ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения проблемы развития, совершенствования и повышения эффективности уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности в современных условиях. В 2005 г. в единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности вошли пограничные органы, которые осуществляют уголовно-процессуальную деятельность на Государственной границе Российской Федерации и являются органами дознания. Такие структурные изменения повлекли издание ряда новых ведомственных приказов, регламентирующих правоприменительную деятельность, и кардинальную реорганизацию подразделений процессуальной деятельности пограничных органов. Однако несовершенство этих мероприятий создало дополнительные сложности для дознавателей пограничных органов в понимании и применении уголовно-процессуальных норм. В 2007 и 2008 гг. были внесены изменения в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, в части, касающейся деятельности органов дознания. Однако это не обеспечило прочной правовой базы уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов как в целом, так и в части выполнения процессуальных функций ее субъектами. При этом пограничные органы, находясь в непосредственной близости от сопредельных государств, не могут допускать ошибок и не демонстрировать идеальную модель российской правовой системы и одновременно её демократичность при выполнении служебных задач по охране и защите госграниц. Имеющиеся проблемы в законодательстве и несовершенство механизма правового регулирования приводят к созданию проблемных ситуаций в правоприменительной практике, что требует незамедлительных законодательных решений, а также теоретического осмысления правового положения и места пограничных органов в системе органов дознания России. Таким образом, исследование уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов представляется актуальным. Целью дипломной работы является исследование особенностей сфере уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности. Для достижения указанной цели на решение ставятся следующие задачи: 1. Проанализировать борьбу с преступностью как одно из направлений деятельности органов ФСБ России. 2. Изучить правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности. 3. Охарактеризовать преступления, подследственные пограничным органам ФСБ России. 4. Рассмотреть полномочия пограничных органов ФСБ России при производстве дознания. 5. Исследовать уголовно-процессуальную деятельность подразделений дознания пограничных органов ФСБ России. 6. Выявить проблемы предварительного расследования в пограничных органах ФСБ России. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности. Предметом исследования являются нормы, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности. Методологическую основу исследования составляют формально-логический и формально-юридический методы, метод системно-структурного анализа, метод сравнительного правоведения, использованные в ходе изучения и систематизации научных источников, нормативного материала и судебной практики. Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, а также иные нормативно-правовые акты, применяющиеся в уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности. Теоретическая значимость работы определяется тем, что в работе проводится комплексный анализ особенностей уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности. Структура работы определена целями и задачами исследования и отражает его логику. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Положения, выносимые на защиту: 1. Название ст. 151 УПК РФ «Подследственность» не соответствует ее содержанию, так как в ней идет речь не только о распределении подследственности уголовных дел между следователями, но и о разграничении полномочий между следователями и дознавателями. Исходя из содержания ст. 151 УПК РФ, логичнее было бы её назвать «Распределение уголовных дел между органами предварительного расследования». Вместе с тем прочно вошедший в уголовно-процессуальный оборот термин «подследственность» очень удобен для краткости изъяснения, поэтому его следует оставить, изложив в п. 24.1 ст. 5 УПК РФ в следующей редакции: «Подследственность – совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган предварительного расследования, уполномоченный настоящим Кодексом его расследовать». 2. Закрепить законодательно состязательность только на судебных стадиях, где она наиболее ярко проявляется, изложив ч. 2 ст. 15 УПК РФ в следующей редакции: «Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела на стадиях судебного производства отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основу существующей системы, как известно, составляет войсковой способ охраны границы с соответствующей пограничной инфраструктурой (военные городки, оборонительные сооружения, инженерные заграждения и другое). Такая система уже не соответствует современным угрозам безопасности нашего государства на его рубежах. Борьба с преступностью и усиление системы правоохранительных органов превратились в приоритетные задачи государственной власти в современной России в настоящее время. Созданы ряд министерств, федеральных служб, агентств и других федеральных органов исполнительной власти, важнейшим направлением деятельности которых является надежное обеспечение национальной безопасности и борьба с преступностью. К правоохранительным структурам в полной мере можно отнести пограничные органы федеральной службы безопасности Российской Федерации, основной задачей которых является защита и охрана Государственной границы. Включение Пограничной службы в состав ФСБ России создало благоприятные условия для построения охраны государственной границы преимущественно с опорой на оперативные силы, средства и методы, адекватные новым угрозам и направленные, прежде всего, на борьбу с возникшими на рубежах России международным терроризмом, трансграничной преступностью, наркотрафиком и другими враждебными действиями. Однако решить стоящие задачи в рамках существующей системы уже не представлялось возможным. К тому же действия субъектов пограничной политики по предотвращению нарастания угроз оказались достаточно раздробленными. Они не были увязаны между собой, направлялись во многих случаях на решение частных задач. В результате, как правило, устранялись следствия, а не причины существующих проблем. Система, созданная много лет тому назад, не позволяет своевременно реагировать на изменения в геополитическом положении России, ее общественно-политической ситуации и международных связях. Это проявляется в несоответствии современным требованиям порядка пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров. Устарела в целом структура пограничных органов. На низком уровне оказалось развитие пограничной инфраструктуры. Существующая система обеспечения безопасности в пограничной сфере не позволяет осуществлять эффективную деятельность пограничных органов и других федеральных органов исполнительной власти по защите интересов Российской Федерации и в ее морском пограничном пространстве. Эти и другие характеристики функционирующей системы обеспечения интересов России в пограничной сфере самым непосредственным образом оказывали негативное влияние на формирование современного облика государственной границы. В настоящее время ведется качественное обновление как содержания, так и форм пограничной деятельности. Система пограничных органов Федеральной службы безопасности создается как структура оперативных подразделений по борьбе с различными видами угроз на границе, прежде всего трансграничной преступности. После вхождения Пограничной службы в состав Федеральной службы безопасности устранены многие дублирующие звенья. В частности, проведены мероприятия по созданию единых систем связи, подготовки кадров, медицинского, авиационного и иного обеспечения. Пограничная служба ФСБ России является составной частью системы безопасности России. Пограничные органы охраняют государственную границу протяженностью более 64 тысяч км. Основными задачами, решаемыми Пограничной службой ФСБ России являются: охрана и защита государственной границы, недопущение её противоправного изменения, разрешение пограничных инцидентов на государственной границы, пропуск лиц и транспортных средств через государственную границу, ведение оперативно-розыскных мероприятий, охрана дипломатических представительств за границей. Борьбу с преступностью органы федеральной службы безопасности осуществляют на основе Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ и Федерального закона «О федеральной службе безопасности». Борьбу с преступностью органы федеральной службы безопасности осуществляют в форме оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия. Как установлено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»), одним из условий обеспечения национальной безопасности является надежная защита и охрана государственной границы Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане. Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав Федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Правовая основа деятельности федеральной службы безопасности является фундаментальной частью правового регулирования указанной деятельности. К основным нормативным источникам регулирования деятельности федеральной службы безопасности отнесены Конституция РФ, Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Приказом ФСБ России от 18 марта 2006 г. № 103 была утверждена специально разработанная Концепция формирования системы подразделений процессуальной деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности, а очередным ведомственным нормативным правовым актом от 12 марта 2007 г. - утверждены типовые положения о данных подразделениях. Дознание производится дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью первой статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлении, предусмотренном частью первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации). В органах дознания создаются подразделения процессуальной деятельности, - отделы (отделения, группы) дознания и административной практики, на которые возлагаются полномочия: - производства по уголовным делам, отнесенным к подследственности дознавателей пограничных органов; - производства неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; - исполнения письменных поручений следователя и прокурора; - производства по делам об административных правонарушениях. Начальники создаваемых подразделений процессуальной деятельности назначаются и подчиняются начальникам органов дознания на соответствующем уровне и организуют работу своих подразделений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ КАК СФЕРА БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ……………………………..….6 1.1. Борьба с преступностью как одно из направлений деятельности органов ФСБ России……………………………………………………………………..…6 1.2. Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности………………...…35 1.3. Характеристика преступлений, подследственных пограничным органам ФСБ России………………………………………………………………………47 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………….……60 2.1. Полномочия пограничных органов ФСБ России при производстве дознания………………………………………………………………………….60 2.2. Характеристика уголовно-процессуальной деятельности подразделений дознания пограничных органов ФСБ России………………………………….66 2.3. Проблемы предварительного расследования в пограничных органах ФСБ России…………………………………………………………………………….78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….84 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….89 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….96
1. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237. 2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) // Российская газета. 22 декабря 2001 г. № 249. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 22.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954. 4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (изм. от 29.12.2001 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592. 5. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 21 декабря 1998 г. № 51. Ст. 6273. 6. Постановление ВЦИК от 15.02.1923 г. «Об утверждении Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР» // Известия ВЦИК. 18 февраля 1923. № 37. 7. Постановление ВЦИК от 25 мая 1922 г. «Об Уголовно-процессуальном кодексе» // СУ РСФСР. 1922. № 20-21. Ст. 230. 8. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 3833. 9. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. 7 декабря 1995 г. № 237. 10. Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 01.07.2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 июля 1995 г. № 29. Ст. 2759. 11. Федеральный закон РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. 10 апреля 1995 г. № 15. Ст. 1269. 12. Закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 31.05.2010 г.) // Российская газета. 4 мая 1993 г. № 84. 13. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 19 мая 2009 г. № 88. 14. Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (ред. от 14.05.2010) // Российская газета. 15 августа 2003 г. № 161. 15. Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 318 «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)» (ред. от 19.11.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. 14 февраля 2000 г. № 7. Ст. 797. 16. Приказ ФСБ РФ от 3 февраля 2009 г. № 39 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 27 апреля 2009 г. № 17. 17. Приказ ФСБ от 12 марта 2007 года № 100/ДСП «О подразделениях процессуальной деятельности пограничных органов». 18. Приказ ФСБ России № 103 от 18 марта 2006 года «Об утверждении Концепции формирования системы подразделений процессуальной деятельности в пограничных органах ФСБ России». 19. Приказ ФПС РФ от 4 декабря 2002 г. № 760 «О полномочиях органов Пограничной службы Российской Федерации при проведении дознания в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений» // Российская газета. 18 января 2003 г. № 9. 20. Приказ Главной военной Прокуратуры РФ от 18 января 2008 г. № 20 «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба» (с изм. от 18 марта 2008 г.). II. Литература 21. Арестова Е. Органы дознания: понятие, виды, содержание. М., 2009. 22. Байманов С.С. Правовое регулирование пограничной деятельности // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. В.Н. Ушакова, ИЛ. Трунова. М., 2006. 23. Башкатов Л.Н., Боровский М.В., Ветрова Г.Н. и др. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). М., 2010. 24. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя. М., 2009. 25. Белавин А.А. Дознание в Российской Федерации. Организация дознания в пограничных органах ФСБ России: практическое пособие. Хабаровск, 2009. 26. Болотов М. Ю. Дознание по делам, отнесенным к подследственности пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ. М., 2006. 27. Гальчук Р.Л. К вопросу о сущности и механизме правового регулирования пограничной деятельности // Общество и право. Краснодар, 2008. № 4. 28. Гальчук Р.Л. О современном состоянии пограничной деятельности ФСБ России в пунктах пропуска и проблемах её правового регулирования // Направления устойчивого социально-экономического развития России. Материалы межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. Ростов-на-Дону, 2008. 29. Гальчук Р.Л. Правовое регулирование пограничной деятельности ФСБ России: Лекция. Ростов-на-Дону, 2007. 30. Жданович А.С. Процессуальная деятельность погра¬ничных органов: учебное пособие. М.: Граница, 2009. 31. Жданович А.С. О понятии и признаках уголовно-процессуальная деятельности погра¬ничных органов // Частные и публичные интересы при регулировании военно-правовых отношений: состояние и перспективы развития. Материалы межведомственного научно-практического стола. Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2008. 32. Жданович А.С. Полномочия пограничных органов ФСБ как органов дознания // Вестник границы России № 2 (133). март-апрель. 2007 год. 33. Залимов Б.Ш. К вопросу о производстве дознания пограничными органами Федеральной службы безопасности // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007. № 6. 34. Калдышев А.Н., Николаев А.Г. Проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений, относящихся к компетенции пограничных органов Федеральной службы безопасности // Российский следователь. 2010. № 11. С. 32-35. 35. Калдышев А. Н. Уголовно-процессуальная деятельность пограничных органов ФСБ России в свете последних изменений, внесенных в УПК РФ // Проблемы применения уголовно-процессуального законодательства: сборник научных статей. Хабаровск, 2009. 36. Калдышев А.Н. Уголовно-правовой и криминологический анализ преступлений, отнесенных к подследственности органов дознания пограничных органов ФСБ России // Некоторые особенности раскрытия и расследования преступлений, отнесенных к подследственности ФСБ России: сборник научных статей. Хабаровск, 2009. 37. Калдышев А.Н. Процессуальная деятельность органов дознания в пограничных органах ФСБ России в условиях их реформирования // Защита и охрана Государственной границы Российской Федерации: состояние и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 апреля 2008 г. Часть 2 / Хабаровский пограничный институт ФСБ России. Хабаровск, 2008. 38. Калдышев А.Н. Проблемы предварительного расследования в пограничных органах ФСБ России // Власть и управление на Востоке России: научный журнал. Хабаровск, 2008. № 2 (43). С. 200-206. 39. Козейчик А.В. Актуальные проблемы правового регулирования деятельности негосударственных структур безопасности, оказывающих содействие органам ФСБ России в их борьбе с терроризмом // Проблемы применения норм уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в деятельности правоохранительных органов. Часть 2. Челябинск, 2004. 40. Комментарий к Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» / Под ред. И.К. Киселева М., 2010. 41. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2010. 42. Лепешкина Н. А. Современное международное положение и актуальные проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере // Вестник границы России. 2007. № 1. 43. Мигаль Н.В. Особенности возбуждения уголовных дел по преступлениям, подследственным органам ФСБ России // Российский следователь. 2008. № 20. 44. Минаев А.В. Основы безопасности Российской Федерации на государственной границе // Экономическая безопасность России. 2008. № 2. 45. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М., 2006. 46. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: практическое пособие / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2009. 47. Проничев В.Е. Правовые аспекты международного сотрудничества по пограничным вопросам органов федеральной службы безопасности // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2007. № 2. 48. Проничев В.Е. Вопросы обеспечения правового регулирования деятельности пограничной службы Федеральной службы безопасности и ее стратегического развития // «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. 2006. № 2. 49. Пятин А.Я., Худицкий П.Е. Некоторые актуальные вопросы процессуальной деятельности органов дознания МВД РФ и пограничных органов ФСБ России // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. Хабаровск, 2005. № 1 (8). 50. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 2010. 51. Сахно Д.А. Актуальные проблемы правоприменительной практики специализированных подразделений дознания пограничных органов ФСБ России // Советник юриста. 2010. № 4. 52. Сахно Д.А. Некоторые вопросы применения мер уголовно-процессуального пресечения дознавателями пограничных органов ФСБ России // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 6. 53. Сахно Д.А. Некоторые вопросы эффективности уголовно процессуального закона в правоприменительной практике подразделений дознания пограничных органов ФСБ России // Право и образование. 2008. № 4. 54. Свининых О.Ю. Актуальные проблемы осуществления полномочий пограничными органами Федеральной службы безопасности в сфере обеспечения национальной безопасности в морском пограничном пространстве // Административное и муниципальное право. 2009. № 2. 55. Соболева Ю.В., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. № 40-Ф3 «О федеральной службе безопасности». М., 2010. 56. Справочник дознавателя. Часть 2 / Под ред. С.И. Гирько, Н.А. Власовой. М., 2007. 57. Степенко В.Е. Пограничные органы ФСБ России в системе обеспечения национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере // Военно-юридический журнал. 2006. № 12. 58. Устинова Т. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации // Законность. 2006. № 4. 59. Францифоров Ю.В. Актуальные проблемы производства предварительного расследования в форме дознания // Уголовное судопроизводство. 2010. № 2. 60. Фролкин Н.П., Шульгин И.В. Возбуждение уголовного дела в Российском уголовном процессе: Монография. М., 2007. 61. Шульгин И.В. К вопросу о факторном комплексе правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности // Юридический мир. 2010. № 4.