3. Критика
Опубликованная в 1904 году теория Макса Вебера о духе капитализма оказало очень сильное воздействие на умы социологов и историков с самого ее появления. Многие историки восхищались этой теорией за ее попытку объяснить, почему капитализм прижился в Европе и США лучше, чем каких либо других странах.
Критика тезисов Вебера держала его идеи постоянно на виду. Его идеи рассматривались под различными углами зрения и эхо дискуссий, вызванных его идеями, отзывались в научном мире в течение более что сотни лет и продолжают отзываться и сейчас. Достаточно сложно охватить все возражения критиков, поэтому остановимся на наиболее весомых и конструктивных. Но сначала вкратце отметим, какое место занимала протестантская этика в его теории.
Вебер предположил, что капитализм был продуктом так называемого «западного мышления», которое само по себе состояло из множества составляющих. Одной из таких составляющих была протестантская этика, которая оказала значительное влияние на возникновение духа капитализма, того, что Вебер называл основой экономической системы. В течение 16 столетия, этот дух стал частью европейского образа жизни и пидал капитализму импульс, сделавший его доминирующей экономической системой в мире.
Макс Вебер видел причину возникновения капитализма не только в накоплении капитала. Он говорил, что первопричина лежит в рациональном подходе. По сути дела, Вебер настаивал, что капитализм представлял собой триумф рациональности над традиционализмом. По Веберу, капитализму присуще дисциплинированная рабочая сила и организованные потоки инвестиций. Он утверждал, что эти факторы присутствуют только в Европе и наиболее сильно выражены в протестантских нациях, таких как Англия, Голландия и Германия, где аскетические протестантские группы имели большое влияние.
Вебер, писал свои работы о влиянии протестантской этики, находясь под впечатлением работ Бенжамина Франклина, в которых он находил признаки существования капиталистического духа еще до становления капитализма в американских колониях. Вебер высоко оценивал Франклина и в своих более ранних работах и построил множество своих идей, изучая высказывания Бенжамина, в частности, следующие его слова о том, что: Сберегая всего 6 фунтов ежегодно, можно обеспечить себя доходом в сто фунтов. Тот, кто тратит в день лишнюю крупинку, теряет 6 фунтов в год, то есть возможность использовать ту самую сотню фунтов. Тот кто праздно использует 5 шиллингов, находит им не лучшее применение, чем если бы он выбросил их в море, так как, проедая эти деньги, он не только теряет данную сумму, но и возможность использовать ее, вложить в дело. Вебер видит в этих словах не просто конкретный совет, как вести себя в жизни, не принцип деловой проницательности, а несколько большее. Он видит в этих словах особую этику, призыв к рациональности, профессиональности и опытности в делах.
Один из моментов критики теории Вебера связан именно интерпретацией слов Франклина. В частности, Тони Диксон и Хью МакЛекан в своей статье «В поисках духа капитализма: Неправильная интерпретация Вебером слов Франклина» говорят о том, что в вышеописанном отрывке Франклин говорил совсем не об этом, о чем показалось Веберу. Они указывают на то, что само произведение, отрывок из которого был приведен выше и которое, кстати, называлось «Необходимые подсказки для тех, что хочет стать богатым», по своему строению и содежанию очень далеко от духа капитализма и в нем не заключена никакая особая этика, а только набор благоразумных советов. Авторы данной работы притом, что они не отвергают саму теорию Вебера, говорят, что при доказательстве тот использовал слова Франклина в выгодном ему свете и сделал выводы, которые сам Франклин не подразумевал.
Другие критики теории о роли протестантизма подвергают сомнению сам тезис о том, что зарождение капитализма было во многом связано с духом капитализма, возникшего в результате распространения протестантской этики. При доказательстве ошибочности данного тезиса критики делятся на 2 лагеря. Первый лагерь состоял из тех, кто строит свои аргументы на том, что капитализм процветал в некоторых странах еще ДО реформации и привился и в ряде стран, где господствовала католическая церковь. Другие критики делали основной упор на доказательстве того, что основной движущей силой капитализма был не аскетизм, а рациональность.
Историк Кейпт-Таунского университета Робертсон замечает в своей работе «Критика Макса Вебера и его школы» что Макс Вебер делает акцент на понимание протестантами «призвания». Однако, на самом деле, между римско-каталитической и протестантской церковью не существовало серьезных различий в вопросе понимания «призвания». И те и другие считают, что выбор человеком профессии определяется во-первых положением индивидуума и во-вторых природной населенностью. Робертсон отмечает, что жизнь христианина была наполнена трудом, а не играми и удовольствиями и в данных условиях правильный выбор профессии был вопросом, определяющим жизненный уровень индивидуума.
Амиторе Фанфари, римский экономист и историк, также критикует Вебера но несколько с другой точки зрения. В своей работе «Католицизм, протестантизм и капитализм» он выражает свое несогласие относительно роли, которую сыграл протестантизм для развития капиталистического духа. Он говорит, что капитализм проник в Европу более чем за столетия до протестантской революции. В течение века до нее наблюдался постоянный рост рабочей силы. И не просто отдельные индивидуумы, а целые социальные группы, вдохновленные новым духом, боролись за проникновение капитализма в тех местах, куда он еще не успел проникнуть. Таким образом, получается несоответствие, так как по словам Вебера протестантизм зародил дух капитализма, а на самом деле он уже давно существовал. И здесь встает вопрос, что же является причиной, а что следствием. Фанфари считал, что не протестантская этика стала причиной капитализма, а наоборот многие протестанты были вынуждены оставить каталитические станы, чтобы избежать преследования, что увеличило интернационализм, элемент капиталистической ментальности. Кроме того Фанфари говорит, что многие ранние протестантские лидеры, включая Лютера и Кальвина препятствовали капитализму. В частности, Лютер был консервативен в экономических вопросах. Особенно это касалось его патриархальных идей в вопросах торговли. Многое в новом укладе вызывало у него отвращение. Кальвин же осуждал и считал противозаконным весь доход, который приобретается за чей-то еще счет, а также выступал против накопления богатства. Многие гугенотские и датские реформаторы также высказывались против различных аспектов капитализма. Они боялись снятия ограничений с ростовщичества, а также считали, что в интересах людей служение Богу заменяется жаждой наживы, что они называли признаком безумия.
Оглавление
Введение 3
1. История создания книги 4
2. Содержание произведения «Протестантская этика и дух капитализма» 8
3. Критика 13
Заключение 22
Список использованных источников 23
Введение
Наша общественная жизнь переживает сегодня радикальные изменения. Другими становятся и наши теоретические представления о ней. Общественные науки заметно меняют и свою структуру, свое содержание, и свои функции. Возобновляются принятые во всем мире нормы и критерии научности. Из забвения возвращаются отечественные и зарубежные мыслители, чье духовное наследие на протяжении долгих десятилетий было недосягаемым нашим читателям.
Если вспомнить евангельскую истину основателя христианства Иисуса Христа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». В реальной жизни часто получается с точностью да наоборот. Во многих случаях религиозные направления, провозглашавшие на ранних стадиях своего развития одни идеалы, позже следовали прямо противоположным. При этом одни и те же строки священных текстов получали новую интерпретацию .
В произведении немецкого социолога и экономиста Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (нем. Die protestantische Ethik und der «Geist» des Kapitalismus, 1905) сделана попытка объяснить связь религии и накопления богатства.
Целью написания реферата является изучение произведения Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Описать историю создания книги;
Рассмотреть содержание книги;
Изучить мнения исследователей о произведении.
Работа написана на основе литературных источников отечественныхи зарубежных авторов, периодической печати и интернета.
1. История создания книги
Макс Вебер принадлежит к числу наиболее влиятельных и в то же самое время еще очень мало известных у нас социологов ХХ века. Мировую славу ученому принесли его исследования культурно-духовных истоков новоевропейского капитализма, работы по истории хозяйства и хозяйственной этики мировых религий, новаторские открытия в области социологической и полтологической теории.
Этого ученого иногда называют «Галилеем социально-научного познания» или «буржуазным Марксом». Конечно, эти сравнения, как и всякая аналогия, условные. Но тут есть определенная частица истины. М. Вебер причастен к методологической революции в социологии, вследствие которой эта наука освободилась от односторонних натуралистических представлений и устремила свой интерес в сторону изучения современных форм взаимодействия людей .
М. Вебер внес также серьезные коррективы в понимание фундаментальной проблемы взаимосвязи между экономикой и обществом. Опираясь на анализ огромного фактического материала, ученый показал, что духовные запросы людей могут быть не менее важным фактором исторического прогресса, чем их материальные интересы (что стало, в частности, одной из причин продолжительного замалчивания работ М. Вебера правоверными марксистами). Его работу «Протестантская этика и дух капитализма» справедливо относят к числу классических произведений социологической мысли.
Макс Вебер родился в 1864 году в г. Эрфурте в семье юриста.
Наилучшие воспоминания детства будущего ученого связаны с колоритной фигурой его деда Г. Фаленштейна участника войны против Наполеона. Мать была духовным центром семейства, глубокое уважение и любовь к ней Вебер берег на протяжении всей своей жизни.
Первенец в семействе, маленький Макс в раннем детстве тяжело переболел на менингит, на протяжении длительного времени его жизнь была под угрозой. В то же время достаточно рано проявились его умственные способности.
По окончании гимназии в 18 лет Вебер начинает учебу в Гайдельбергском университете, и продолжает её в университетах Берлина, Страсбурга и Геттингена. Своей основной специальностью он избирает право, хотя вместе с юридическими дисциплинами интенсивно изучает экономику, философию, древние языки.
В 18 лет Макс Вебер поступил в Гейдельбергский университет на факультет права. Однако вместе с правом Вебер изучает и экономику, и историю, и философию. В 1889 году он защитил диссертацию и через 4 года женился.
Завершив университетское образование, на протяжении 18831884 гг. он отбывает военную повинность, потом некоторое время работает в судебных учреждениях. В 1889 г. Вебер защитл докторскую диссертацию по истории средневековых торговых обществ в Италии. Работа «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891) дает ему возможность занять должность инструктора права в Берлинском университете. Вскоре Вебер жениться на своей кузине Марианне Шнитгер.
В начале 1897 г. Вебер возглавляет кафедру политической экономии Гайдельбергского университета. Не пробыв в Гайдельберге и двух лет, ученый был вынужден оставить преподавательскую работу вследствие тяжелой нервной болезни. Он полностью теряет трудоспособность и, как пишет биограф, «становиться неспособным ни к чтению, ни к писанию, ни к мышлению». Длительное время Вебер лечится дома и в санаториях, неоднократно выезжает вместе с женой в Италию, подолгу оставаясь в Риме и Флоренции.
Постепенно ученый возвращается к научной и общественной деятельности (в это время он получает большое наследство, и, став материально независимым, отказывается от преподавательской работы).
Непосредственным толчком к написанию работы «Протестантская этика и дух капитализма» стало знакомство Вебера с Оффенбахером и статистический материал, который свидетельствовал о преобладании протестантов среди баденских финансистов, предпринимателей и квалифицированных рабочих.
Статистические данные говорили о том, что число лиц протестантского вероисповедания среди тех, кто получил высшее и среднее техническое образование, значительно больше, чем число католиков и представителей других конфессий.
Вебер выдвинул гипотезу о существовании определенной внутренней «избирательной родственности» между догматическими принципами протестантизма (особенно его аскетических разновидностей) и «духом капитализма».
Современное капиталистическое предприятие основывается на основах рентабельности, представление о которой отсутствует как в традиционном крестьянском хозяйстве, так и «капитализме» колонизаторов, авантюристов, завоевателей и т. п. «Духом» же современного капитализма М. Вебер называет определенный, как сказали бы сегодня, «менталитет», когда люди целенаправленно стремятся к обогащению в рамках свей профессиональной деятельности, одновременно сознательно ограничивая себя в расходах на потребление и придавая, опять таки сознательно, своему образу жизни определенные аскетические черты.
Люди с такой ментальностью способны без особенных внутренних трудностей адаптироваться к требованиям капитализма как рационально действующей экономической системы. С другой стороны, сама эта система быстро внедряется и эффективно функционирует там, где такой менталитет приобрел массовое распространение.
Таким образом «протестантская этика», «Дух капитализма» и сам капитализм как экономическая система являются, по Веберу, явлениями «исключительно родственными». Между ними можно найти определенную смысловую адекватность что не дает, однако, оснований рассматривать их как звенья причинно-следственных связей и считать протестантизм причиной капитализма и наоборот .
2. Содержание произведения «Протестантская этика и дух капитализма»
«Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905) - работа немецкого социолога М. Вебера, входящая в корпус его исследований по проблемам исторической социологии культуры.
Книга включает 2 части (5 глав):
1. Постановка проблемы (Предварительные замечания и 3 главы);
2. Профессиональная этика аскетического протестантизма (2 главы).
На русском языке книга публиковалась в 1976 году Институтом научной информации по общественным наукам РАН; в 1990 году полный текст книги вошел в сборник М. Вебера «Избранные произведения» (М.: Прогресс); в 2006 году книга вышла в московском издательстве «Российская политическая энциклопедия». Имеется большое количество доступных в электронном виде текстов произведения в сети Интернет.
"Капитализмом, - пишет Вебер, - "будем называть такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства". Такой капитализм, когда "хозяйственная деятельность действительно ориентирована на сопоставление дохода и издержек в денежном выражении", существовал " в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах древности, средних веков и нового времени", но только капитализм Запада явил такие "типы, формы и направления, которых ранее нигде не было" . Западный тип капитализма - нигде ранее не существовавший - это "ориентированая на товарный рынок" "рациональная капиталистическая организация свободного (формально) труда"; к этому свойству следует добавить еще "отделение предприятия от домашнего хозяйства" и "рациональную бухгалтерскую отчетность", опора на "науки и основанную на них технику", использование которой поощрялось "рациональной структурой права и управления". Т.о., основной спецификой западной версии капитализма выступает его рационализм, истоки которого и пытается определить Вебер.
1. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
2. Карпец А. «Иной» Макс Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»: похороны мифов // Газета «День» №39, 3 марта 2007
3. Безнюк Д.К. http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0900.htm
4. Пьеротти С. Перевод И. Шарапа Протестантская этика и дух капитализма. Критика теории М. Вебера Опубл. 20.04.2008 21:57 http://bhoga.ru/article/31/protestantskaya-etika-i-dukh-kapitalizma-kritika-teorii-m-vebera
5. Федоренко В., Макс Вебер и его «Антикоммунистический манифест» // Деньги и игры № 18 (43) октябрь 2004 http://www.dengi-info.com/archive/article.php?aid=660