Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, при покупке игр и пособий нужно обращать внимание на следующее:
цветовое изображение. Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определённых цветов (красного, жёлтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения (Подколзина Е.Н.);
чёткие контуры изображений;
отсутствие лишних деталей;
идентичность игрушек реальным объектам.
Глава 2. Анализ развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения 3
2.1. Общая характеристика дошкольного образовательного учреждения 3
2.2. Особенности организации развивающей среды в ДОУ 7
Глава 3. Организация развивающей среды для детей с нарушениями зрения 12
3.1. Принципы построения коррекционно-развивающей среды в специальном дошкольном учреждении компенсирующего вида 12
3.2. Модель построения развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения 17
3.3. Требования к подбору дидактических игр и игрушек для детей с нарушениями зрения 22
Список литературы 26
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб.дл студ.сред. и высш.учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
2. Белкин А.С. Инновационные процессы в образовании // Образование и наука. – 2007. – №1(43). – C.113-121.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003.
4. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением // Дефектология. - 1996. - №2.- С.7.
5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005.
6. Дружинина Л.А. Создание условий и перестроение структуры и организации развивающей среды в детском саду для детей с нарушениями зрения // Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста. – Челябинск, 2006.
7. Земцова М.И. Некоторые особенности детей дошкольного возраста при нарушении зрения // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. М.И.Земцовой. - М.: Просвещение, 1978.
8. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. Выпуск. 1. - М.: Просвещение, 1982.
9. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985.
10. Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении: задержка психического развития // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: 2000.
11. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005.
12. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
13. Плаксина Л.И. Концептуальные основы предметно-развивающей среды ДОУ // Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста. – Челябинск, 2006.
14. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. – М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. - 112с.
15. Подколзина Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2005. - №6. – С.33.
16. Полонский В.М. Инновации в образовании // Инновации в образовании. – 2007. – № 2. – C.4-14.
17. Потапова И.А. Инновационные направления социализации детей в условиях дошкольных образовательных учреждений // Инновации в образовании. – 2007. – № 3. – C.82-86.
18. Российское образование: опыт работы инновационных образовательных учреждений. – М.: Про-Пресс, 2006.
19. Селезнёва Е.В. Осознание ребёнком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира // Дефектология. – 1996. - №1. – С.62.
20. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. – Ростов н/Дону.: РГПУ, 1993.
21. Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 1997. - №2. - С.8.
22. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / Под ред. Е.Н.Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006. – С.17.
23. Трудности развития у детей: виды, характеристика, коррекционные подходы / Под ред. Е.Л.Инденбаум. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2002.