Введение
Актуальность настоящего курсового исследования заключается в том, что сегодня России, как никогда, нужны системы управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Безусловно, можно двигаться методом проб и ошибок, без какого-либо анализа опыта других стран. Однако наиболее распространенным в решении любых проблем в современном управлении является всё же научный подход, так как он является наиболее эффективным и малозатратным, ведь ошибки в управлении в отдельных случаях могут стоить очень дорого. Научный подход подразумевает предварительный анализ ситуации то есть как она решалась в иное время или в ином месте (или и то, и другое). Выявление наиболее эффективных методов управления, возможно эффективной модели менеджмента полностью позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России с тем, чтобы ликвидировать недостатки современного управления переходного типа. Организация как основная функция менеджмента тема, необходимая при изучении основ менеджмента.
Вопросы выделения функций управления нашли отражение в работах многих ученых, начиная с представителей классической школы - Ф.У.Тейлора, А.Файоля, Г.Эмерсона, Л.Урвика, М. Блюмфилда, М.Вебера и др., до современных исследователей процесса менеджмента. Формирование новой системы взглядов на выделение функций управления и организацию управленческой деятельности происходит благодаря работам таких зарубежных исследователей, как М.Альберт, И. Ансофф, Д. Бодди, П. Друкер, М.Х Мескон, Г. Минцберг, Р. Пейтон, Т.Д. Питере, Р.Х. Уотермен, Ж.Р. Филлипс, Ф.Хедоури, А.Чандлер и др.
Процесс рыночных преобразований в России потребовал формирования новых методических подходов к рациональному распределению функций управления и реализации функции «организации», необходимой в хозяйственной практике для проведения изменений в системе управления. Важный вклад в развитие функционального аспекта теории управления организацией вносят работы, выполненные О.С. Виханским, И.Н.Герчиковой, В.С.Кабаковым, Н.Ц.Кабушкиным, А.А.Казанцевым, Б.З.Мильнером, А.И. Наумовым, А.Г.Поршневым, А.А.Радугиным, М.Л.Разу, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатиным, Э.А.Смирновым, Р.А.Фатхутдиновым, Ю.В. Якутиным и др.
Изучение научных трудов по рассматриваемой проблематике показывает её неоднозначность. Следует отметить, что в большинстве публикаций, появившихся в последние годы, недостаточно разработаны вопросы сущности организации как функции управления, поскольку в ее состав включают разное число этапов: от двух-трех самых главных видов работ до двадцати-тридцати элементов, отражающих процесс управления почти целиком. Некоторые исследователи не выделяют функцию «организации» как самостоятельную, разбивая ее на несколько более мелких и сходных по значению, другие считают необходимым заменить термин «организация» при обозначении функции на слова «организовывание» или «организационный процесс».
Сложность и недостаточная разработанность проблем исследования, реализации и оценки функции «организации», наличие дискуссионных вопросов в этой области и объективная необходимость их научного анализа предопределили выбор темы, постановку цели, задач и содержание курсового исследования.
Цель настоящей работы исследовать организацию как функцию менеджмента.
Цель работы позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе, а именно:
- рассмотреть общую характеристику менеджмента;
- исследовать функции менеджмента;
- изучить особенности вопросов организации в ряде иных функций менеджмента.
1. Менеджмент и организация соотношение понятий
Менеджмент по-русски «управление» это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и других нововведений. Для большинства населения это еще и работа. Умело управлять в малом бизнесе значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать тоже вопрос эффективного менеджмента. В деятельности многих менеджеров переплетены решения управленческих и профессиональных задач.
Например, главный инженер химического завода - только менеджер, но и инженер. Главный врач больницы должен уметь не только управлять, но и лечить. Менеджеры такого типа должны время от времени демонстрировать свои возможности в профессиональной деятельности, а проявленная ими некомпетентность сильно снижает уважение сотрудников.
Для большинства организаций выживание, возможность существовать как можно дольше является основной задачей. Для этого им приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих потребителей.
Чтобы быть успешной в течение долгого времени, организация должна быть как эффективной, так и результативной. Результативность является следствием того, что «делаются нужные и правильные вещи», а эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи».
Эффективность можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов (потребляемых ресурсов) и выходов (выпускаемых продуктов). Относительная эффективность организации выражается производительностью. Производительность это отношение количества единиц на входе к количеству единиц на выходе.
Управленческие решения представляют собой лишь идеи, мысли. Успешным решением считается такое, которое реализуется практически превращается в действие результативно и эффективно. Цель управления это выполнение реальной работы реальными людьми.
2. Функция организации как центральная функция менеджмента
2.1 Сущность и содержание функции организации
Реальный менеджмент всегда имеет черты общего и специфического. Общее это те универсальные законы, которые являются результатом развития науки управления, проверены практикой, и на которых базируются все существующие модели менеджмента, а также господствующие в мировом экономическом сообществе основные принципы. А вот действие и механизмы этих законов необходимо увязывать с особенностями социально-экономичесого развития страны, культурой и психологией ее народа. Наука об управлении в России находится на стадии становления. Существенные отличия касаются культуры ценностей и принципов, которые лежат в основе нашего общества. Специфическим является и поведение потребителей. Богатая традиция, созданная государственными деятелями и предпринимателями прошлых веков, еще ждет интеграции в наши представления об управлении.
Одной из важнейших функций менеджмента является организация, носящая комплексный характер и определяющая большинство параметров предприятия как социально-экономической системы. Функция организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Основными ее составляющими являются:
- формирование организационной структуры, исходя из размера предприятия, его стратегии, технологии, персонала и др. переменных;
- установление конкретных параметров, режимов работы подразделений, отношений между ними;
- обеспечение деятельности фирмы ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, информационными).
Введение.3
1.Менеджмент и организация соотношение понятий...6
2. Функция организации как центральная функция менеджмента
2.1 Сущность и содержание функции организации ..8
2.2 Практическая реализация функции организации ...19
3. Организация как основа менеджмента...20
Заключение23
Список литературы25
1. Арабидзе Д.И. Корпоративное управления в странах Западной Европы. М.:ПРИОР, 2003
2. Балуев А.Р. Традиции американского рынка. Ростов-на-Дону:Феникс, 2003
3. Бахрушева А.Н., Воронцов А.И. Особенности японской модели менеджмента. - М.:Экономика, 2000
4. Белильцев В. Процесс принятия управленческих решений. Тренинг. М. Манускрипт, 2006
5. Валикова А.С. Современный российский менеджмент/Бизнес-пресс, 2005, № 11
6. Гусаков В. Анализ основных этапов развития бизнеса в России и поиск возможных направлений дальнейшего развития/Конференция «Управление в России:2003» - М., 2003
7. Колесников Н. Технологии соврмеенного менеджмента. М.: ПРИОР, 2004
8. Мармутов И.А. Американские горки/Компания. Деловой ежедневник от 11.09.2006 г.
9. Миллер А. Антология экономических революций. М.:МР3 Пресс, 2004
10. Окоткин И.С. Современная структура потребительского рынка. М.:Экономика, 2005
11. Ольнц А. Теория Z. СПб.: ПИТЕР, 2004
12. Печерский А. К новой бизнес-модели - главное не застрять на полпути/ Конференция «Управление в России:2003»
13. Пикалёва С.А. Менеджмент и маркетинг в современной российской экономике/Бизнес пресс, 2006, № 2
14. Пилипенко А.М. Менеджмент. М.: Экономикс, 2004
15. Раул А.Р. Менеджмент в организации классического типа. М.:Статинпром, 2004
16. Филонович С.Р. Новые исследования. Поиски российской модели менеджмента: взгляды инсайдеров/ Российский журнал менеджмента, №3, 2004.