы и явле-ния, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неоди-накова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются пере-живания и наступает утомление.
Своеобразие эмоций определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением како-го-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и мно-гогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем,
что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной дея-тельности или волевой активности, которую проявляет личность. В своем ре-ферате я рассмотрела природу эмоций и их влияние на психику человека.
Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить пе-реживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки. Они слиш-ком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий "я люблю яблоки", "я люблю маму", "я люблю этого человека" или "я люблю этот город" выражает одинаковые чувст-ва? Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуля-ции функционального состояния организма и деятельности человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, эмоции это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслажде-ние, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности, часть нашего «я».
Современному человеку в своих поступках часто приходится руководство-ваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных си-туациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. А всеобщее стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоцио-нального состояния - это залог здоровья, бодрости и счастья. Т. о. ключи к здоровью и счастью находятся в наших собственных руках.
Какова же роль эмоций? Эмоции, во- первых, отражают в своём качестве ха-рактер протекания различных жизненных процессов. Во- вторых, они управля-ют этими процессами, активизируя или тормозя их в зависимости от необходи-мости. Под жизненными процессами здесь понимается то, что связано с удов-летворением потребностей человека.
Эмоциональная жизнь человека, его переживания стали сегодня объектом исследования физиологов и врачей. Не только потому, что человек в силу своей природной любознательности стремиться проникнуть в самые заповедные уголки своего существа, не только потому, что моделирование эмоций обещает новый этап в развитии кибернетических машин. Но ещё и потому, что большое число заболеваний современного человека мы зачисляем в разряд неврогенных. Это гипертония, атеросклероз, инфаркт Миокарда, многие желудочно-кишечные заболевания, кожные и другие заболевания. Роковую роль в возник-новении этих заболеваний играют отрицательные эмоции.
Врачи давно заметили связь индивидуального преобладания тех или иных эмоций с предрасположенностью к определённым заболеваниям. М.И. Аства-цатуров говорил, что сердце поражается страхом, печень- гневом, желудок- апатией.
Значение эмоций и чувств в процессе отражения действительности в жизни человека не исчерпывается тем простым фактом, что под влиянием того или другого внешнего социального и природного фактора человек испытывает одно или другое чувство. Познание сущности эмоций и их роли в жизни человека возможно лишь при определении места этого сложного явления в структуре психических функций в целостном отражении и изменении действительности.
Особое важное значение эмоций и чувств для всей психической деятельно-сти определяется тем, что они находятся как бы между познавательной и воле-вой деятельностью и , связывая их, как уже подчёркивалось, имеют самое непо-средственное отношение к тому, что называется активностью человеческого сознания. К.Д. Ушинский писал, что ничто так не выражает сущность человека
и его отношение к миру, как его "чувствования". Он говорил, что в них слышен голос не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души человеческой и её строя.
Как мы выяснили роль эмоций велика. Они, как цвета радуги, окрашивают мир, только окрашивают в эмоциональные состояния. Без эмоций мир был бы скучен, однообразен. Мне кажется, что без эмоций закончилась бы и жизнь на земле, т.е. привела бы к вымиранию человечества. Эмоции являются частью человека, жизни. Ведь какое счастье- любить, радоваться, веселиться. Но даже такие эмоции как грусть, ненависть, горе и обида важны для человека. Они формируют в нём чувства сострадания, упорства, а также умение достигать це-ли и умение переживать.
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
I. Эмоции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1. Понятие эмоций.
2. Возникновение эмоций.
3. Развитие эмоций.
4. Функции эмоций.
II. Теории эмоций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1. Теория эмоций С. Л. Рубинштейна.
2. Теория эмоций А. Н. Леонтьева.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
ЛИТЕРАТУРА
1) Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
2) Додонов Б. И. В мире эмоций. - Киев, 1987.
3) Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
4) Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
5) Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
6) Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
7) Никифоров А. С. Эмоции вашей жизни. М.: Советская Россия, 1974.
8) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.