«Собор Покрова, что на рву, более известный как храм Василия Блаженного, расположен в южной части Красной площади, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он возник как памятник победам во время войны за покорение Казанского и Астраханского царств в 1552-1554 годах. В процессе военных действий после каждой значительной победы около стоявшей на этом месте белокаменной церкви Троицы возводилась небольшая деревянная церковь во имя того святого, память которого отмечалась в день победы. Таким образом, к окончанию войны на одной площадке оказалось восемь церквей. Участок, где ставились памятные храмы, был выбран не случайно. Здесь, на укрепленной высотке, в древности защищавшей стык Китай-города и Кремля и переправу через Москву-реку, близ Лобного места и Мытного двора, находился центр московского Торга. После победы Иван IV задумал соорудить памятник этому событию уже в долговечном материале и распорядился поставить вместо деревянных церквей каменные. Но приглашенные царем мастера Барма и Постник Яковлев (существует гипотеза, что это одно и то же лицо: Иван Яковлевич Барма) скомпоновали на одном основании восемь столпооразных храмов, симметрично размещенных вокруг девятого, увенчанного шатром столпа самого высокого и сложного в архитектурном оформлении. Центральный храм был посвящен празднику Покрова Богоматери, отмечавшемуся 1 октября, когда были взорваны стены Казани и город был взят приступом. Поэтому весь собор назывался собором Покрова, что на Рву. Строительство велось с 1555 по 1561 год.
........
Уникальность структуры здания, выделяющая его в ряду каменных столпообразных храмов XVI века, побуждала исследователей искать причины появления такого феномена. Многие из них, начиная с И. Е. Забелина, выводили архитектуру Покровского собора из композиций деревянных храмов, численно преобладавших в допетровской Руси. Влиянием деревянной архитектуры объяснялись общая компоновка здания, граненый абрис апсид, декоративные «щипцы» («стрелы»), украшающие восьмерики, и наружная обработка ребер нижних ярусов восьмигранных башен в виде рельефных кругов, передающих в камне формы торцов бревенчатого сруба «в обло». Однако в целом решение образа храма и его декора вероятнее всего - результат сложного взаимовлияния обеих ветвей древнерусской архитектуры:
.....
Над открытыми ранее лестницами появилась кровля на ползучих арках и четыре шатровых рундука над площадками. Была перестроена и звонница: пролеты звона и апсиду разобрали и на образовавшемся четверике, обработанном снаружи во вкусе XVII века, возвели шатровый восьмерик. От первоначального декора в четверике уцелело прежнее обрамление перспективного портала. В этот же период появляется первая орнаментальная роспись.
1. Введение
2. Исторические аспекты строительства и реконструкции
здания.
3. Особенности архитектуры здания.
4. Применяемые архитектурные и стилевые решения.
5. Приложение 1
6. Приложение 2
7. Список литературы.
Список литературы
Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. М.: Искусство, 1988;
Капитохин А.А., Яковлев И.В. Покровский собор (храм Василия Блаженного). М., 1970;
Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. - М.: Искусство, 1982;
Снегирев В.Л. Памятник архитектуры храм Василия Блаженного. М.,1953; Соболев Н.Н. Из истории исследований и реставрации Покровского собора (Храма Василия Блаженного в Москве) // Ежегодник Государственного исторического музея за 1960 г. М., 1962.