ВВЕДЕНИЕ
Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие является специальной нормой по отношению к норме, содержащейся в ст. 125 УК, в соответствии с которой «заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года». Согласно правилу о конкуренции общей и специальной норм применяться должна специальная.
Прийти на помощь попавшим в беду, оказать помощь терпящим бедствие это нравственная норма, возведенная в ранг правового предписания. Иными словами, государство предписывает своим гражданам приходить на помощь другим людям вне зависимости от гражданства, религиозной принадлежности, языка и так далее. И много ле назад, и сейчас, в 21 веке, сострадание и взаимовыручка являются важными ценностями, без которых, не побоимся этого слова, человечество не сможет полноценно развиваться. В этом заключается актуальность данной работы.
Цель данной работы дать уголовно-правовую характеристику неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие.
Задачи данной работы: определить, что собой представляют преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; определить, что собой представляет неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие как одно из преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
В условиях интенсификации и роста перевозок пассажиров и грузов одной из первоочередных задач стало обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта .
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта впервые выделены в самостоятельную главу УК.
Их объектом является безопасность движения и эксплуатации любого транспортного средства, а объектом раздела - общественная безопасность.
Объективная сторона рассматриваемых преступлений выражается в нарушении установленных правил, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта.
Большинство транспортных преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Исключение составляют деяния, предусмотренные ст. 267 и 270, которые могут совершаться путем и действия, и бездействия.
Необходимым признаком объективной стороны выступает наличие общественно опасных последствий (исключение составляют ст. 270 и 271). В большинстве составов этих преступлений в качестве последствий предусмотрены причинение смерти, тяжкого вреда здоровью человека, а в некоторых - и крупного материального ущерба. В этих случаях требуется установление причинной связи между нарушением конкретного правила безопасности функционирования транспорта и наступившими последствиями.
Субективная сторона (за исключением деяний, предусмотренных ст. 265, 267, 270 и 271) характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Субъектом транспортных преступлений является лицо, достигшее 16 лет, а за преступление, предусмотренное ст. 267, - 14 лет. Ряд преступлений может совершаться специальными субъектами (ст. 263, 264, 266 и др.).
Преступления, предусмотренные гл. 27, можно подразделить на две группы:
непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта;
иные преступления в сфере функционирования транспорта
2. НЕОКАЗАНИЕ КАПИТАНОМ СУДНА ПОМОЩИ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
Данное преступление можно отнести к иным преступлениям в сфере функционирования транспорта. Как видно, оно несколько выделяется на фоне других преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Основным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье людей . В то же время В.И. Радченко и А.С. Михлин говорят о том, что, несмотря на то, что ст. 270 УК расположена в главе «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», основным объектом этого преступления являются жизнь и здоровье людей, что соответствует названию самой статьи и ее диспозиции .
Обязанность оказания капитаном судна помощи терпящим бедствие предусмотрена рядом законодательных и иных нормативных актов, в том числе международно-правового характера. В первую очередь это Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г .
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвующему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам экипажа.
Обязанность оказания помощи на море устанавливает указанная Конвенция 1982 г . В соответствии с ней каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой экипаж может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров: а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; б) следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; в) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет. Кроме того, Конвенция предписывает каждому прибрежному государству обязанность способствовать организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, сотрудничать в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей.
Конвенция 1982 г. определяет и уголовную юрисдикцию в случае столкновения морских судов (последствием чего может быть и неоказание в дальнейшем помощи терпящим бедствие). В соответствии с ней в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, никакое уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица не может быть возбуждено, иначе как перед судебными или административными властями государства флага соответствующего судна или того государства, гражданином которого это лицо является. Согласно Конвенции, ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.
Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия и заключается в неоказании помощи терпящим бедствие или в неприбытии к месту, где терпит бедствие водное судно.
Следует учитывать, что в первом случае имеет место непосредственно визуальное обнаружение терпящих бедствие. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал «sos». Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющем прибыть к месту происшествия для ее оказания.Состав преступления, предусмотренный ст. 270, - формальный, оно считается оконченным с момента бездействия, то есть неоказания помощи людям, терпящим бедствие, независимо от того, будут или нет, в конечном счете спасены эти люди.
Субъект преступления - капитан судна, не оказавший помощь людям, терпящим бедствие.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Капитан судна осознает опасность для людей, терпящих бедствие на море или на ином водном пути, и имеющуюся возможность оказать им помощь без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, однако бездействует, желая уклониться от оказания помощи.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА 5
2. НЕОКАЗАНИЕ КАПИТАНОМ СУДНА ПОМОЩИ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации.
3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
4. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. СЗ РФ от 1 декабря 1997 г., N 48, ст. 5493.
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. СПб, 2007.
6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / В.К. Дуюнов и др., отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2005.