ВВЕДЕНИЕ
Реализация товаров и услуг без предварительной оплаты стало в наше время обычным явлением. Товарный кредит это спутник рыночной экономики и один из мощных способов неценовой конкуренции. Естественным следствием товарного кредита является дебиторская задолженность.
Как правило, преобладающая часть выставленных счетов не оплачивается в срок, а часть не оплачивается вообще, что приводит к большим затратам как на финансирование дебиторской задолженности, так и к прямым потерям предприятия.
Контрагенты, не рассчитываясь в установленные сроки, фактически получают от беспроцентный кредит, зачастую ставя предприятие на грань финансовой устойчивости. Преобладание в балансе предприятия дебиторской задолженности и, как следствие, недостаток оборотных средств может привести предприятие к банкротству.
Дебиторская задолженность является высоколиквидным активом компании, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной дебиторской задолженности негативно сказывается на финансовой устойчивости компании. Отсутствие четких стимулов контрагентов для исполнения задекларированных обязательств приводит к нежелательным для любой организации последствиям. Сложность данной ситуации усиливается малоэффективностью, и неоперативностью исполнительной системы.
Любые хозяйственные правоотношения сторон таят в себе риск возникновения долга. Начиная от договорных и заканчивая деликтными обязательствами. На сегодняшний день предприятия и организации все чаще сталкиваются с неоплаченными счетами и неисполнительными обязательствами. Безобидная задержка платежа в иных случаях может привести к банкротству и потере в управлении, свертыванию инвестиционных программ, необходимости брать в долг и прочее. К сожалению, многим руководителям так и не удается выстроить целостную, эффективную и работоспособную систему возврата долгов.
Дебиторская задолженность таит в себе много опасностей. Предоставление отсрочек платежа требует выстраивания продуманной системы, взаимосвязанной со стратегией предприятия, его финансовыми возможностями, доступностью заемных средств и их стоимостью. В тоже время, сегодня успешно вести бизнес и никогда никому не одалживать практически невозможно, поэтому крайне необходимо правильно организовать работу в данном направлении. В этом изаключается актуальность выбранной темы.
Цель работы разработка системы учёта и контроля дебиторской задолженности.
В процессе написания работа ставились следующие основные задачи:
1. Определить сущность дебиторской задолженности, раскрыть её классификацию и причины возникновения.
2. Описать систему учёта и контроля дебиторской задолженности.
3. Выявить основные направления управления дебиторской задолженности.
При написании данной работы использовался ряд литературных источников как отечественных, так и зарубежных авторов. В различных учебных пособиях и специализированных изданиях проблема управления дебиторской задолженностью находит свое теоретическое отражение, поэтому именно из этих источников почерпнута основная теоретическая информация об изложенной проблеме. Ввиду несомненной актуальности темы в современных условиях имеется большое количество материалов периодической печати, которые широко использовались при проведении исследования.
1. СУЩНОСТЬ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ЕЁ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Совершать сделки исключительно по предоплате редкая роскошь в условиях серьезной конкуренции. Обычно это могут позволить себе только те компании, продукция которых является дефицитной. В остальных случаях отсрочек платежа, поставок «на реализацию» и предоставления других финансовых преференций контрагентам не избежать. Более того, нередко именно «гибкий подход» к оплате становится важнейшим конкурентным преимуществом и маркетинговым рычагом продвижения товаров.
Современные условия развития экономики нашей страны предусматри¬вают динамизм развития взаиморасчетов между контрагентами. В таких условиях особое внимание необходимо уделять дебиторской задолженности.
Очень часто ее определяют как составляющую оборотного капитала, ко¬торая представляет собой требования к физическим или юридическим ли¬цам относительно оплаты товаров, продукции, услуг.
Существует тенденция отождествлять дебиторскую задолженность с ком¬мерчским кредитом. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования предоставленных средств ограничен).
Согласно стандартам бухгалтерского учета, дебиторская задолженность это сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату. Де¬биторами могут быть как юридические, так и физические лица, которые за¬должали предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. По данным бухгалтерского учета можно определить сумму задолженности на любую дату, но обычно такая сумма определяется на дату баланса. [3, c.21]
Дебиторская задолженность в соответствии как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся компании от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.
Необходимо отметить, что в положениях (стандартах) бухгалтерского учета, используются следующие дефиниции (определения) дебиторской задолженности.
Так, под дебиторской задолженностью понимают сумму задолженности дебиторов предприятию на определенную дату, при этом дебиторы юридические и физические лица, которые в результате прошедших событий должны предприятию установленные суммы денежных средств, их эквивалентов либо иных активов. Дебиторская задолженность может возникать относительно продажи товаров, предоставленных работ (услуг), возмещения убытков и удовлетворения претензий, расчетов с подотчетными лицами и т. п.
С точки зрения гражданского права дебиторская задолженность является имущественным правом, т. е. правом на получение определенной денежной суммы (товара, услуги и т. п.) с должника. [3, c.25]
Обычно экономическая выгода от дебиторской задолженности выражает¬ся в том, что предприятие в результате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты. Соответственно де¬биторскую задолженность можно признать актиом только тогда, когда су¬ществует вероятность ее погашения должником. Если такой вероятности нет, сумму дебиторской задолженности следует списать. Если задолженность не¬возможно правильно оценить, то есть определить ее сумму, она не может быть признана активом и не должна отображаться в балансе.
Таким образом, дебиторскую задолженность можно определить как обо¬ротный актив предприятия, который возникает в его сбытовой деятельности и характеризует взаимоотношения контрагентов по оплате стоимости полу¬ченного товара (работы, услуги).
По своей сути дебиторская задолженность - это вложение капитала. Фактически при заключении сделки купли-продажи продавец вместо покупателя платит за товар в момент перехода права собственности на него. Формально можно было бы считать, что товар продается только в момент оплаты, а до этого он как бы находится на складе. Однако фирма не может распоряжаться таким товаром, например, продать его. Поэтому экономически более осмысленно считать дебиторскую задолженность вложением капитала по аналогии с вложениями в запасы товаров, в основные средства, в ценные бумаги и т. д. Все это и отражает актив баланса фирмы.
Понятие дебиторской задолженности является исключительно важным для определения финансового состояния организации, состояния источников финансирования текущих и капитальных затрат, а также для оценки правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений. [14]
Дебиторская и кредиторская задолженность участвуют в расчете чистых активов организации и целого ряда показателей финансового анализа. Дебиторская задолженность является одной из разновидностей активов организации, который может быть реализован, передан, обменен на имущество, продукцию, результаты выполнения работ или оказания услуг. В зависимости от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков ее погашения, а также от того, какова вероятность непогашения задолженности, можно сделать вывод о состоянии оборотных средств организации и тенденциях ее развития.
Реализация товаров и услуг заключительный и жизненно важный этап оборота средств. Успешность данного этапа зависит от множества внутренних и внешних факторов, в том числе от эволюции и качества роизводимой продукции, от хода и процесса производства, от спроса, интенсивности конкуренции, рекламы и т.д. Не менее важны для успеха реализации сроки, назначаемые покупателям (заказчикам) для оплаты полученного товара. Каждое предприятие знает, что для того, чтобы оставаться конкурентоспособным и коммерчески успешным, оно должно, как правило, предоставить своим покупателям определенный коммерческий кредит. Исключение составляет ситуация, когда поставщик имеет прочные позиции на рынке и может диктовать свои платежные условия. Наоборот, если предприятие имеет неиспользуемые мощности и его продукция легко заменима на рынке, то для достижения запланированного уровня продаж требуется скорее либерализация платежных условий.
Введение
1. Сущность дебиторской задолженности, её классификация и причины возникновения
2. Система учёта и контроля дебиторской задолженности
3. Управление дебиторской задолженностью: цели, задачи, методы
Заключение
Список литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басовский Л.Е. Контроль состояния дебиторской задолженности. // Элитариум: Центр дистанционного образования, 19 ноября 2007г.
2. Бочаров В.В. Управление оборотом пред¬приятий и корпораций - М.: Финансы и ста¬тистика, 2002. - 144 с.
3. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпо¬ративных финансов. - М.: ЗАО Олимп-бизнес, 2004. - 977 с.
4. Вахрушина Н. Создание системы управления дебиторской задолженности. // Журнал «Финансовый директор» № 5 (май) 2005
5. Гольцберг М. Как управлять дебиторской задолженностью. // Бизнес, №7 (578), 16.02.2004
6. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 332 с.
7. Иванов С. Маркетинговый рычаг или удавка на шее. // Дело, 2006, №3
8. Ивашкевич В.Б., Семенова И.М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолжен¬ности. М.: Бухгалтерский учет, 2003. 192 с.
9. Как продать дебиторскую задолженность: в отсутствие залога можно получить средства в обмен на денежные требования. // http://www.belgazprombank.by/br021006.html
10. Корсаков Д. Как оптимизировать дебиторскую задолженность. // Генеральный директор. 2006г., №10
11. Методы управления дебиторской задолженностью. // http://www.uu.com.ua/Fin_Ch_0_8.htm
12. Реструктуризация дебиторской задолженности. // http://www.smartcat.ru/1/140_34_1.shtml
13. Сорокина Е.М. Анализ денежных пото¬ков предприятия: теория и практика в усло¬виях реформирования российской экономики // 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Финансыи статистика, 2004. - 176 с.
14. Тарасова Е.Ю. Механизм образования и ликвидации дебиторской задолженности.
15. Унежский С. Уроки безопасности в бизнесе. Дебиторская задолженность: предупреждение и взыскание. // http://www.sec4all.net/statea11.html, 2004г.
16. Условия и порядок отображения дебиторской задолженности в бухгалтерском учете и финансовой отчетности предприятия // http://masters.donntu.edu.ua/2004/fem/shashkina/library/dzsh.htm
17. Шуремов. Е.В. Управление дебиторской задолженностью. // http://www.akdi.ru/AVT-UPR/INF_TEH/5.htm
18. Щербаков В.А. Политика упавления дебиторской задолженностью. // http://www.iteam.ru/publications/finances/section_30/article_2998/