Введение Психологическим особенностям детей с различными отклонениями в развитии, как в отечественной, так и в зарубежной психологии всегда придавалось большое значение. К.Д.Ушинский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Во всём мире растёт число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира.[18] Нарушение высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых (Д.А.Виноградова, Н.Л.Коломенский, Ж.И.Намазбаева и др.) Актуальность этой темы обусловлена в первую очередь тем, что именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребёнка, оформляются в различные феномены нарушения поведения, общей или частичной дезадаптации, нередко достигающие уровня клинической или криминальной выраженности. У умственно отсталых детей неизбежно возникают личностные проблемы в процессе социализации. Широкая распространённость состояний психического недоразвития и в особенности лёгких его форм, является для общества дополнительным источником серьёзных проблем, к основным из которых можно отнести неполноценную социальную интеграцию лиц с нарушениями психического развития, с сопутствующими ей ростом преступности среди несовершеннолетних, а так же со снижением качества трудовых ресурсов.[33] По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с 4 наследственной патологией, 8-10% имеют врождённую или приобретённую патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стёртые нарушения развития.[4] Теоретические основы дефектологии, заложенные классическими работами Л.С.Выготского, отражают огромное внимание их автора к проблеме личностного развития умственно отсталого ребёнка. Целью нашей работы стало исследование особенностей личности умственно отсталых младших школьников. Исходя из цели исследования мы ставим следующие задачи: 1) Изучение общей и специальной литературы по проблеме исследования. 2) Проведение исследования самооценки, Я-концепции младших школьников, уровня школьной тревожности и исследование психологического климата семей. 3) Проведение сравнительного анализа качественных и количественных показателей личностных характеристик умственно отсталых детей и детей с нормальным интеллектом. 4) Изучение особенностей развития личности детей с интеллектуальной недостаточностью. Объектом нашего исследования явились умственно отсталые учащиеся младших классов. Предмет исследования – особенности личности умственно отсталых младших школьников. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что развитие личности учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет своеобразные особенности, обусловленные биологическими (органическое поражение ЦНС) и социальными факторами (неблагоприятная семейная обстановка, низкий культурный уровень и социальный статус родителей), часто характеризующимися антисоциальными формами поведения, а так же ограничение полноценных контактов с нормально развивающимися сверстниками. Всё это позволяет говорить об отчётливой специфичности личности детей с интеллектуальной недостаточностью. 5 В качестве испытуемых в исследовании принимали участие умственно отсталые младшие школьники. Ученики 1,2,3,4 классов специальной школы составили экспериментальную группу, в количестве 25 человек. В качестве контрольной группы исследовались учащиеся массовой школы 1 и 4 классов, в количестве 25 человек. Исследование проводилось на базе коррекционной школы-интерната VIII вида города Выкса Нижегородской области.
Введение…………………………………………………………...……………….3 Глава 1. Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования: Особенности личности умственно отсталых младших школьников 1.1. Научные подходы к понятию личности и её формированию……...6 1.2. Особенности личности младшего школьника …………………….27 1.3. Особенности психического развития умственно отсталых младших школьников ………………………………........................................40 1.4. Особенности формирования личности умственно отсталых младших школьников ……………………………….......................51 Глава 2. Изучение особенностей личности умственно отсталых младших школьников …………………………………………………………..65 2.1. Цель, задачи, методы и методики исследования ………………….65 2.2. Результаты констатирующего эксперимента ……………………...79 Выводы …………………………………………………………………………….92 Заключение ………………………………………………………………………..94 Библиография ……………………………………………………………………..97 Приложение №1 …………………………………………………………………105 Приложение №2 …………………………………………………………………108 Приложение №3 …………………………………………………………………111 Приложение №4 …………………………………………………………………
1. Батаршев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – М.: Институт психотерапии, 2001, 112с. 2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития М.: «НЦ ЭНАС»; 2004. 3. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. М.: Когито – центр, 2001. 4. Божович Л.И., Ендовицкая Т.В. Психологическое изучение произвольного поведения. // Вопросы психологии. 1979, №4. 5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна, - 3-е изд. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001, -352с. (Психологи Отечества) 6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии, №4. 7. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с. 8. Власов Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1977. №1. с. 97 -106. 9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с. 10. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, 2003, №4. 11. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. – 98 М.: Издание экспериментального дефектологического института,1936. 12. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 1008 с. 13. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М.: Просвещение, - 1986. – 382 с. 14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, - 1967. 15. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: психолого – педагогические основы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 256 с. 16. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. Н.Н.Алипова; под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Мир, 1966. – 360 с. 17. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной школе VIII вида: Учеб. пособие для учителей спец. коррекционных школ и студентов дефектологич. ф – тов пед. вузов. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 18. Детская патопсихология: «Когито – Центр» 2000. 19. Дмитриев Д.Б. Психологические особенности постановки учебной задачи младшими школьниками // Вопросы психологии. – 1985. № 2. 20. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель – Пресс, Эксмо, 2002. – 272 с. (Психологический практикум). 21. Додонов Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопросы психологии, 1978, №8 с. 21 – 32. 99 22. Евлахова Э.А. Особенности восприятия сюжетно – художественных картин учащимися вспомогательной школы. Автореферат канд. дис. М.: 1958. 23. Елисеев О.Л. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000. – 560 с. 24. Еникеева Д. Популярные основы психиатрии. Семфирополь. Сталкер, 1997. 25. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение, 1995, - 248 с. 26. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение её от сходных состояний. – М.: Просвещение, 1992. 27. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. - №4 с. 90 – 91. 28. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003, - 391 с. 29. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина. 1990. 30. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 336 с. (Психологи Отечества). 31. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с. 32. Коррекционная педагогика и психология (часть 3) Из опыта специальных (коррекционных) учреждений. М.:2002. – 154 с. 100 33. Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация. М.: ПЭР СЭ, 2002. – 192 с. 34. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 232 с. 35. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. Учеб. пособие для студентов фак. дошкольного воспитания. – М.: Просвещение, 1976. 36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. – 2-е изд., М.: 1977. – 285 с. 37. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2002. 38. Мандрусова Э.С. Об исследовании умственной работоспособности при диагностике умственного развития. Рига, 1970. 39. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Просвещение, 1998. 40. Мотивация поведения у детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В.Благонадежиной. М.: Просвещение, 1966. – 182 с. 41. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн.: - 4-е Изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2. Психология образования, 608 с. 42. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001. – 507 с. 43. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика). Под ред. Пузанова Б.П., Академия, 2001. 44. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с. 45. Олпорт Г.В. Личность в психологии. – М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998. -345 с. 101 46. Основы специальной психологии. / Под ред. Кузнецовой Л.В. М.: Академия, 2002. 47. Певзнер М.С. Дети –олигофрены . М.: 1995. 48. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? 2-е изд. – М.: 2000. 49. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2002. – 160 с. 50. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. 51. Пожар Ладислав Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М.: Институт практической психологии. 2000. 52. Психодиагностические методы в работе с уч-ся 1-2 классов: Руководство / Д.В.Лубовский. – М.: МПСИ; Ворнеж: НПО «МОДЭК» 2002. – 48 с. 53. Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя / Сост. Н.П.Вайзман. М.: Просвещение, 1992. – 122 с. 54. Психологическая защита у детей. Детская психология и психотерапия М.: Академия, 1994. 55. Психология. Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ. Под ред. проф. В.А.Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1974. 56. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. –СПб.: Питер, 2001. – 656 с. 57. Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. – 584 с. 58. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: «Бахрах – М», 2002. -544 с. 102 59. Рабочая книга школьного психолога / В.И.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с. 60. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2кн. М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 384 с. 61. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ. М.Исениной; Общ. ред. И.Исенина. – М.: Прогресс, 1994. -479 с. 62. Рубинштейн С.Я. Особенности волевых качеств умственно отсталых // Вопросы психологии , 1987 №3. 63. Рубинштейн С.Л. Избранные философско – психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / РАН, Институт психологии. – М.: Наука, 1997. – 462 с. 64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1966. 65. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студ. дефектол. фак – в пед. инс – тов. М.: Просвещение, 1970. – 199 с. 66. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1987. 67. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учеб. пособие. М.: Аспект – Пресс, 2001. – 460 с. 68. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд. испр. и доп. М.: АРКТИ, 2001. – 208 с. 103 69. Семенака С.И. Учимся сочувствовать и сопереживать. Коррекционные занятия для детей 5 – 8 лет. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: АРКТИ, 2004. – 79 с. 70. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. (Клиника олигофрении). М.: Медицина, 1965. 71. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш.пед. учеб.заведений. М.: Академия, 2000. – 400 с. 72. Сорокин В.М. Специальная психология / Под научн. ред. Л.М. Щипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с. 73. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с. 74. Судаков Н.И. Психологическая характеристика нравственных идеалов учащихся // Вопросы психологии. – 1984. - №6. 75. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста: 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб.: Питер, 2004. – 896 с. 76. Ушинский К.Д. Избранные психологические сочинения. Т.1. М.: Учпедгиз,1953, 687 с. 77. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности / Общ. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Прогресс, 1987. -232 с. 78. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций // История психологии. Тексты./ Под ред. П.Я. Гальперина. – М.: Изд. МГУ, 1992. – 362 с. 104 79. Хэзлем М.Т. Психиатрия: Вводный курс / Пер. с англ. – М.: ООО Изд – во АСТ, Львов: Инициатива, 1998. – 624 с. 80. Хьелл Л., Зиглер Д. Основные положения исследования и применения / Пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. – 2-е изд., испр. СПб.: Питер, 1998. 81. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса « Возрастная психология». 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 144 с. 82. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс, ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с. 83. Щелина Т.Т. Психологическое обеспечение развития личности детей – сирот в учреждениях интернатного типа. Арзамас: АГПИ, 2003. – 303 с. 84. Щипицина Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: «Дидактика Плюс», 2002. – 496 с. 85. Шорохова Е.В. Социально – психологические проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Социальная психология личности. – М.: 1979. 86. Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения // Обучение и развитие мл. шк – в . М.: 1970 87. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960. 88. Юркевич В.С. К вопросу о познавательной потребности у школьников // Некоторые актуальные педагогические проблемы воспитания. – М. :1976. 89. Явкин В.М. Клиническая хар - ка неуспевающих уч – ся нач-х классов массовой школы из семей хронических алкоголиков // Дефектология, 1975.№3