Введение
Актуальность проблемы. Чувство одиночества личности является экзистенциальным, социальным и психологическим феноменом и социального статуса. В современном нестабильном обществе проблема одиночества обозначилась довольно остро. Известно, что основной ячейкой любого общества является семья. В тоже время в настоящее время многими исследователями в различных странах отмечаются явные признаки кризисы не только традиционных семейных отношений, но и самого института семьи.
Вопросы профилактики одиночества, подготовки молодежи к семейной жизни имеют большое значение как для здоровья и счастья личности, так и для экономического, социального и культурного развития общества. Начиная с самого раннего возраста следует развивать в ребенке чувство социальной ответственности за свои поступки; воспитывать стремление иметь здоровую и прочную семью; укреплять чувство уважения к представителям противоположного пола и способность учитывать их специфические интересы.
В современном мире остается мало места пространственно-временному одиночеству. В то же время, всё больше возрастает роль
духовного и психологического одиночества. Можно сказать, что оно из
явления в большей степени объективного превратилось в преимущественно
социально-психологическое и личностное. Проблемой стало, в сущности, не
само одиночество, а отношение к нему и его переживание. В первую очередь,
это связано с тем, что внешние обстоятельства жизни потеряли решающее
значение для человека, а современные средства связи позволяют легче, чем
раньше, решать проблему коммуникации.
Многогранная личность нашего времени нуждается в обособлении от других, добровольно ищет уединения. В то же время, она острее переживает одиночество как следствие дефицита значимого общения¬ или невозможности (в том числе, неумения) выразить свои переживания. У большинства людей сочетается и то, и другое, т.е. иногда человек ищет уединения, а иногда близости.
Все дело в том, насколько ему удается реализовать обе
потребности именно тогда, когда каждая из них актуализируется. Однако,
потребность быть вместе с близкими людьми можно удовлетворить лишь в
том случае, если они в принципе существуют и находятся в пределах
досягаемости. Нередко человек чувствует себя оптимально как раз тогда,
когда имеет возможность по своему желанию либо уединяться, либо
проводить время в кругу близких людей, либо оказаться в гуще городской
толпы.
В целом психология одиночества - это явление, все более часто встречающееся в современном мегаполисе, когда большой город не способствует развитию близких доверительных отношений, как с соседями, так и с коллегами по работе.
Объект данного исследования – состояние одиночества у подростков.
Предмет исследования – особенности проведения психологического консультирования подростков по проблемам одиночества.
Цель исследования – рассмотреть особенности проведения психологического консультирования, направленного на выявление индивидуально-психологических особенностей подростков, испытывающих состояние одиночества.
Задачи исследования:
- анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;
- изучение сущности понятия одиночества;
- рассмотрение индивидуально-психологических особенностей одинокой личности;
- подготовка и проведение экспериментального исследования;
- анализ полученных в ходе исследования данных.
В исследовании приняли участие ученики 8-10 классов (13-16 лет) средней школы в количестве 38 человек.
Гипотезы исследования:
1. Подростки, испытывающие состояние одиночества, обладают определёнными личностными особенностями и особенностями общения, которые вызывают данное состояние.
2. Состояние одиночества отрицательно влияет на коммуникативные способности подростков и их статус в коллективе сверстников.
Научная новизна исследования заключается: в комплексном анализе существующих точек зрения в философско-психологической литературе относительно проблемы одиночества, в том числе и подросткового; в выявлении личностных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками, в том числе в дальнейшем и в процессе психологического консультирования.
Введение 3
Глава 1. Индивидуально-психологические особенности одинокой личности и их выявление в процессе психологического консультирования
6
1.1 Сущность и причины возникновения состояния одиночества 6
1.2 Индивидуально-психологические особенности одинокой личности
9
1.3 Приемы и методы психологического консультирования для выявления психологических особенностей одинокой личности 15
Глава 2. Экспериментальное исследование, направленное на выявление индивидуально-психологических особенностей одинокой личности 19
2.1 Организация и проведение исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 22
Заключение 26
Список литературы 28
1. Алешина Ю. А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс; 2007. – 108 с.
2. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
3. Венгер А. Психологическое консультирование и диагностик. – М.: Академия, 2006. – 340 с.
4. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
5. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2006. – 560 c.
6. Залунина Л.М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов. – СПб.: Питер, 2007. – 144 с.
7. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
8. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков.// Вопросы психологии. 1998. №2. С. 69-78.
9. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.– 381 с.
10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. — 2-е изд., стереотип.— М.: Академический Проект, 2008. — 464 с.
11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2007. – 464 с.
12. Линде Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 256 с.
13. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 394 с.
14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2006. – 456 с.
15. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. – М: Педобщество, 2007. – 460 c.
16. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 20-33.
17. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.
18. Психологическое консультирование. Справочник практического психолога. – М.: Академический проект, 2009. – 420 с.
19. Серебрякова К. А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога. – М.: Академия, 2009. – 260 с.
20. Суркова Е. Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков. – М.: Академический проект, 2009. – 310 с.
21. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 208 с.