Возникновение высшего образования и университетов в России непосредственно связано с новым периодом в отечественной истории и является одним из опосредованных результатов реформ I четверти XVIII века. С момента своего возникновения это явление становится одним из центральных в жизни империи, выполняя образовательную, научную, культурную и общественную функции.
Целью данной работы является проследить как история высшей школы дореволюционной России отразилась в отечественной историографии.
Хронологические рамки работы определяются периодом существования дореволюционных работ, посвященных проблемам высшего образования в России, т. е. с XVIII века до 1917 года.
Специальных исследований, которые в целом охватывали бы изучаемую тему, не существует. Вообще же об университетах и их преобразовании писали часто и много. Писали по разным поводам, с разных точек зрения при построении общеисторических концепций, к юбилейным датам, в поисках наиболее действенных способов решения университетского вопроса.
Историография истории университетов середины XIX века кратко охарактеризована в монографии Р. Г. Эймонтовой «Русские университеты на грани двух эпох (от России крепостной к России капиталистической)» (М., 1985). В ее же монографии, посвященной университетам в 60-е годы дается историография реформы 1863 г. и предшествовавшей полемики по университетскому вопросу (М., 1993).
Содержится историографический очерк, посвященный университетскому образованию в Петербурге в XVIII начале XIX века, в монографии Ю.Д.Марголиса и Г. А. Тишкова «Отечеству на пользу, а россиянам во славу» (М., 1988).
Краткий обзор исследований по Московскому университету начала XIX приводится в работе А. Ю. Андреева «Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века» (М., 2000).
Источниками исследования служат непосредственно работы авторов, занимавшихся изучением истории высшего образования в дореволюционной России.
Введение.3
Глава I. Исследование высшего образования в России
в дореволюционный период5
Глава II. Отечественная историография высшего образования
в новейшее время18
Заключение.29
Список использованной литературы30
Список использованной литературы
Андреев А. Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. М.: Языки русской культуры, 2000. 312 с.
Белявский М. В. М. В. Ломоносов и основание Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1955. 312 с.
Иванов А. Е. Русский университет в царстве Польском. Из истории университетской политики самодержавия: национальный аспект // Отечественная история, 1997, № 6. С. 23 33.
Иванов А. Е. Студенчество в России конец XIX начало XX века. М.: Росспэн, 1999. 414 с.
История Ленинградского университета, 1819 - 1969: Очерки. Л., 1969.
История Московского университета. М., 1955.
История университетского образования в дореволюционной России. М., 1993. 56 с.
Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М.: Мысль, 1971. С.
Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900 1917 гг. М.: Мысль, 1981. С. 285.
Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Отечеству на пользу, а россиянам во славу: Из истории университетского образования в Петербурге в XVIII начале XIX в. Л.: Изд- во Ленинградского ун-та, 1988. 232 с.
Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. СПб.: 1991.
Эймонтова Р. Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века. М.: Наука 1993. 272 с.
Анисимов Е., Карпеев Э. Поиск нужно продолжить // Ленинградский университет. 1983, 27 мая.
Горбенко Е. Еще о преемственности // Ленинградский университет. 1983, 18 нояб.
Иванов А. Письмо из Москвы // Ленинградский университет. 1983, 18 нояб.
Семенов Л. С. Де-факто и де-юре // Ленинградский университет, 1983, 17 июня. С. 7.
Смагина Г. Логическая цепь // Ленинградский университет. 1983, 18 нояб.
Флоринский М. Ф. Проблема интересная, актуальная // Ленинградский университет. 1983, 18 нояб.