ВВЕДЕНИЕ Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под постоянным руководством. Поэтому взаимодействие со вопросными – необходимое условие психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность. На протяжении младшего школьного возраста общение со взрослыми остается одним из ведущих факторов развития личности ребенка, хотя к концу этого этапа общение со сверстниками начинает играть все более значимую роль. Именно в дошкольном и школьном возрасте наиболее четко прослеживаются взаимосвязи общения и развития таких сторон самосознания ребенка, как самопознание, самооценка, саморегуляция. Таким образом, потребность в общении – одна из основных социальных потребностей человека, она рано возникает и постепенно развивается. Но, как показывает практика воспитания, эта потребность ребёнка нередко не получает удовлетворения, а следовательно, и дальнейшего развития в силу отсутствия в реальном образовательном процессе необходимых условий. У многих детей и школьников существует глубокая неудовлетворенность потребности в неформальном личностном общении со взрослыми, что влечет у к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в социально-психологической адаптированности. Проблема взаимодействия младших школьников с учителями рассматривается в различной педагогической и методической литературе. Это учебные пособия таких авторов, как (Л.А.Байковой, и Л.К.Гребенкиной, В.В.Гузеева, М.М.Левиной, В.В.Пикана, Г.С.Селевко, Н.Е.Щурковой и др.); главы в учебниках по педагогике и психологии (Н.В.Басоавой, П.И.Пидкасистого, Е.Н.Шиянова, И.Б.Котовой и т.д.); статьи в педагогических словарях и энциклопедиях (В.В.Давыдова, С.М.Вишняковой, Г.М.Кожджаспировой и А.Ю.Коджаспирова, В.А.Мижерикова и др.). Объект исследования – взаимодействие участников образовательного процесса. Предмет исследования: способы взаимоотношений учеников и учителя на уроке. Гипотеза исследования: успешность взаимодействия может быть обеспечена следующими педагогическими подходами: - учитель демонстрирует образцы взаимодействия «учитель - ученик» и «ученик-ученик»; - в процессе взаимодействия с учениками педагог формирует такие универсальные действия, как умение действовать по образцу и правилу, умение объяснять результаты своей работы. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать литературу и нормативные документы по теме исследования; 2. Изучить теоретические основы взаимодействия учителя и учащихся в процессе начального обучения; 3. Определить условия, при которых взаимодействие учителя и ученика будет наиболее плодотворным. 4. Разработать и проиллюстрировать на предметном содержании конкретные подходы к организации взаимодействия педагога и первоклассников на уроке. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 1-м классе «б» г. Москвы.
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. 5 1.1 Сущность понятий «форма взаимодействия», «способ взаимодействия», «сотрудничество» в современной педагогической науке. 5 1.2. Возрастные особенности младших школьников. Их влияние на успешность сотрудничества 16 1.3. Опыт организации взаимодействия участников образовательного процесса на уроке и во внеурочное время 30 ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ 40 2.1 Взаимодействие учителя и первоклассников на уроке 40 2.2 Взаимодействие первоклассников в учебной деятельности 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71 ПРИЛОЖЕНИЯ 74
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. 2. Аникина М.А. Проявление образовательного конфликтного взаимодействия в тематических рисунках детей младшего школьного возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Красноярск, 2000.-345с. 3. Аникина М.А., Аникин С.С. Детский информационный центр "Универсик" в практике работы 1 ступени гимназии "Универс"") // Педагогика и психология развития: опыт прикладных исследований и разработок. Научные труды учителей и сотрудников гимназии "Универс", Красноярск, 2000.-251с. 4. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М., 1990. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1991. 6. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. 7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 8. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1990.№1. 9. Гончаров В.С. Факторы взаимодействия учителей и учеников на уроке//Школьные технологии.-2006.-№6.-С.119-121 10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001 11. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1990. 12. Кан - Калик В.П. Учителю о педагогическом общении. М., 1990. 13. Кондратьева С.В. Учитель - ученик. М., 1994. 14. Коротаева Е. Педагогические взаимодействия и технологии.-М.: Уральский государственный педагогический университет, 2007.-256с. 15. Кортаева Щуркова Н.Е. Новое воспитание.-М.: Педагогическое общество России, 2000.-С.100 16. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992. 17. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители»//Педагогика.-2002.-№9.-С.27-39 18. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т.М., 1993., Т.1. 19. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т.М., 1993., Т.2. 20. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методические проблемы социальной психологии. - М., 1995. 21. Мажарова М.А., Аникин С.С., Бычкова Ю.В., Ткаченко Н.П. и др. Детский Информационный центр в начальной школе как средство выращивания форм гражданского участия // Школьные проекты по гражданскому образованию, Красноярск, 1999-122с. 22. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1996. 23. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-=М., 2001.-С.140 24. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1991. 25. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1997. 26. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993. Практикум по педагогике и психологии высшей школы/Под ред.А.К. Ерофеева. М., 1991. 27. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/Сост. Е.С.Савинов.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2010.-204с. 28. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. 29. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993.-С.166 30. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Под ред. В.В.Давыдова.-М.: Большая российская энциклопедия, 1993.-С.166 31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.М., 1991. 32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1993. 33. Скретнева Т.В., Аникина М.А., Аникин С.С. Детский информационно-игровой центр // Начальная школа.- № 11.-2001.-С.33 34. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1992. 35. Собкин В.С., Учительство как социально - профессиональная группа/ Собкин В.С., Писарский П. С, Коломец Ю.О. -М., 1996. 36. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1994. 37. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. 38. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития ("школа взросления") // Педагогика и психология развития: опыт прикладных исследований и разработок. Научные труды учителей и сотрудников гимназии "Универс", Красноярск, 2000.-342с. 39. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1986.-С.15 40. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.-М.: Педагогическое общество России, 2000.-С.106 41. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1994.-455с.