Введение
Многие города и страны мира разбогатели, не обладая ни серьезными запасами природных ископаемых, ни развитой промышленностью - источником их благосостояния стали туристы. Сегодня общепризнано, что туризм может стать одним из самых мощных факторов развития регионов, причем даже тех, которые не являются известными туристическими центрами. Индустрия гостеприимства включает в себя услуги предприятии размещения, питания, перемещения, отдыха, развлечения. Одной из важных составляющих индустрии гостеприимства является экскурсионное обслуживание, в процессе которого туристы знакомятся с местными достопримечательностями.
Организация путешествий и экскурсий требует от турфирм детальной разработки маршрута и услуг, их тематического соответствия. В технологии обслуживания туристов большое значение имеет квалификация экскурсовода (гида, руководителя группы), являющегося представителем агентств, организующих обслуживание туристов, и отвечающего за его качество.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель дипломной работы – исследовать экскурсионные услуги в туризме.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы оказания экскурсионных услуг;
- проанализировать деятельность турфирмы ООО «Бюро» на рынке внутреннего и въездного туризма Санкт-Петербурга;
- разработать экскурсионный маршрут «Усадьбы Ленинградской области».
Объект исследования – турфирма ООО «Бюро».
Предмет исследования – экскурсионные услуги турфирмы ООО «Бюро» на рынке внутреннего и въездного туризма в Санкт-Петербурге и области.
Для написания работы использовались труды российских и зарубежных авторов, путеводители, материалы периодической печати и интернет-сайтов.
Проблемы организации туризма рассматривают многие российские ученые, в том числе Квартальнов В.А., Биржаков М.Б., Зорин И.В., Чудновский А.Д. и др. В их трудах представлен обобщенный теоретический и практический материал, рассматривающий условия появления и развития, место и роль туризма в жизни общества. Что касается экскурсионных услуг в туризме, то большинство исследований и учебной литературы относятся к 70-80-м годам, недостаточно новых, современных подходов к организации экскурсионного дела . В этой связи можно отметить как практическую, так и теоретическую значимость работы.
Сформулированные задачи определили логику изложения материала в работе. Работа состоит из трех частей. В первой главе рассмотрены основные теоретические подходы к определению понятия туризма, в том числе внутреннего и въездного, и оказанию экскурсионных услуг в туризме.
Во второй главе содержится анализ деятельности турфирмы ООО «Бюро».
Третья глава носит рекомендательный характер, в ней разработан экскурсионный маршрут «Усадьбы Ленинградской области».
Введение 3 1. Теоретические основы оказания экскурсионных услуг 5 1.1. Внутренний и въездной туризм в современной туристической индустрии 5 1.2. Экскурсия в туризме 13 1.3. Методика разработки экскурсии 23 2. Анализ деятельности турфирмы ООО «Бюро» на рынке туристских и экскурсионных услуг 41 2.1. Общая характеристика предприятия 41 2.2. Анализ маркетинговой деятельности 47 2.3. Анализ качества оказываемых услуг 51 3. Разработка экскурсионного маршрута «Усадьбы Ленинградской области» 56 3.1. Общая характеристика разрабатываемого тура 56 3.2. Текст экскурсовода 60 3.2. Экономическая эффективность разрабатываемого тура 86 Заключение 88 Список литературы 90 Приложения 95
1. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
2. Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 № 452
3. Англинов К. Экскурс и экскурсия на рынке туруслуг //Мир экскурсий, - 2007. №1. – С.35-37
4. Аннотированный список литературы в помощь экскурсоводам и методистам. – М. : ЦРИБ «Турист», 1990.
5. Бархаш Л. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий.- М.: 1934
6. Биржаков М. Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма : перевозки. учебник.– СПб. : ОЛБИС, 2005.
7. Богатов А.П., Бойко Т.В., Зубрева М.В. Туристские формальности. – М.: «Академия», 2004
8. Большая советская энциклопедия - М., 1933
9. Бухтоярова И. Рынок туристических услуг - инструмент развития регионов.- СПб, Грета, 2004
10. В помощь экскурсоводу: сборник методических и справочных материалов. – М.: РМАТ, 2002.
11. Веденин Ю.А. Проблемы туристско-рекреационного использования природного потенциала в регионах России. - М., 2009
12. Волков Ю.Ф. Гостиничный и туристский бизнес. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
13. Воронин И.Н., Бурова О.В., Лукьяненко Е.А, и др. Турбизнес для начинающих. – Симферополь, 2005.
14. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. – М., 2003
15. Гатчинский район Ленинградской области. Достопримечательности. Экскурсионные маршруты. Путеводитель. – СПб.: «Инкери» 2004.
16. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. - М.: Русский язык, 1980
17. Дворниченко В. А., Савина Н. В. Организация экскурсионной деятельности. – М.: Изд-во МЭСИ, 2005.
18. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. – Ростов-н/Д : МарТ, 2005.
19. Драгевич-Шешич М. Менеджмент в области культурного наследия: Электронный ресурс: http: www.colturalmanagment.ru
20. Драчева Е. Л. Основные понятия международного туризма как системы. –М., 2005
21. Гаранин Н. И., Булыгина И. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. – М.: Советский спорт, 2004
22. Глезеров С. Е. Исторические районы Санкт-Петербурга. — СПб.: Глагол, 2005
23. Голова О.Б. Менеджмент туризма: Практический курс/ Учебно-методическое пособие. – М., 2007
24. Грановская Н.И. Если ехать вам случится…: Очерк-путеводитель. Л.,1989. С.107-128
25. Григорьева Г. А., Краско А. В. Архитектурно-градостроительные экскурсии. – М.: Турист, 2002.
26. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. – М.: Юнити-Дана, 2002
27. Емельянов Б. В. Экскурсионное обслуживание населения. – М.: Турист, 1983.
28. Емельянов Б. А. Экскурсоведение. – М. : Советский спорт, 2005.
29. Закис А. А. Экскурсионное обслуживание населения: библиотека передового опыта. – М.: Наука, 1983.
30. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2006.
31. Зябенцев А.М. Факторы развития туристической деятельности РФ// Соционика сегодня. № 9, 2008. С. 34-39
32. Игнатьева Н.К. Туристическая отрасль: история и перспективы развития. М.: Инфра-М, 2007
33. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2004
34. Квартальнов В. А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика.— М.: Наука,2006.
35. Квартальнов В. А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В 5 т. – М.: Финансы и экономика, 2008
36. Корпухин О.И. Туристическая индустрия в России. – М.: Инфра-М, 2008.
37. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма.- М., 2007
38. Краткий педагогический словарь – М., 1989
39. Кротова Е. Л. Рекреационно-туристский комплекс региона: теория и практика реформирования. Екатеринбург: УрО РАН, 2004
40. Курлат Ф. А., Соколовский Ю. Е., Экскурсии по памятникам истории и культуры (содержание и методы) / Сб. «Вопросы массовой научно- просветительской работы» – М. : Турист, 1972.
41. Кулаев К. В. Культурология и экскурсоведение.– М.: РМАТ, 2003
42. Курило Л. В. Краеведение и туризм. – М.: РМАТ, 1999.
43. Лушников А.Т. Туризм в России: теория и практика // Алтайская правда. - 2003. - №11, С. 11-19
44. Малая советская энциклопедия - М., 1931
45. Манвелов В.И. Туризм жив. Но интенсивная терапия необходима // Эхо планеты. - 2010. - № 47 - 48. - С. 7-11.
46. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2003.
47. Методика подготовки и проведения экскурсии. - М.: Турист, 1980.
48. Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии – СПб., 2005
49. Омельченко Б. Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов: конспект лекций. — М.: Турист, 1987.
50. Организация и методика экскурсионной работы: учебное пособие /под ред. проф. А. В. Даринского. – СПб., 2001.
51. Организация туризма. / А.П.Дурович, Н.И.Кабушкин, Т.М.Сергеева и др.; Под общ. ред. Н.И.Кабушкина и др. – Мн: Новое издание. 2003.
52. Особенности и средства показа в экскурсии: методические рекомендации. – М.: Турист , 1980.
53. Основы экскурсоведения: учебное пособие. – М. : Просвещение , 1985.
54. Пугачева Н.А. Специфика и актуальность комплексных культурологических экскурсий.// Мир экскурсий, - 2009. №7-8. – С. 10-11
55. Пулина Н. Особенности проведения обзорной экскурсии для иностранных туристов. // Мир экскурсий, - 2008. №4. – С. 32-35
56. Растяпенко Р.П., Растяпенко В.П. Особенности семейного туризма. М.: Инфра-М, 2008.
57. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории: Пособие для учителей. - М., 1974
58. Савина Н.В. Экскурсоведение– Минск : БГЭУ, 1999.
59. Савина Н. В., Горбылева З. М. Экскурсоведение - Минск: БГЭУ, 2004.
60. Селезнева Е.Н. Туризм: мировые тенденции и их отражении в России.– М.: Инфра-М, 2001.
61. Сухов Р.И. Организация работы туристического агентства.- М.: ИКЦ «МарТ», 2005
62. Требования к методической разработке экскурсии: метод. рекомендации. – М.: Турист, 1979.
63. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник /Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов; Под ред. Л.П. Воронковой. – М.: Аспект Пресс, 2002.
64. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004
65. Черных Н. Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов. - М.: Советский спорт, 2002.
66. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях /А.Д.Чудновский, М.А.Жукова. – М.: КНОРУС, 2007.
67. Широкова Н. Из опыта работы экскурсионно-методического отдела ГМЗ «Гатчина»: проведение экскурсий с элементами
театрализации для детей и взрослых// Мир экскурсий, 2010. №9, С. 57-60
68. Шулепова Э. А. Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. – М. : РИПРКТ, 1994.
69. Экономика и организация туризма. Международный туризм /Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. – М.: КНОРУС, 2005.
70. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма. – М.: Издательство РДЛ, 2006.
71. http://hist-usadba.narod.ru
72. http://www.lenobl.ru