Введение В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворить все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность . С развитием конкуренции, резким обострением экологической ситуации, истощением природных ресурсов аспекты качества стали играть особую роль для производителей продукции. Успешное решение проблем качества в той или иной стране сегодня напрямую определяет ее экономическое положение. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировую экономику и занять в ней достойное место. В научных исследованиях и практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками . Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Поэтому актуально изучение зарубежного опыта управления качеством. В краткосрочном периоде предприятия могут потерять существенную долю внутреннего рынка при массовом внедрении на рынок международных корпораций с более высоким качеством товаров и низким уровнем издержек. Низкий уровень производительности труда и низкое качество продукции делают крайне уязвимыми многие отрасли. После стабилизации объемов импорта и создания более гибких и активных управленческих структур, восприимчивых, с одной стороны, к изменению конъюнктуры мирового рынка, с другой стороны, к технологическим и организационным новшествам и инновациям, будет наблюдаться экономический подъем производства, которое станет уже конкурентоспособным по отношению к мировым производителям. Однако долгосрочный позитивный эффект может растянуться на годы и дорого обойтись стране. Большой проблемой в современной экономике многих государств является качество менеджмента. Очевидно, что потребуются специалисты-управленцы новой формации. Серьезный дефицит специалистов ощущается и в области стандартизации. Научно обоснованный подход к управлению качеством продукции является актуальной задачей современного этапа деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. Это и обусловило актуальность выбранной темы. Целью дипломного проекта является анализ системы управления качеством продукции в «Lappset» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: - определение понятия качества продукции и его показателей, методы их оценки; - изучение управления качеством продукции как одного из факторов повышения конкурентоспособности предприятия; - определение значения стандартизации и сертификации как элементов системы менеджмента качества продукции; - изучение функций и направлений деятельности субъектов управления качеством продукции на предприятии; - анализ технико-экономических показателей «Lappset»; - расчет и анализ показателей качества продукции «Lappset»; - оценка системы управления качеством продукции «Lappset»; - разработка рекомендаций по совершенствованию управления качеством продукции «Lappset». Предметом дипломного проекта является система управления качеством продукции и направления ее совершенствования. В качестве объекта анализа рассматривается финская фирма «Lappset». Основными видами деятельности общества является производство детского игрового оборудования, тестирование и исследование структур оборудования. Анализ финансового состояния предприятия рассматривается за 2006-2007 гг. Руководство «Lappset» в процессе своей деятельности постоянно сталкивается с вопросами улучшения качества продукции. Ведь оно является одной из главных составляющих конкурентоспособности предприятия. Поэтому в рамках данного предприятия представленная тема является актуальной. В процессе написания дипломного проекта использовались следующие приемы и методы исследования: - описательный метод при изложении теоретических аспектов проблемы и краткой характеристике объекта исследования; -метод системного анализа, предполагающий обобщение полученных результатов по различным направлениям и предоставление их в виде логической взаимосвязи; -методы экономического анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Информационная база, используемая для написания дипломного проекта, включает в себя отечественную и зарубежную научную литературу, учебные и справочные пособия, материалы научных периодических изданий, а также статистические данные, полученные на предприятии. Элементы самостоятельной работы включают в себя: 1. разработку плана и структуры работы; 2. подбор, изучение и систематизацию литературы; 3. анализ и обобщение теоретических знаний в рамках рассматриваемой темы дипломного проекта; 4. сбор информации на предприятии; 5. разработку рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством. Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Глава первая содержит теоретические аспекты изучаемой проблемы. В ней раскрываются понятие и значение качества, его показателей, методы их оценки; функции и направления деятельности субъектов управления качеством продукции в организации; взаимосвязь управления качеством с производственным менеджментом, управлением персоналом; рассматриваются составляющие политики в области качества, связь между управлением качеством продукции и конкурентоспособностью предприятия; дается определение и значение стандартизации и сертификации как элементов системы менеджмента качества продукции. Вторая глава представляет собой аналитическую часть работы. В ней рассматривается технико-экономическая характеристика предприятия (описание фирмы, выпускаемая продукция, поставщики, потребители, конкуренты, цели функционирования и миссия предприятия, технико-экономические показатели, организационная структура), рассчитываются и анализируются значения показателей качества отдельных видов продукции, проводится анализ действующей системы управления качеством продукции, функций субъектов управления качеством, указываются все недостатки такой организации управления и необходимость ее совершенствования. Глава третья – рекомендательная часть работы, которая разрабатывается на основе результатов анализа объекта исследования, а также специальной литературы. В ней указываются проблемы, стоящие перед предприятием в области управления качеством продукции, предлагаются направления совершенствования организации системы управления качеством и обосновывается экономическая целесообразность их внедрения на предприятии. В заключении кратко обобщаются основные теоретические положения дипломной работы, делаются выводы по результатам исследования материалов, рассматриваются дальнейшие перспективы исследования данной темы. Библиография насчитывает 36 источников, из которых 30 справочных и учебных пособия, 6 статей периодической литературы и статистические данные предприятия. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 1.1 Качество как экономическая категория Развитие экономического пространства и научно-технический прогресс определили необходимость изучения категории «качество» с экономической и других точек зрения. Многие зарубежные и отечественные специалисты в области управления качеством предлагают свое видение категории «качество». Так, Деминг в своей работе дает следующее понимание качества: «Потребитель – самое важное звено производственной линии. Качество должно быть направлено на удовлетворение его потребностей – настоящих и будущих» . Известный американский специалист, имеющий 25-летний стаж практической работы по вопросам управления качеством, отмечает качество как удовлетворение или превышение требований потребителей по такой цене, которую они могут себе позволить, и тогда, когда они нуждаются в вашем изделии или в вашей услуге . Профессор Гарвардской школы бизнеса Д. Гарвин, рассматривая понятие «качество», определяет пять наиболее существенных его характеристик2. Они заключаются в соответствии: - стандарту; - техническим показателям лучших товаров-аналогов; - качества требованиям покупателей; - качества платежеспособному спросу, а также степени точности соблюдения всех производственных процессов. Стандарт предполагает соответствие товара определенным требованиям и свойствам, прописанным и утвержденным в законодательном порядке
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1 Качество как экономическая категория 8
1.2 Система управления качеством продукции на предприятии: понятие, структура и функции 14
1.3 Управление качеством продукции как фактор повышения конку-рентоспособности организации 29
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В «LAPPSET» 41
2.1 Технико-экономическая характеристика «Lappset» 41
2.2 Анализ показателей качества продукции «Lappset» 58
2.3 Организация управления качеством продукции 62
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В «LAPPSET» 78
3.1 Технические изменения в системе управления качеством
продукции 78
3.2 Организационные изменения в системе управления качеством продукции в Lappset 80
Заключение 91
Глоссарий 98
Список сокращений 99
Библиографический список 100
Приложение 1 103
Библиографический список
1. Антонов Г. А. Основы стандартизации и управления качеством продукции: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 235с.
2. Аристов А. В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2003. -240с.
3. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 212с.
4. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное посо-бие. -М.: ИНФРА-М, 2001. - 207с.
5. Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия. Курс лекций. -М.: ИНФРА-М, 2003. - 280с.
6. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. О. Г. Глудкина. - М.: Радио и связь, 2000. - 600с.
7. Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 336с.
8. Грузинов В. П. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2002. -346с.
9. Корпоративный менеджмент. Справочник для профессионалов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. - М.: Высшая школа, 2003. - 1077с.
10. Леонтьев В. Ф. Роль инновационных технологий в обеспечении качества и конкурентоспособности продукции // Проблемы прогнозирования. - 2001. - №1. - с. 136 - 146
11. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 2003. - 334с.
12. Макаренко М. В., Махалина О. М. Производственный менедж-мент: Учебное пособие для вузов. - М.: "ПРИОР", 2000. - 384с
13. Мишин В. М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303с.
14. Никитин В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000 : 2000: Политика. Оценка. Формирование. Ресурсы. - СПб.: Питер, 2002. - 262с.
15. Никифоров А. Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. -М.: Финансы и статистика, 2004. - 720с.
16. Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. пособие. - М.: "Дело и сервис", 2000. - 160с.
17. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник. - М.: Экономика, 2001.-639с.
18. Райзберг Б. А. Курс управления экономикой. - СПб.: Питер, 2003. -528с.
19. Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой: Учебник. -М.: Бизнес-школа, 2003. - 784с.
20. Рыжков Н. И. Управление качеством продукции в новых условиях хозяйствования: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, 2000.-166с.
21. Сергеев А. Г., Латышев М. В. Сертификация: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2000. - 248с.
22. Смирницкий Е. К. Экономические показатели бизнеса. - М.: Фи-нансы и статистика, 2002. - 456с.
23. Спицнадель В. Н. Системы качества: разработка, сертификация, внедрение и дальнейшее развитие. - СПб.: Бизнес-пресса, 2000. - 336с.
24. Справочник директора предприятия. - М: ИНФРА-М, 2003. - 832с.
25. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник / Под ред. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 487с.
26. Управление качеством: Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М: Банки и биржи, 2000. - 199с.
27. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, М: ИНФРА-М, 2003.-716с.
28. Федюкин В. К. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции. - М.: Филинч, 2000. - 328с.
29. Чуев И. Н., Чечевицына Л. Н. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Дашков и К, 2004. - 416с.
30. Экономика организации (предприятия): Учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 608с.
31. Экономика предприятий: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 432с.
32. Экономика предприятия (фирмы) / А. С. Пелих. - М.: Март, 2004. -512с.
33. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н. А. Сафронова. - М: «Юристъ», 2000. - 584с.
34. Устав Lappset.
35. Регламентирующая документация: положение об отделе контроля качества, положение о конструкторско-технологическом отделе, положение об отделе снабжения, положение об Управлении по маркетингу и сбыту
36. Акты организационно-методического инструктирования: должностные инструкции руководителя конструкторско-технологического отдела, руководителя отдела контроля качества, контролеров