В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общностей людей. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом - народом (этносом, этноконфессиональной общностью). Любая культура делится на составные части (элементы) и выполняет определенные функции. Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или культурный), главное отличие которого - действия не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека. Культура, таким образом, - это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей. Исследование культуры имеет глубокие философские традиции философия истории, философия культуры, привлекает внимание представителей других наук, прежде всего: теологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Но только в середине ХХ века начинается реализация все более познаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. 1.Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Cлово cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. В самом понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком "второй природы" - культуры. Культура, таким образом, есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на земле. Практически все определения культуры едины в одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Понятие "общество" многие, хотя и не все, исследователи культур трактуют как совокупность или агрегат совместно проживающих индивидов. Этим понятием описывается жизнь как животных, так и человека. Разноплановые определения понятия "культура" связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………1 1. Понятие и многообразие подходов к определению культуры………………2 2. Обыденное и теоретическое представление о культуре……………………….5 3. Философский,социологический,гуманитарный,культурно-антропологическийподходы…………………………………………………………………..8 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………………………15 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………………………17
Бердяев Н.А. Смысл истории.-М.,1990.
2.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М., 1998.
3.Ионин Л.Г. Социология культуры - путь в новое тысячелетие. - М., 1996.
4.»Культурология в вопросах и ответах»под ред Г.В.Драча.,-М.,1999
5.Лотман Ю.М. Феномен культуры//Избранные статьи. - Т. I. - Таллинн, 1992.
6.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре//Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.
8.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.
9.Успенский Б.А. Избранные труды. - Т. I. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М., 1996.