Введение
Все объекты живой и неживой природы можно представить в виде определенных систем, обладающих конкретными особенностями и свойствами, характеризующими их уровень организации. С учетом уровня организации можно рассматривать иерархию структур организации материальных объектов живой и неживой природы. Такая иерархия структур начинается с элементарных частиц, представляющих собой первоначальный уровень организации материи, и заканчивается живыми организациями и сообществами − высшими уровнями организации [2].
На разную степень организации живой материи обращали внимание ученые разных времен. Еще в прошлом столетии немецкий ботаник М. Шлейден уверждал о различном порядке организованности живых тел. К тому времени была создана клеточная теория живой материи. Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель считал протоплазму клетки неоднородной и состоящей из частиц, названных им пластидулами. По мнению английского философа Г. Спенсера (1820-1903), пластидулы не статичны, а находятся в состоянии постоянной функциональной активности, в связи с чем они были названы физиологическими единицами. Таким образом утверждалась идея дискретности, т. е. делимости живой материи на составные части более низкой организации, которым приписывались вполне определенные функции.
Концепция структурных уровней живой материи включает представления системности и связанной с ней органической целостности живых организмов. Однако история теории систем начиналась с механистического понимания организации живой материи, в соответствии с которым все высшее сводилось к низшему: процессы жизнедеятельности - к совокупности физико-химических реакций, а организация организма - к взаимодействию ее молекул, клеток, тканей, органов и т. п. Качественные особенности живых организмов отрицались. В то время один из представителей физиологического детерминизма, французский физиолог и патолог К. Бернар (1813-1878), считал, что все структуры и процессы в многоклеточном организме определяются внутренними причинами, природа которых пока не расшифрована.
Исторически сложилось так, что понятия «структурные уровни» ввели не биологи, а философы. Концепция структурных уровней впервые была предложена в 20-х годах нашего столетия. В соответствии с данной концепцией структурные уровни различаются не только по классам сложности, но и по закономерностям функционирования. Кроме того, концепция включает иерархию структурных уровней, в которой каждый последующий уровень входит в предыдущий, образуя таким образом единое целое, где низший уровень содержится в самом высоком. Таким образом понятие уровней организации сливается с органической целостностью.
Концепция структурных уровней получила дальнейшее развитие. Она наиболее полно отражает объективную реальность, сложившуюся в ходе исторического развития живой природы.
1. Особенности живых систем
1.1. Обшая характеристика живых организмов
Все живые организмы делятся на доклеточные и клеточные. Большинство ныне живущих организмов состоит из клеток. Доклеточные формы жизни это вирусы и фаги. Вирусы занимают промежуточное место между живым и неживым. Все клеточные организмы подразделяются на четыре царства: безъядерные (бактерии, цианеи), растения (багрянки, настоящие водоросли, высшие растения), грибы (низшие и высшие) и, наконец, животные (простейшие и многоклеточные). Число видов ныне существующих растений превышает 500 тыс., из них цветковых примерно 300 тыс. По числу видов животные превосходят растения: их описано около
1 млн. 200 тыс. видов. Грибов − около 100 тыс. Все эти виды объединяются во множество сообществ разной сложности, включающих как особей одного вида, так и особей, принадлежащих разным видам [6].
Содержание
Введение 3
1. Особенности живых систем 5
1.1. Обшая характеристика живых организмов 5
1.2. Мир живого как система систем 7
2. Основные уровни организации живого 9
2.1. Молекулярно-генетический уровень 9
2.2. Организменный уровень 11
2.3. Популяционно-видовой уровень 12
2.4. Биогеоценотический уровень 14
2.5. Биосферный уровень 16
Заключение 23
Библиографический список 24
Библиографический список
1. Басаков М. И., Голубинцев В. О., Каждан А.Э. К концепции современного естествознания. − Ростов н /Д: Феникс, 1997. − 448с.
2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Изд. 8-е. М.: Академический проект, 2004.
3. Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология. − Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. − 80с.
4. Маглыш С.С. Общая экология. − Гродно: ГрГУ, 2001. − 111с.
5. Макаров В. М. Концепции современного естествознания. − Волгоград, 2006. 68с.
6. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. − М.: Гайдарики, 2003. − 476 с.
7. Николайкин Н. И. Экология: Учеб. для вузов. − М.: Дрофа, 2004. − 624с.
8. Садохин А. П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. − 447с.
9. Тишков А.А. Биосферные функции природных экосистем России. − М.: Наука, 2005. − 309с.
10. Тишков А.А. Современные проблемы биогеографии: Конспект лекций. − М.: Российский открытый университет, 1993. − 60с.