Введение Тема курсовой работы «Элементы бизнес – плана строительного предприятия» является актуальной и представляет интерес как для экономистов – теоретиков, занимающихся изучением вопросов эффективного планирования предприятия, так и для работников экономических отделов предприятий независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности. Актуальность темы вызвана тем, что каждый раз, как только возникает проблема планирования и планомерности, встает во¬прос о соотношении плана и рынка. При этом вопрос обычно воз¬никает в форме дилеммы: план или рынок. Считается почему-то, что там, где есть рынок, нет места планированию. Как правило, в таком случае принимается во внимание исключительно директив¬ное планирование, используемое командно - административной системой. Именно в таком смысле стоял вопрос в 20-е гг., насыщен¬ных дискуссиями о соотношении директивного планирования и рыночного механизма, так обстояло дело в середине 60-х тт., когда был провозглашен переход к экономической реформе, и аналогич¬ное наблюдается в наши дни в связи с вступлением народного хо¬зяйства в рыночные отношения. Сказанное связано с непонима¬нием многими теоретиками и невосприятием практиками сущест¬вующего различия между директивным и коммерческим планированием. При директивном планировании субъектом планирова¬ния выступает государство, которое организует процесс планиро¬вания, обеспечивает выполнение планов, контролирует четкость, своевременность и качество решения задач планирования. Госу¬дарство опирается в своей деятельности на требования экономи¬ческих законов, но поскольку процесс познания субъективен, то даже идеальный вариант планирования не лишен элементов субъективизма. Если же учесть повсеместное проникновение в экономику командных начал и администрирования, поле деятель¬ности для субъективизма и волюнтаризма становится не ограни¬ченным. Следует также иметь в виду, что директивное планирова¬ние сковывает экономическую свободу первичных хозяйственных звеньев, сдерживает инициативу и предприимчивость. Коммерческое планирование не устраняет государство от организационного управления народным хозяйством, но роль субъекта планирования закрепляется за низовыми хозяйствующими звень¬ями экономики, а за государством сохраняется регулирующая функция. Активное участие в установлении народнохозяйствен¬ных пропорций начинает играть рыночный механизм, субъектами отношений которого выступают все звенья экономики, а это обес¬печивает достоверность, надежность и гласность экономических процессов и показателей, имеющих место в хозяйственных зве¬ньях экономики. В результате плановые показатели наполняются реальным, объективным содержанием. В рыночной экономике нет директивного планирования, но есть самопланирование и го¬сударственное регулирование. Целью написания курсовой работы является получение углубленных теоретических знаний в области бизнес – планирования в сфере строительного бизнеса, а также приобретение практических навыков по разработке бизнес – плана в данной отрасли. Для достижения поставленной цели автором разработаны следующие задачи: - рассмотреть сущность и необходимость бизнес – планирования - изучить основное содержание бизнес – плана предприятия - исследовать конкретный проект по строительству объекта. Предметом изучения служит стратегическое планирование предприятия и, как его основное направление, бизнес – планирование. Объектом исследования является обоснование целесообразности строительства нового объекта. Структура курсовой работы представлена следующими разделами: - введение - основная часть, представленная тремя разделами - заключение. Завершает работу список использованной литературы и Приложения. 1. Теоретические аспекты составления бизнес - плана 1.1 Сущность и содержание бизнес - планирования Бизнес-план предприятия является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. Разработка бизнес-плана позволяет эффективно использовать планирование бизнеса для грамотного управления предприятием. В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий: администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке; существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие; при постановке целей предприятия менеджмент активно использует планирование, строго контролируется и выполняется каждый шаг плана для их достижения; администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой фирмы. Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план фирмы начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей. Внешние цели, для которых составляется бизнес-план предприятия - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и
Содержание Введение ………………………………………………………………………...3 1. Теоретические аспекты составления бизнес - плана …………………..6 1.1 Сущность и содержание бизнес - планирования …………………………6 1.2 Структура бизнес – плана и его характеристика …………………………8 2 Анализ эффективности системы организации бизнес – планирования строительной организации ОАО «Строй - Дом» ………………………..13 2.1 Краткая характеристика предприятия ……………………………………..13 2.2 Анализ основных показателей финансово – хозяйственной деятельности частной строительной компании ООО «Строй - Дом» за 2006 – 2008 годы ……………………………………………………………………………...17 3 Разработка бизнес – плана по строительству многоэтажных домов ……25 Резюме ……………………………………………………………………….25 3.1 Современное состояние отрасли ……………………………………..26 3.2 Исследование и анализ рынка ……………………………………………31 3.3 Производственный план …………………………………………………..39 3.4 План маркетинга ………………………………………………………….46 3.5 Организационный план …………………………………………………..48 3.6 Оценка риска ………………………………………………………………...48 3.7. Финансовый план ………………………………………………………….49 Заключение ………………………………………………………………...57 Список используемой литературы ……………………………………………60 Приложения
Список используемой литературы 1. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. - М: Высшая школа, 2004. – 213 с 2. Бойник И.М. Экономика предприятия. - СПб: Нева, 2005. – 388 с 3. Бондаренко Г. А. Экономика строительного бизнеса. - М: ЮНИТИ, 2005. – 513 с 4. Бондарь И.Ю., Пахомов В.И. Экономика предприятия: Учебное пособие – СПб: Питер, 2002. – 593 с 5. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии строительства. - М: Аспект Пресс, 2005. – 476 с 6. Бусыгин А.В. Предпринимательство. — Х.: ИНФРА, 2002. – 344 с 7. Волков Ю.Ф., Экономика маркетинга строительных услуг. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2003. – 508 с 8. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. – М: ИНФРА, 2002. – 564 с 9. Дубинина Т. М. Опыт управления малыми предприятиями. - Тула: Тандем, 2004. – 503 с 10. Исмаев Д. К. Маркетинг и управление качеством строительных услуг. - М: Аспект Пресс, 2005. – 432 с 11. Калина А.А. Экономика предприятия: Учебное пособие – М - нск: НПОО «ПИОН», 2006. – 618 с 12. Ковалев В.П. Основы ведения предприятия: справ. пособие. – М: Высшая школа, 2004. – 213 с 13. Котлер Ф. Маркетинг. - М: ИНФРА, 2001. – 603 с 14. Маркова В. Д. Маркетинг строительных услуг. - СПб: Финансы, 2006. – 324 с 15. Папирян Г. А. Менеджмент в строительной индустрии. - СПб: Экономика, 2000. – 486 с