ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения социокультурных особенностей 1.1. Понятие социокультурных особенностей В социальной структуре общества выделяются группы разного уровня: макрогруппы, слои, сословия, нации, этносы, каждая из которых отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни, и множество микрогрупп, которые образуют различные субкультуры. Это могут быть возрастные субкультуры детей, молодежи, престарелых; конфессиональные — в зависимости от вероисповеданий; профессиональные, в которых подчеркиваются принадлежность к определенному виду трудовой деятельности и общность связанных с нею интересов и потребностей. Специфичны субкультуры мужчин и женщин. Возникновение групповых форм культуры возможно в политических партиях, движениях. Группы с отклоняющимся от нормы поведением также имеют свои субкультуры . Множественность групповых культур создает «мозаичную» картину культурной жизни. Социология культуры воссоздает их многообразие, выявляет динамику развития, основу консолидации или распада, определяет причины растворения или кристаллизации в них новых ценностей. Важным направлением в социологии культуры является изучение культурного содержания таких процессов, как демократизация общества; влияние на состояние умов свободы слова, экономических и политических реформ; изменение культурных потребностей и интересов человека в условиях урбанизации, миграции, экологического и духовного кризиса. Социология культуры представляет типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации. Не менее интересным является социологический анализ деятельности различных социальных институтов, призванных обеспечивать удовлетворение и развитие потребностей и запросов в обществе: учреждений системы образования, культуры, средств массовой инологией права, этносоциологией, социологией возрастных и социальных групп, социологией преступности и отклоняющегося поведения, социологией досуга, социологией города и другими отраслями социологического знания. Каждая из них не в состоянии создать целостного представления о культурной реальности. В самом деле, социология искусства дает богатую информацию о художественной жизни общества, а социология досуга, например, показывает, как различные группы населения используют свое свободное время. Это очень важные, но частичные сведения. Очевидно, что требуется более высокий уровень обобщения культуроведческих знаний. И эту задачу выполняет социология культуры. Культура - есть качественная характеристика человеческой деятельности во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов. Она - "сквозная" общественная система, как бы пронизывающая все общество, все его сферы и структуры. Многообразие проявлений культуры соответствует многообразию человеческой деятельности. Но еще более значима ее гуманистическая, человекотворческая грань. В этом смысле она есть человеческое, личностное измерение истории, выражение изменения самого человека в ходе исторического развития, процесс и мера самоопределения и самореализации человека. Она - средство социализации человека. Но процесс социализации в ходе освоения культуры реализуется как индивидуализация личности - обретение и проявление ее уникальности, неповторимости. Культура тесно связана со свободой человека. Она освобождает его от шаблонов и стереотипов, придает деятельности человека характер свободного самовыражения. И - в то же время - воспитывает ответственность, способность к внутреннему, нравственному ограничению, без чего свобода легко превращается в своеволие, вседозволенность. Являясь необходимым условием свободы, индивидуального многообразия и выбора, культура и нормативная система. Ее нормы - ожидания и требования общества к человеку (от норм повседневного поведения до норм права и морали, до общепринятых стандартов поведения, деятельности). Культура опредмечивает духовное богатство человека, его способности, знания, умения и привычки, которые в процессе творчества воплощаются в ценности культуры. Но само творчество возможно лишь тогда, когда личность распредмечивает (осваивает) уже существующие ценности культуры. И тем самым - творит, меняет и обогащает себя. Творчество личности развертывается не только вовне, оно есть и самоизменение.
Введение 3 ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения социокультурных особенностей 4 1.1. Понятие социокультурных особенностей 4 1.2. Что такое образ жизни 7 1.3 Общая информация об Испании 9 ГЛАВА 2 Особенности образа жизни испанцев 13 2.1 Особенности образа жизни испанцев 13 2.2 Исторические особенности нации 20 2.3 Этнический состав 27 2.4 Отношение к религии 29 2.5 Общество 31 2.6 Особенности национального характера 35 Заключение 46 Список литературы 48
1. Баткин Л.Н. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления М., 2008, - 347 с. 2. Вашингтон И. Альгамбра. М. Наука., 1979 3. Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520-1590), М., 2005. 4. Власть религии // Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Власть и властные отношения в современном мире». Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2006. - 501 с. 5. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л., Наука., 1990 6. Кольцов М. Собр. Соч. В 3 т. М., Художественная литература, 1967 7. Конан-Дойль А. Собр. Соч. В 8 т. Т. 3. М., Правда., 1966. 8. Культурология / Под ред. А.А. Радугин М., 2005. 9. Ливий Тит. История Рима от основания города / Под ред. Е.С. Голубцова. - М., 2003. 10. Лоней Д. Эти странные испанцы.// пер. с англ. Базина А. М., Эгмонт, 1999. 11. Национальная идея как осмысление опыта вхождения в Большой Мир //Тез. докл. V ежегодной науч.-практ. конф. «Глобализация: реальность, противоречия, перспективы». Т.1 Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2007. - 281 с. 12. Национальный характер.//Кемеров В. Философская энциклопедия. М., Панпринт., 1998 13. Несвободная свобода в испанской культуре // Матер. междунар. науч.- практ. конф. «Коллизии свободы в постиндустриальном обществе». Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного универитета, 2003. - 440 с. 14. Особенности испанского менталитета // Сб. статей и матер. Всероссийской науч. конф. «Народная культура: личность, творчество, досуг». Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2003. - 193 с. 15. Особенности картины мира Испании // Матер. Междунар. науч. конф. «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира». Архангельск: Поморский гос. Университет, 2007. - 80 с. 16. Отражение основных характеристик испанского менталитета /Под ред. А.С. Асташенка. – М., 2005 17. Отражение основных характеристик испанского менталитета в сюрреализме //К 40-летию философского факультета: Труды аспирантов и докторантов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 638 с. 18. Потоцкий Я. Рукопись, найденная в Сарагосе. М., Художественная литература, 1992 19. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половине XV века М, 2005. 20. Специфика испанской картины мира / Под ред. Т.Г. Федоровой. – СПб., 2006 21. Специфика испанской картины мира // Доклады участников всероссийской школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука». Томск: издание ТГУ, 2006. - 100 с. 22. Стиль культуры как способ решения региональных проблем // Матер. Всероссийской научн.-практ. конф. «Культурологический подход в образовании». Екатеринбург: Уральский гос. педагогический университет, 2006. - 133 с. 23. Художественное произведение как синтез литературы и философии // Матер. IV науч.-практ. конф. «Синтез в русской и мировой художественной культуре». М.: «Литера», 2007. 24. Эренбург И. Моя жизнь. В 3 т. МС., Мысль,, 1992 25. http://ispaniy.web-3.ru/information/osobennosti/ 26. redigo.ru