ВВЕДЕНИЕ Актуальность настоящего дипломного исследования. Гармоничное развитие личности предполагает восприятия мира во всём многообразии и многоцветии. Являясь атрибутом объективной действительности, цвет оказывает колоссальное воздействие на человека, поэтому формирование дифференцированного восприятия цвета и оттенков способствует всестороннему развитию личности. Также следует отметить, что во многих психолого-психологических исследованиях и руководствах по обучению детей с задержкой психологического развития отмечается, что осложнения в распознавании цветов и их вербальном выражении создают трудности при овладении детьми в школьном возрасте основам целого ряда дисциплин, что в свою очередь препятствует дальнейшему обучению детей с задержкой психического развития. Степень изученности проблемы. Проблемы восприятия цвета детьми рассматривались немногими авторами, и большинство исследователей рассматривают указанные проблемы в рамках физиологических нарушений зрительного восприятия. И на сегодняшний день мы практически не находим исследований особенности цветовосприятия у младших школьников при ЗПР, тогда как именно в этом возрасте, когда уже завершён процесс перестройки психических процессов, когда структуры зрительного анализатора обладают достаточной зрелостью, открываются широкие перспективы формирования высокого уровня восприятия цвета, и его недоразвитие при ЗПР требует коррекционной работы. Среди немногих работ, затрагивающих проблемы зависимости цветовосприятия и нарушений психического развития, следует отметить работу Г.Э. Бреслава «Цветопсихология и цветолечение для всех»[8], ряд работ В.А. Москвина[28,29,30,31,32], а также работы Н.Н.Николаенко[33,34,35]. Таким образом, проблема исследования заключается в том, что потребности педагогической практики не обеспечены достаточным базисом теоретических исследований.
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗПР 6 1.1. Физические и психологические основы теории цвета и цветовосприятия 6 1.2. Нарушения цветовосприятия 19 1.3. Цветовосприятие в младшем школьном возрасте в норме и при ЗПР 31 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗПР 37 2.1. Цель, методики, база исследования особенностей цветовосприятия у младших школьников с ЗПР 37 2.2. Анализ результатов исследования особенностей цветовосприятия у младших школьников с ЗПР 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 Список литературы 63
1. Lusher M. Die Farbwahl als Psychosomatischer test. Dtsch. Med. Journal № 11, v. 12 2. Ruggieri V., Morelli A. Chromatic perception in relation to an hypothesized cerebral dominance // Percept. and Motor Skills. 1985. V. 60 3. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Психология учебной деятельности школьников. - М., 1982. 4. Амеллина О.Л.Научная организация труда. – М.:Смарт, 2009 – 5. Базыма, Б.А. Цветовые тесты М.Люшера / Б.А. Базыма // Психология цвета: теория и практика. – СПб.: Речь, 2005 6. Базыма, Б.А. Цветовые тесты М.Люшера / Б.А. Базыма // Психология цвета: теория и практика. – СПб.: Речь, 2005 7. Белый Б.И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга. М., 1987 8. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б.&К., 2000 9. Бубнова М.В. Многоцветие мира и его отражение в детских рисунках. // Искусство в школе. — 2010. — № 6 10. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с. 11. Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - С.10. 12. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М., 1968 13. Данилова Н.Н., Фуколова Ю.В. Влияние функционального состояния на перцептивное и семантическое цветовые пространства у человека // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 3 14. Данилова Н.Н., Фуколова Ю.В. Влияние функционального состояния на перцептивное и семантическое цветовые пространства у человека // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 3 15. Демидов В. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987 16. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М., 1994 17. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ,1989 18. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков, Cанкт-Петербург.2003 19. Кок Е. П. Зрительные агнозии. Л., 1967 20. Кок Е. П., Цуккерман И. И. О конкретном и абстрактном восприятии в системах опознавания зрительных образов // Вопросы бионики. М., 1967 21. Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951 22. Левашов О.В. О межполушарных различиях при анализе зрительных сцен. Модельные представления // Сенсорные системы: сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л: 1985 23. Леонов Ю.П. Геометрия цветового пространства горизонтальных клеток сетчатки // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 24. Максимец Г.В. Латеральная характеристика студентов художественного училища // Леворукость, антропоизометрия и латеральная адаптация. М.; Ворошиловград, 1985. 25. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте: Д ис. ... канд. психол. наук. - Н.Новгород: НГПУ, 2004 26. Милн Л.Дж., Милн М. Чув¬ст¬ва жи¬вот¬ных и че¬ло¬ве¬ка. М.: Мир, 1966. 27. Миронова Л.Н. Цветоведение, Минск, 1984 28. Москвин В.А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии): Канд. дис. М., 1990 29. Москвин В.А. Латеральные особенности цветоаномалов // Нелекарственная (би- и унилатеральная) терапия в наркологии, психиатрии и неврологии. Донецк, 1988 30. Москвин В.А. Леворукость среди цветоаномалов // Вопросы психиатрической и наркологической помощи сельскому населению. Новое в латеральной нейропсихиатрии. Донецк, 1990 31. Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и проблемы цветовосприятия // Вопр. психол. 1996. № 12 32. Москвин В.А., Тайгузин Р.Ш. Нейропсихологический анализ проблемы цветоаномалий // Новые технологии микрохирургии глаза. Оренбург, 1996 33. Николаенко Н. Н. Взаимодействие полушарий мозга в процессе восприятия и обозначения цвета. Cенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л. 1985 34. Николаенко Н. Н. Функциональная асимметрия мозга и изобразительные способности // Текст и культура. Тарту, 1983 35. Николаенко Н.Н. Творчество и мозг. С.- Петербург, 2001 36. Пэд¬хем Ч., Сон¬дерс Ж. Вос¬при¬ятие Све¬та и Цве¬та. М.: Мир, 1978 37. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996 38. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М., ИПИ, 1997 39. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. С.-Пб., Речь,2002 40. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. С.-Пб., 2001, 2002 41. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А. Митькин, Н.Н. Корж. М.: Наука, 1993 42. Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975 43. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987 44. Цоллингер Г. Биологические аспекты цветовой лексики // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995. С.156-172. 45. Цоллингер Г. Биологические аспекты цветовой лексики // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995 46. Черноризов А.М. Цветовое зрение рыбы как модель цветового зрения человека // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1995. № 4. С. 35-45. 47. Черноризов А.М. Цветовое зрение рыбы как модель цветового зрения человека // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1995. № 4 48. Чуприков А.П., Линев А.Н., Марценковский И.А. Латеральная терапия. Киев, 1994 49. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Самара: Сам ГПУ, “Пиквик-Club”, 2000 50. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара. СамГПУ, 1996