Введение
Под термином «человекознание» в научной литературе понимается круг знаний, «охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность и природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше» [6].
В современной науке существует очень много подходов к изучению человека, его отношений и связей с окружающим миром. Человек изучается в таких соотношениях, как общество и его историческое развитие и человек, человек и техника, человек и культура, человек и космос и т.д. По мнению Ананьева Б.Г. «многообразие аспектов человекознания специфическое яв-ление современности, связанное со всем прогрессом научного познания» [1; 4-5].
В настоящее время формируется достаточно сложная система теорети-ческого и практического человекознания, значение которого для человечест-ва так же велико, как и значение других важных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресур-сами, освоением космоса и т.д.
В данной работе мы попытаемся рассмотреть особенности человекоз-нания, а так же ее основные тенденции развития в современном мире.
1. Человекознание как наука
Существует огромное количество наук, изучающие разные стороны развития человека. Ананьев Б.Г. отмечает, что «человек изучается то как продукт биологической эволюции вид Homo Sapiens, то как субъект и объ-ект исторического процесса личность, то как естественный индивид с при-сущей ему генетической программой развития и определения диапазоном изменчивости» [1; 5].
С возникновением биофизики, биохимии и современного моделирова-ния в биологии открылись принципиально новые возможности научного изу-чения человека. Невозможно представить изучение человека без физическо-го, химического и математического изучения природы человека и его связей с окружающим миром.
Естественные науки имеют данные об отдельных классах природных свойств человека.
В структуру возрастной физиологии и морфологии включается серия учений о росте и созревании, зрелости, старении и старости. Изучение воз-растных особенностей и основных фаз развития составляет важную область современной психологии. Биохимическое и биофизическое исследование возрастных особенностей позволяет определить их как первичные свойства индивида.
Дисциплиной новейшего времени является сексология изучение за-кономерностей полового диморфизма в филогенезе. Ананьев Б.Г. утвержда-ет, что «на развитие сексологии сильно повлияла психоаналитическая кон-цепция Фрейда» [1; 11].
Еще одной новой дисциплиной в современной науке является сомато-логия учение о целостности человеческого тела, его структурно-динамической организации, типах телосложения и т.д. Огромное значение придается корреляции между общесоматическими и нейропсихическими особенностями человека, а так же ведущей роли центральной нервной систе-мы.
Среди новых гуманитарных дисциплин необходимо отметить эргоно-мику науку о трудовой деятельности человека. Трудовая деятельность не может быть определена только характеристиками свойств человека, но и тре-бует исследование техники и технологии.
На основе таких наук как психология, логика, теория познания, нейро-физиология и биофизика складывается эвристика общая теория мыслитель-ных поисков и творческого мышления человека. Параллельно с эвристикой развивается науковедение, психолингвистика и характерология, которая объ-единяет психологию личности с социологией и этикой, а так же все области прикладной психологии (инженерная, экономическая, юридическая, педаго-гическая и т.д.)
Таким образом, можно говорить о том, что существует необходимость в сближении всех наук, изучающих какую-нибудь сторону развития челове-ка. Человекознание и выступает единой теорией познания человека, в основе которой лежит философия.
В настоящее время человекознание является одним из важнейший цен-тров научного развития [3; 16]. Об этом можно говорить на основании трех особенностей развития современной науки:
1) превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов;
2) дифференциация научного изучения человека, углубленная специа-лизация отдельных дисциплин;
3) объединение различных наук, аспектов и методов исследования че-ловека в различные комплексные системы.
Многообразие подходов к изучению человека связано с прогрессом на-учного познания, а так же с человеческими факторами, на основе учета кото-рых достигается научная организация труда, оптимизация управления и мас-сового обслуживания населения, повышение эффективности образования и т.д.
2. Тенденции развития современного человекознания
Человекознание, как и любая наука не стоит на месте, а постоянно раз-вивается. Это связано с тем, что людей на Земле становится всё больше, каж-дый из них в той или иной степени развивается и вместе с ними развивается и цивилизация Земли, а соответственно и человекознание [5].
Тенденции развития человекознания, проявляющиеся в общемировом пространстве, не всегда совпадают с тенденциями, проявляющимися в нашей стране. Поэтому существует необходимость рассмотрения общемировых, общецивилизационных тенденций, характеризуя каждый раз направленность и особенности их проявления в нашей стране.
1. Появляется новое мышление, осознается новая роль и место челове-ка в мире. Это связано, прежде всего, с изменением критериев, по которым судят о богатстве и могуществе отдельных стран. В настоящее время основ-ным критерием могущества является количественное и качественное владе-ние и скорость разработки новых технологий, а они, в свою очередь связаны с уровнем развития науки, с количеством ученых, способных разработать но-вые подходы и технологии. Таким образом, главным богатством любой стра-ны является человек, а главный способ повышения могущества и благосос-тояния страны повышение уровня образования населения, развитие творче-ских способностей отдельного человека. Следовательно, по мнению ученых «вложения в образование сегодня это не затраты, а инвестиции, способные дать довольно быстрый экономический эффект» [4; 10].
2.Интенсивно развиваются науки о человеке. История развития науки и научных открытий показывает, что первоначальные открытия делались в об-ласти математики (абстрактных величин), затем в области физики, астроно-мии, химии, географии (неживые объекты природы), где закономерные связи и зависимости носят прямой линейный характер, 20-й век век открытий в области биологии (живые объекты природы). Ученые предсказывают, что следующий век будет веком открытий в человекознании, то есть в области психологии, педагогики, гуманитарных и социальных наук.
3. Изменяется социально-политическая ситуация в мире:
а) «взросление» человечества выражается в изменении принципов раз-решения конфликтных ситуаций: принцип, когда меньшинство подчиняется большинству замещается принципом нахождения консенсуса. Это, в свою очередь, приводит и к изменению принципов взаимодействия и взаимоотно-шений взрослых и детей.
б) «глобализация» мира и поликультурный характер коммуникаций обозначает изменение восприятия мира в целом. Если в предшествующие времена и эпохи отдельный человек мог всю жизнь прожить в сравнительно замкнутом и ограниченном территориальном пространстве, то возникновение трансатлантических корпораций, авиалайнеров, позволяющих за считанные часы пересекать континенты и океаны, компьютерной интернет-связи приво-дит к очень интенсивному развитию процессов мировой интеграции.
4. Изменяются социально-экономические условия жизни человека:
а) изменение бытовых условий жизни отдельной семьи позволяют перейти на качественно новый уровень жизни, связанный с высвобождением человека от тяжелого физического труда по обеспечению бытовых условий. Однако, об-щение «человек-человек» достаточно часто замещается общением «человек техника».
б) изменяются взаимоотношения между членами семьи: переход от патриар-хально-авторитарных отношений зависимости членов семьи друг от друга (в первую очередь - экономической) к эгалитарным (равоправным, партнер-ским) отношениям.
5. Изменение фенотипа человека: необходимо отметить проблему аксе-лерации, выражающуюся в интенсивном физическом росте подрастающего организма, более раннем физическом и половом созревании молодых людей. Трансформация социальных условий жизни, приводящая к изменению фено-типа человека, самым кардинальным образом сказываются и на изменении воспитательно-образовательной сферы.
6. Последние годы характеризуются значительно более терпимым от-ношением к людям, имеющим отличную от мнения большинства точку зре-ния по поводу каких-то явлений и процессов. Сегодняшнее время характери-зуется плюралистическим принятием разных точек зрения, касается ли это политики, идеологии, религии и пр. (коммунизм, капитализм, христианство, буддизм и пр.). Причем толерантность проявляется не только в отношении политики, идеологии и религии, но и в вопросах, касающихся нормы и пато-логии в психиатрии, поведенческих реакций, внешнего вида и пр. Таким об-разом, происходит определенное стирание грани между «нормой» и «патоло-гией», что ведет к усложнению целей педагогической деятельности. Если раньше совершенно определенно были определены нормы «хорошего» и «плохого», и это давало взрослым «путеводную нить» в воспитании детей и молодежи, то теперь, когда грань между «хорошим» и «плохим» стирается, осуществить процесс педагогического целеполагания чрезвычайно сложно.
Введение 3
1. Человекознание как наука 4
2. Тенденции развития современного человекознания 6
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Спб.: Питер, 2001. 288с.
2. Гуревич П. Философская антропология сегодня. Доклад на Всемирном дне философии в ИФ РАН. 2005г.
3. Деревянко В.И. Основы человековедения. 7-я ред. М, 2008.
4. Парцвания В. Метод исследования в человековедении, В сб-ке статей: Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Вып. 1. Изд-во "Петрополис", 2001
5. http://prepod.info/ru/article/harakteristika-osnovnyh-tendencij-razvitiya-sovremennogo-chelovekoznaniya/
6. http://mirslovarei.com/content_psy/CHELOVEKOZNANIE-2634.html