Введение Фирма – латинское слово, означает подпись, торговая марка (имя) – субъект хозяйственной деятельности, который преобразует ресурсы в материальные блага и обладает самостоятельностью принятия экономических решений (что производить, как, для кого). Актуальность выбранной для исследования темы объясняется следующим. Чтобы разобраться в функционировании современных рыночных отношений, необходимо ответить на следующие вопросы: Что такое рынок? Из чего складываются отношения в рамках той или иной рыночной структуры? Каким образом осуществляется переход от одной структуры к другой? Чем вызывается смена ориентиров динамики рынков? В основе ответов на эти и другие фундаментальные вопросы экономики в целом лежит исследование поведения фирмы. Поэтому для понимания рынка необходимо изучение фирмы как экономического агента особого рода, специфические черты которого определяют особенности и последствия деятельности отрасли. Цель исследования – исследовать теорию фирмы и организационные формы бизнеса. Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1. Собрать и систематизировать литературу и периодические источники по выбранной тематике. 2. Привести основные положения технологического и институционального подхода к теории фирмы. 3. Рассмотреть организационные формы бизнеса и роль предприятий различного размера в экономике. 4. Проследить развитие предпринимательства на современном этапе развития экономики в России. 1. Теория фирмы: технологический и институциональный подход Фирма как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой прежде всего обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. 1.1. Технологический подход к теории фирмы Так как роль фирм в экономике состоит в производстве товаров и услуг, технологический подход к фирме является одним из центральных в теории фирмы. Согласно этому подходу, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпуске, называемом минимально эффективным выпуском (МЭВ) для данной отрасли. Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы. Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства). Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства - заводов), с другой. Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эффектом масштаба, то есть субаддитивностью издержек: издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм: ∑TC(qi) > TC(∑qi), где: ∑TC(qi) - совокупные издержки при суммировании выпуска нескольких товаров в рамках отдельных производств; TC(∑qi) - совокупные издержки совместного выпуска тех же товаров. Мы можем говорить о двух независимых трактовках qi: если рассматривается производство одного товара, то имеют в виду простой положительный эффект масштаба - сокращение средних издержек выпуска товара при увеличении его количества; если же рассматривается производство нескольких товаров, то речь идет о положительном эффекте разнообразия - сокращении средних издержек производства одного товарного вида при увеличении количества товарных марок, выпускаемых в рамках одной фирмы. Понятие субаддитивности издержек в рамках технологического подхода к фирме позволяет ответить на вопрос, почему экономика в целом и даже зачастую одна отрасль не может представлять собой одну-единственную фирму. Рост издержек на единицу выпуска при увеличении масштабов производства формирует технологическую границу фирмы. Преодоление тенденции роста средних издержек в рамках одной и то же фирмы возможно с помощью выделения внутри фирмы нескольких относительно независимых подразделений, которые действовали бы как квазифирмы, то есть путем изменения внутренней организации фирмы. Субаддитивность издержек определяет также и вертикальные размеры фирмы: выбор фирмы между покупкой на рынке или производством внутри фирмы продуктов последовательных стадий переработки. Товары будут производиться внутри фирмы (фирма станет вертикально интегрированной), если издержки их совокупного производства меньше, чем при их покупке: TC(q1,O) + TC(0,q2) > TC(q1,q2),
Содержание
Введение 3
1. Теория фирмы: технологический и институциональный подход 4
1.1. Технологический подход к теории фирмы 4
1.2. Институциональный подход к теории фирмы 6
2. Организационные формы бизнеса и их роль в экономике 11
2.1. Хозяйственные товарищества 15
2.2. Акционерное общество 18
2.3. Производственный кооператив 21
3. Развитие предпринимательства в России 25
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Список использованной литературы
1. Басовский Л.Е. Мировая экономика. Курс лекций. М.: Инфра-М, 2001. 208 с.
2. Бобылева Е.Г. Конспект лекций по курсу «Организация и проектирование предприятий». Новосибирск: СГГА, 2005. - 102 с.
3. Большой экономический словарь / Автор-составитель Борисов А.Б. М.: Книжный мир, 2007. 860 с.
4. Горожанкина М.Е. Институциональная среда фирмы: неортодоксальный подход. - http://www.rusnauka.com/PRNIT/Econo-mics/gorozhanktna%20m.e.doc.htm
5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. М. ИНФРА-М, 2002.
6. Гурова И.П. Мировая экономика: Учебник для вузов. М.: Омега-Л, 2007. 394 с.
7. Демидова А.В. Теория организации. М.: Приор-Издат, 2006. 128 с.
8. Диков А.О. Пути содействия развитию малого предпринимательства и привлечению инвестиций в Российской Федерации "Налоговый вестник", N 7, июль 2001 г. Система ГАРАНТ.
9. Корнейчук. Б. В. Микроэкономика. Учебник для вузов СПб.: «Питер», 2003. 157 с.
10. Лапыгин Ю.Н. Теория организаций. М.: Инфра-М, 2007. 310 с.
11. Латфуллин Г., Райченко А. Теория организации: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. 395 с.
12. Мильнер Б.З. Теория организации. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. 797 с.
13. Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. Полякова В.В., Щенина Р.К. М.: КноРус, 2006. 650 с.
14. Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономики: Учебник СПб: Питер, 2000.
15. Новый экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна М.: Институт новой экономики, 2007. 1088 с.
16. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации. М.: КноРус, 2007. 296 с.
17. Переверзев М.П., Логвинов С.И., Логвинов С.С. Организация производства на промышленных предприятиях. М.: Инфра-М, 2006. 336 с.
18. Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
19. Распоряжение Правительсва РФ от 3 мая 2006 г. N 639-р Об организации в 2006 - 2008 гг. проведения мониторинга влияния мер государственного регулирования на развитие предпринимательства с учетом практики применения законодательства РФ. Система ГАРАНТ.
20. Современная экономика. Общедоступный учебный курс / Под ред. О.Ю. Мамедова. Издание 2-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 608 с.
21. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Учебник. - 5-е изд. Киров: «Аса» 2006. 852 с.
22. Шимов В. Н., Тур А. Н., Стах Н. В., Каменков В. С., Мальченко С. Н. Словарь современных экономических и правовых терминов. Киев: Тэхналогiя, 2002. 816 с.
23. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. СПб.: Питер, 2003.