ВВЕДЕНИЕ
Анализируя современную ситуацию в России, мы не можем не обратиться к новейшей ее истории с тем, чтобы оценить последствия и опыт той серии реформ, которая началась после распада СССР и способствовала формированию России как отдельного государства.
Можно утверждать, что сильный реформаторски толчок в России произошел в тот момент, когда и.о. Председателя правительства РФ был назначен Е. Гайдар. Реформы, начатые им и его командой, можно отнести к типу реформ преобразования. Совершенно очевидно, что реформаторами двигал некий образ будущей России, теоретическую и базовую основу которого составляли либерально-демократические ценности. Собственно, порыв (почему страна приняла эти реформы) состоял в том, что этот образ и идея того, что Россия может и должна стать современным цивилизованным государством (такой же, как западные страны), в значительной степени овладел умами общественности.
Сами реформы по преобразованию России в демократическое государство с развитой рыночной экономикой разрабатывались не внутри страны, а подготавливались и предлагались международными организациями, такими как МВФ и Всемирный банк.
Президент России (Б. Ельцин) был вынужден согласиться на требования, выдвигаемые со стороны международных организаций. В то время ситуация для России была тяжелой: Россия выпала из системы международных отношений, экономика страны была в упадке, поэтому между Россией и МВФ состоялся негласный договор. Договоренность была примерно следующей (в современной России политологи называют это «внешним управлением»): с одной стороны, западные страны помогают России (кредитуют ее, впускают на рынки, считаются с ней в международных отношениях), с другой стороны, Россия в обязательном порядке должна провести ряд демократических и экономических преобразований.
При этом можно утверждать, что предложенный Всемирным банком пакет реформ был систематизирован. Идеология, в соответствии с которой выстраивался этот пакет реформ, заключалась в том, что все должно быть устроено в соответствии с современными экономическими и демократическими западными стандартами. Б. Ельцин согласился следовать такой идеологии. На место премьер-министра был назначен Е. Гайдар, которому и было поручено провести реформы от Всемирного банка.
Экономические реформы в России осуществлялись в три этапа.
В реферате проанализированы основные этапы и результаты экономических реформ в России.
1. ПЕРВЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
На первом этапе можно выделить два направления реформ: либерализация и приватизация.
Реформатором выступал Гайдар. Е. Гайдар не был сторонником наличия собственного пути у России и считал, что ей необходимо встраиваться в капиталистическую систему. Он поддерживал вариант быстрой и бесплатной приватизации, дающей каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности.
Либерализация
Цели либерализации:
Устранение товарного дефицита, запуск рыночного механизма «спроса и предложения».
Подготовка к следующему этапу реформ приватизации (создание рыночных условий для оценки производственных фондов и рыночных перспектив предприятия).
По всей видимости, Правительство стремилось идти по предложенному МВФ пути, в рекомендациях МВФ говорилось, что для успеха рыночных реформ России необходим импорт, а средства на закупку импортных товаров необходимо зарабатывать на экспорте энергетических ресурсов и сельскохозяйственных товаров. Что подразумевало открытие страны для международной торговли, создание условий для импорта продуктов питания, специалистов, оборудования с Запада. Превращение России в поставщика сырья, так как товары отечественных производителей были неконкурентоспособны по сравнению с импортными.
Существовало несколько проектов реформ. Была принята «Программа 91»
«Программу 91» отстаивало Правительство во главе с Е. Гайдаром.
Конечными целями данной программы реформ являлись экономическое, социально-политическое и духовное возрождение России, рост и процветание национальной экономики, консолидация на этой основе благополучия и свободы ее граждан, развитие демократии и укрепление государства. В новой российской экономике равновесие между экономической эффективностью и социальной справедливостью должно быть достигнуто .
Существовала также Программа «500 дней» Г. Явлинского, С. Шаталина
«Программа 91» исходила из полного отрицания возможностей «особого пути» развития российской экономики и сосредоточивалась прежде всего на вопросах реформирования и оздоровления денежного сектора.
Она предусматривала ряд экстренных мер: стабилизацию экономики и рационализацию управления на принципах рыночной экономики; либерализацию цен и ограничительную финансовую политику; борьбу с необеспечнной денежной массой и т. п.- совокупность мер, известных под названием «шоковой терапии».
28 октября Президент выступил в Верховном Совете РСФСР с заявлением о предстоящих реформах, включая либерализацию цен.
Таким образом, предстояло решить следующие проблемы .
отсутствие регулирования экономики страны, системы Госплана и Госснаба были разрушены;
денежное регулирование нарушено за счет работы Центров научно-технического творчества молодежи, кооперативов, которые могли переводить безналичные деньги в наличные;
нарушение хозяйственных связей, стабильной работы предприятий;
система хозяйства СССР уже не функционировала. Появляющиеся новые формы организации не могли были быть приведены в соответствие с принципами плановой экономики и подрывали оставшиеся системы регулирования;
отсутствовала официально принятая концепция экономики государства, которая бы задавала целостность экономики страны.
28 января 1987 г . постановлением ГКНТ ССР , Госплана СССР , Госкомтруда СССР, Минфина СССР , ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ было утверждено «Положение о центре научно -технического творчества молодежи». Партия разрешила им «заключать договоры» с последующей выплатой наличных денег исполнителям.
В 1987 г. был принят, а с 1988 г. введен в силу «Закон о государственном предприятии (объединении)». Он предполагал «полный хозрасчет».
26 мая 1988 г. Верховным Советом был принят Закон «О кооперации СССР».
Были созданы молодежные центры и молодежные кооперативы. Мелкие и средние предприятия можно было преобразовывать в кооперативы, сдавать в аренду с выкупом, продавать.
25 декабря 1990 года принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который также вводил понятия об ОАО, трудовых коллективах).
28 октября 1991 г. Президент выступил в Верховном Совете РСФСР с заявлением о предстоящих реформах, включая либерализацию, и получил на год чрезвычайные полномочия.
Либерализация цен:
В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года «О социально-экономическом положении в РСФСР» Президентом РСФСР был издан 3 декабря 1991 Указ № 297 «О мерах по либерализации цен». В соответствии с принятым Указом со 2 января 1992 года осуществлен переход на прменение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. На ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг применяются государственные регулируемые цены.
2 января 1992 г. произошел единовременный отпуск цен, которые еще оставались под контролем. Свободными стали 80% оптовых и 90% розничных цен. Еще сохранился контроль за ценами на ряд потребительских товаров: хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, растительное масло, водка, спички, лекарства (цены повышены в 3 раза), а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплата и плата за коммунальные услуги. С марта по май контроль за ценами на эти товары был снят или передан на уровень регионов.
В административном порядке с сохранением государственного контроля были повышены цены: на нефть - в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления - в 4,7; на уголь - в 5,5 раза.
Цены на нефть «отпустили» в мае 1992 г., убедившись, что трудности возникали именно там, где сохранялся контроль за ценами. Заключительный акт переход к свободным ценам на уголь в 1993 г. После этого под контролем федерального правительства остались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий - газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и т.п.
Дерегулирование экономики:
В 1992 г. основным содержанием процесса дерегулировния экономики был демонтаж институтов планово-распределительной системы, ликвидация отраслевых министерств, главков, ВПО и т.п. В начале 1992 г. ликвидация совмещалась со слиянием союзных и российских ведомств, реорганизацией одних, ликвидацией других. Министерства трансформировались в следующие основные формы:
часть работников переходила в новые российские ведомства;
на базе министерств создавались отраслевые союзы и ассоциации.
преобразование министерств в какие-либо государственные компании и правительственные агентства. Например, Росконтракт оптовая компания, преобразованная из Госснаба СССР; Росхлебопродукт бывшее Министерство заготовок, превратилось в государственную компанию.
Госпланы СССР и РСФСР слились в Министерство экономики Российской Федерации. Так же образовался Минфин России. Два союзных министерства остались неприкосновенными - МПС и Минатом (бывший Минсредмаш).
Снятие ограничений на доходы и заработную плату:
Были сняты ограничения на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление (указ Президента «Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление» (15 ноября 1991)).
В результате быстро росла степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения.
Хотя предприятия и организации теперь самостоятельно определяли размер средств, направляемых на потребление, государство не могло не регулировать размер минимальной месячной оплаты труда (МРОТ). В связи с высокими темпами инфляции МРОТ довольно часто пересматривался.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕРВЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ 4
2. ВТОРОЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ 14
3. ТРЕТИЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 26
ЛИТЕРАТУРА
1. Аганбегян А.Г. Реформы надо продолжать // ЭКО. 2004. N 8. С.2-20
2. Байбаков Н. Реформы: от Косыгина до Гайдара / Н.Байбаков, А.Драбкин // Правда. 2004. 19 февр. С.1-2
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2005
4. Бушуев В. Реформы или «реформы»? // Свободная мысль. 2007. N 1. С.193-209
5. Глазьев С.Ю. Белая книга: Экон. реформы в России 1991-2001 гг. / С.Ю.Глазьев, С.Г.Кара-Мурза, С.А.Батчиков. М.: Эксмо: Алгоритм, 2003
6. Добрынин А.И., Тарасевич А.С. Экономическая теория. М.: Питер, 2005
7. Итоги реформирования экономики России и перспективы ее развития // Рос. экон. журн. 2005. N 5-6
8. Кривов В.Д. Проблема обоснования макроэкономических решений // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. 2003. N 3. С.3-17
9. Курс экономической теории /Под общей редакцией: проф. Чепурина M. H., проф. Киселевой E. А. Киров: «АСА», 1996
10. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М., 2002
11. Нещадин А. Модернизация по-российски / А.Нещадин, М.Малютин // Власть. 2002. N 12. С.23-34
12. Перламутров В.Л. Итоги реформирования современной российской экономики // Экон. наука современ. России. 2002. N 4. С.39-43
13. Предпринимательство, рынок и экономический рост: Сборник / Ин-т экономики РАН. Центр соц.-экон. пробл. федерализма; Науч. ред. Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский. М., 2002
14. Прохоров Б.Б. Динамика социально-экономического реформирования России в медико-демографических показателях // Пробл. прогнозирования. 2006. N 5. С.124-137
15. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2001
16. Солман Дж. Основы экономики. М.: Проспект, 2005
17. Экономическая теория: Вводный курс. Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2004