Несмотря на ряд противоречий и ошибочных положений, которые присущи педагогическим идеям Руссо, последние имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагогической мысли.
Руссо подверг сокрушительной критике отживающую феодальную систему воспитания, подавляющую личность ребенка: сословные ограничения в области образования, словесное обучение, догматизм и зубрежку, палочную дисциплину, телесные наказания.
Выражая взгляды передовых людей своего времени, он выступил со страстным призывом освободить человека от феодального гнета, защитить права детства. Руссо призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями.
Он особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать
развитие у детей самостоятельного мышления, творческих сил.
Очень важными были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина.
Содержание
Введение 3
1. Факторы воспитания 3
1.1 Естественное воспитание 5
1.2 Возрастная периодизация 6
2. Значение педагогической теории Руссо 6
Заключение 8
Список использованной литературы 10
Введение
Современное педагогическое сознание имеет глубокие исторические корни, оно усваивает результаты многовекового опыта. В нем отчетливо появляются тенденции и течения, каждое из которых в различные периоды истории, в конкретных социально-культурных условиях приобретало значение господствующего, доминирующего начала.
Я вижу актуальность выбранной мной темы в том, что на современном этапе развития общества изменилось видение значения процесса образования. Положение о том, что развитие личности зависит т характера обучения, сегодня уже стало аксиоматичным. При этом приоритет отдается такому обучению, в котором происходит развитие самопознания, самодеятельности, саморегуляции. Наряду с другими мыслителями и педагогами над этим вопросом работал и Ж.Ж.Руссо. Попытки раскрыть сущность обучения им были предприняты еще в XVIII в. Многие его идеи не потеряли актуальность и в наше время.
1. Истрия образования и педагогической мысли за рубежом и в России/Под ред. З.И.Васильевой.-М.:Академия, 2001.-415с.-(Высшее образование)
2. Константинов Н.А., История педагогики/Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева.-4-е изд., доп. И перераб.-М.:Просвещение, 1974.-447с.
3. Хрестоматия по истории педагогики в 3 тт. Т.2. Новое время/Под общ. Ред. А.И.Пискунова.-М.: Творческий центр, 2006.-459с.
4. Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо.-М.:Изд-во «Наука», 1980.-110с.
5. История педагогики/Под ред. М.Ф.Шабаевой.-2-е изд.-М.: Гос. учеб.-педагог. Изд-во мин. Просвещения РСФСР, 1955.-375с.