Актуальность выбора данной темы заключается в том факте, что Мо-сква - столица России, город федерального значения с численностью более двенадцати миллионов жителей, - являет собой сложный и подчас противо-речивый феномен на законодательном поле РФ. Законодательной и исполнительной власти в условиях такого мегапо-лиса необходимо быть сильной и работоспособной, а в Москве она должна обладать этими качествами в исключительной степени. Ведь от того, на-сколько профессиональной и организованной окажется эта власть столицы, зависит ее политический имидж в глазах избирателей, причем не только мос-ковских, но и избирателей России вообще. Как город федерального значения, Москва выработала свои особенно-сти организации местного самоуправления на ее территории. Однако следует подчеркнуть, что до настоящего времени проблема взаимодействия, разгра-ничения предметов и полномочий между органами государственной власти Москвы и органами местного самоуправления остается весьма актуальной, на многие вопросы, возникающие в этой области, нет четких ответов как в теории муниципального права, так и в практике правового регулирования общественных отношений. И в центре таких проблем находится статус Мэра Москвы как высшего должностного лица города Москвы. Исследование конституционно-правового статуса Мэра Москвы как высшего должностного лица представляет интерес еще и потому, что его раз-витие как правового института шло одновременно с правовым институтом Президента РФ, развитием федерального законодательства, влияние послед-него ощущается в тех изменениях, которые мы можем наблюдать в прошед-шие несколько лет. Вопросы конституционно-правового статуса руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являлись предметом рассмотрения многих ученых. Среди них - Ю.А. Тихомиров, С.А. Авакьян, В.М. Ануфриев, А.П. Воробьев, С.Н. Кухтик, Э.В. Малиенко, И.А. Полянский, А.А. Степанова, Д.В. Шумков, В.В. Гошуляк и др. Однако, несмотря на такое многообразие, научных работ, в которых исследуется развитие конституционно-правового статуса Мэра Москвы как высшего должностного лица, пока крайне мало. Остаются не до конца иссле-дованными многие теоретически и практически важные проблемы, касаю-щиеся юридического анализа полномочий, определяющих статус ведущей должности в системе городского управления и круг соответствующих обя¬занностей (Мэр Москвы, вице-мэр Мо¬сквы, префект, глава районной управы) пока не нашли должного разрешения. Таким образом, научная и практическая значимость, недостаточная разработанность данной проблемы явились основанием для выбора ее в каче-стве темы исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возни-кающие в связи с деятельностью Мэра Москвы как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Предметом исследования выступают нормы конституционного права, закрепляющие и регулирующие деятельность Мэра Москвы как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Целью настоящего исследования является анализ понятия и содержа-ния конституционно-правового статуса Мэр а Москвы в системе высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, выявление условий и направлений его дальнейшего совершенствования. В задачи исследования входит: 1. Проанализировать сложившиеся в научной литературе подходы к понятию «конституционно-правовой статус». 2. Выявить специфику конституционно-правового статуса высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. 3. Проанализировать особенности конституционно-правового статуса Мэр а Москвы в системе высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. 4. Выявить условия и направления дальнейшего совершенствования конституционно-правового статуса Мэр а Москвы. Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ , Федеральный закон «Об общих принципах организации законодатель-ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» , Федеральный закон «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , Указ Президента РФ «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» , Законы города Москвы, Постановле-ния Конституционного Суда РФ, Постановления Правительства Москвы, касающиеся развития государственной власти и местного самоуправления. В работе использованы такие методы исследования, как конкретно-исторический, формально-юридический и сравнительный.
Введение ……………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические и исторические предпосылки становления конституционно-правового статуса государственной власти города Москвы как города федерального значения ………… 6 1.1. Понятие конституционно-правового статуса в юридической науке ..……………………………………………6 1.2. Сравнительный анализ конституционно-правового статуса законодательных органов современных федеративных государств ………………………………………19 1.3. Особенности формирования конституционно-правового статуса государственной власти Москвы как города федерального значения …………………………………………28 Глава 2. Характеристика особенностей конституционно-правового статуса Мэра города Москвы…..………34 2.1. Предметы ведения Мэра города Москвы в системе компетенции законодательных органов государственной власти ………………………………………….34 2.2. Полномочия Мэра города Москвы ……………………………....41 2.3. Конституционно-правовая ответственность Мэра города Москвы ……………………………………………...52 2.4. Актуальные проблемы совершенствования конституционно-правового статуса Мэра города Москвы в свете реформы местного самоуправления в РФ………………...59 Заключение ……………………………………………………………………66 Список использованных источников и литературы …………………….70
А. Законодательные источники и нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета. 2009. 25 янв. 2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. 3. Земельный кодекс РФ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. 4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих прин-ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 4 июля 2003 г.) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2003. № 36. Ст. 1322; 1999. № 42. Ст. 5005; 2000. № 31. Ст. 3205; 2001. № 7. Ст. 608; 2002. № 19. Ст. 1792; № 50. Ст. 4930; 2003. № 27. Ст.2709; 2004. № 50. Ст. 4950. 5. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде¬рации» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506. 6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 29.12.2006) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. №40. Ст.3822. 7. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военно-служащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331. 8. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-I «О статусе столицы Россий-ской Федерации» (в ред. Федеральных законов РФ от 18 июля 1995 г., от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, 26 июня 2007 г. №118-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 683. 9. Конституция Республики Татарстан: введена в действие Зако-ном РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII // СПС «Гарант». 10. Указ Президента РФ от 22 октября 1993 г. № «Об основных нача-лах организации государственной власти в субъектах Российской Федера-ции» (в ред. от 22 декабря 1993 г.) // САПП РФ. 1993. № 43. Ст. 4089. 11. Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы» (в ред. законов города Москвы от 13 июля 2001 г. № 32 и 6 ноября 2002 г. № 54, с изм. и доп. от 14 июля 2004 г.). М.: Издательство НОРМА, 2007. 12. Закон города Москвы от 22.10.2008 г. № 48 «О внесении поправок в Устав города Москвы» [электронный ресурс] // СПС «Гарант». 13. Закон города Москвы от 26 ноября 2003 года «Избирательный Ко-декс города Москвы» М.: Московская городская избирательная комиссия, 2004. 14. Закон города Москвы от 24 марта 2004 года № 15 «О муниципаль-ной службе в городе Москве» (в ред. Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 69) / В кн.: Законы города Москвы. Постановления Московской городской Думы. М., 2007. 15. Закон города Москвы от 26 февраля 1997 года № 5 «О Правительст-ве Москвы» (в ред. от 21.11.2001 N 63, от 22.05.2002 № 27, от 06.11.2002 № 55) / В кн.: Законы города Москвы. Постановления Московской городской Думы. М., 2007. 16. Закон города Москвы от 11.09.1996 № 28-9 «О районной Управе в городе Москве» [электронный ресурс] // СПС «Гарант». 17. Закон города Москвы от 7 июля 1999 года № 22 «О выборах депу-татов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве» [электронный ресурс] // СПС «Га-рант». 18. Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» // Ведомости Московской город-ской Думы. 2002. № 12. 19. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1996 г. № 16–П // CЗ РФ. 1996. № 29. Ст. 35. 20. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 года по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 1070 ГК РФ в связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С.И. Кальянова и Н.В. Тру-ханова // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 700. 21. О Концепции дальнейшего развития местного самоуправления в го-роде Москве: Постановление Правительства Москвы от 20 марта 2001 года № 262 // Вестник Мэрии Москвы. 2001. №14. С. 26. 22. О Городской целевой программе государственной поддержки раз-вития местного самоуправления в городе Москве на 2005-2007 годы» от 21 сентября 2004 г. № 649-1Ш: Постановление Правительства Москвы // http://dgp.stroi.ru/d_detailtext.asp?d=13&dc=217&dr=316709 23. Об обеспечении деятельности районных Управ в городе Москве: распоряжение Мэра Москвы от 27.11.2000 № 1236-РМ // http://www.mos.ru/poisk.shtml 24. Закон города Москвы от 7 июля 1999 г. № 22 «О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников рай-онного Собрания в городе Москве» // Тверская, 13. 1999. 30 июля (утратил силу). 25. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховно-го Суда РФ от 30 марта 2001 г. № 5-Г01-12 [электронный ресурс] // СПС «Га-рант». 26. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. №1098-1 «О Президенте РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. Ст. 512. 27. Постановление Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. «О главах исполнительной власти республик в составе РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 42. Ст. 1328. Б) Научная и учебная литература 28. Алексеев С.С. Общая теория права: Т.2. М., 1982. 29. Бродский М.Н., Ливеровский А.А. Правовой статус и экономиче-ское развитие субъекта Российской Федерации. СПб: Издательство С.-Петербургского ун-та, 2008. 30. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации. Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы: Учебное пособие. М.: Городец-издат, 2007. 31. Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой ответствен-ности. М., 2008. 32. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в со-циалистическом обществе. М., 1979. 33. Габричидзе Б.Н. Правовое пространство России: вопросы конститу-ционной теории и практики. М.. 2007. 34. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб, 2006. 35. Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. М., Юрист, 1996. 36. Козлов Ю.М. Управление народным хозяйством. М., 1991. 37. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Фе-дерации. М., 2007. 38. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: НОРМА, 2000. 39. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. 40. Кузько А.В. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством: Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 2008. 41. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М., 2002. 42. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М.: Норма, 1998. 43. Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодатель-ной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 44. Луценко Е.В. Федеративная природа института законодательных (представительных) органов государственной власти: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008. 45. Лысенко Л.М. Губернаторство и генерал-губернаторство в системе власти дореволюционной России: Автореф. дисс… докт. истор. наук. М., 2001. 46. Миронов В.Н. Правовой статус высшего должностного лица испол-нительной власти субъекта Российской Федерации (на примере Южного фе-дерального округа): Автореф. дисс... канд. юрид. наук. СПб, 2003. 47. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства: Учебник. М., 1999. 48. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в государственном управлении. Саратов, 2006. 49. Орлова Э.А. Конституционно-правовой статус высшего должност-ного лица субъекта Российской Федерации: Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 2006. 50. Осавелюк А.М. Зарубежный федерализм: организация государст-венной власти в субъектах Федерации / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2006. 51. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб, 1997. 52. Рубаненко Ю.В., Гладенко Е.К. Законодательная деятельность Мос-ковской городской Думы: аналитические материалы. М.: Информационно-аналитический отдел Московской городской Думы, 2005. 53. Сергевнин С.Л. Субъект федерации: статус и законодательная дея-тельность. СПб., 2006. 54. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. 55. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учебно-практическое пособие. М., 1998. 56. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1997. 57. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2006. 58. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998. В) Статьи 59. Алпатов Ю.М. Актуальные вопросы организации городско-го самоуправления в городах федерального значения // Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. № 2. 60. Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного пра-ва // Советское государство и право. 1986. № 2. 61. Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2008. №3. 62. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. 63. Засов К.П. Понятие должностного лица в законодательстве и юри-дической прак¬тике // Современное право. 2008. № 8. 64. Кетов Ю.М. Проблемы федеративного развития России // Консти-туционное и муниципальное право. 2005. № 9. 65. Кондрашев А.А. Правовой статус субъекта Российской Федерации: опыт доктринального исследования // Правоведение. 2003. № 6. 66. Ливеровский А.А. О статусе субъекта Российской Федерации // Правоведение. 2000. № 2. 67. Лысенко В.Н., Лысенко Л.М. Институт губернаторства в истории и современной России: некоторые общие и отличительные черты // Государст-во и право. 1998. № 5. 68. Панаитов Д.П. Правовая природа города федерального значения и ее влияние на особенности правового статуса прокуратуры столицы // Со-временное право. 2006. № 6. 69. Рабко Т.А., Федоров А.В. Москва - проблема изменения конститу-ционно-правового статуса // Право и политика. 2001. № 5. 70. Сергевнин С.Л. Субъект федерации: статус и законодательная дея-тельность. СПб, 2006. 71. Федорященко А.С. О равноправии субъектов Российской Федера-ции во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти // Законодательство и экономика. 2006. № 10. 72. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7. 73. Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Го-сударство и право. 2003. №4.