Актуальность исследования. Проблема мотивации занимает одно из центральных мест в изучении психологии и педагогики. И ту, и другую науку главным образом интересует связь мотивации с деятельностью человека, в том числе с учебной деятельностью. Суть проблемы мотивации проста. Почему одни люди интересуются одним предметом, а другие другим? Почему для обучения одних достаточно простой просьбы выполнить задание, а для обучения другого нужно провести целый комплекс диагностической и коррекционной работы? Психологу и педагогу необходимо в своей работе учитывать и сами особенности процесса мотивации как психологической категории, и индивидуальные психические и психологические особенности каждого обучаемого. Мотивация - предмет изучения многих известных ученых. Среди них Л. И. Божович [2] А. Н. Леонтьев [9], В. Н. Лозоцева [11], А. К. Маркова [12], Н.В. Елфимова [5], В.К. Вилюнас [3], А. Маслоу и многие другие. Одним из направлений изучения мотивации является изучение динамики развития учебных мотивов. Здесь свои наработки оставили Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин [25], Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др. Проследить динамику развития учебных мотивов – значит определить возможные инструменты работы с мотивами в будущем, сделать учебный процесс качественным, индивидуально и общественно полезным. Несмотря на большой интерес к тематике мотивации в настоящее время существует дефицит исследований, направленных на изучение динамики учебной мотивации особенно для детей младшего школьного возраста [5]. Кроме того, существующие исследования практически не учитываются педагогами младшей ступени при проектировании собственных занятий
ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8 1.1 РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ «УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ» 8 1.1.1 Общая характеристика понятия 8 1.1.2 Структурные компоненты учебной мотивации 17 1.1.3 Классификация учебных мотивов 20 1.2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22 1.3 СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 38 2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ 38 2.1.1 Особенности организации и проведения исследования 38 2.1.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик 39 2.2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 43 2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 49 2.3.1 Общие подходы к развитию мотивации младших школьников 49 2.3.2 Психолого-педагогические инструменты развития мотивации младших школьников 51 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76 ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83 ПРИЛОЖЕНИЕ 8 85 ПРИЛОЖЕНИЕ 9 86 ПРИЛОЖЕНИЕ 10 90
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 2. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. В. Блогонадежина. – М.: Педагогика, 1972. – С.22-29. 3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1995. – 642 с. 4. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы//Вопросы алгоритмизации и программирования обучения/Под. ред. Л.Н. Ланды. М., 1973. Вып. 2. 5. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб., 1999. 6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 7. Выготский Л.С. «Мышление и речь», ст. из сборника «Психология мышления». – М., 1983. 8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. М., 1992. 9. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. – В сб. Теоретические проблемы психологии личности./ Под ред. Е.В. Шороховой.- М.: Наука,1974. 10. Дмитриев, Б. Д. Психологические особенности постановки учебных задач младшим школьникам / Б. Д. Дмитриев // Вопросы психологии. – 1985. - №2. - С. 5-9. 11. Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников: учеб. пособие / Н. В. Елфимова. - М.: Просвещение, 1991.- 276 с. 12. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с. 13. Ильин, Е.П. Мотвация и мотивы. – М., 2000. 14. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. 15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1983. – Т.1,2 16. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы формирования мотивации. – М., 1987. 17. Лозоцева, В. Н. Формирование учебной мотивации школьников / В. Н. Лозоцева // Школа и производство. - 2004. - №4. – С. 23-36. 18. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991. 19. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии.- 2004.- №5.- С.25-32. 20. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998. 21. Маркова, А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990. 192 с. 22. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. 23. Махмутов М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. – М., 1975. 24. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности// Вопр. психологии, 1987, №5. 25. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2004. – 379 с. 26. Нежнова Т.А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. Трудов.- М.: Изд-во АПН СССР, 1991.- С. 50-61. 27. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с. 28. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: «Академия», 1995. 29. Психологическая диагностика / под ред. Акимовой М.К. – М., 2000. 30. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983.- 448 с. 31. Психологический словарь / под ред. Кондакова И.М. – М., 2000. 32. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с. 33. Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. 34. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб.: Питер, 2000. 35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб.: Изд. Питер, 2000. – 675с. 36. Семенов С.П. Мотивационный анализ. Психотерапевтическая версия.- СПб.: МОО «Оазис»,2001. 37. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб., 2002. 38. Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. – 1996. - №5. – С. 38-51. 39. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева.- М.: Смысл, 2002. 40. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423 с. 41. Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Н. Ф. Талызина. – М.: Академия, 2002. – 192 с. 42. Формирование стремлений к знаниям, мотивация учения школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. С. Ильина. – Ростов н/Д, 1975. - 351 с. 43. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Пер. с нем. М., 1986. 44. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 1997. 45. Шадриков, В.Д. Психология деятельности. – М., 1996. 46. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994. – 280 с. 47. Эльконин, Б.Д., Фрумин, И.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. – 1993. – №1. С. 24-32. 48. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младших школьников: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 321с. 49. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. – М.: Педагогика и психология, 1956. – 268 с. 50. Ярошевский, М.Г. О категориальном анализе истории психо-логического познания/Проблемы теории и истории развития психологии.- М.-1973.