(Нет отзывов)
86 страниц
2019-08-10

Ответственность за разглашение государственной тайны

В наличии
3840 ₽

лава 4. Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства Российской Федерации, стран СНГ и зарубежных стран о разглашении государственной тайны.

Уголовно-правовая ответственность за разглашение государственной тайны пре¬дусмотрена в уголовных кодексах зарубежных государств и стран СНГ. В целях выделе¬ния отличительных особенностей данного состава преступления, сравне¬ния с российским уголовным законодательством, проанализированы статьи уголовных кодексов стран ближнего зарубежья Республик Казахстан, Беларусь, Латвийской Республики , формирование которых происходило в приблизительно равных условиях после распада СССР, а так же уголовные кодексы ФРГ, Франции, Швейцарии, Польши, Испании, Италии, Голландии, Китайской Народной Республики.
В Уголовном кодексе Республики Казахстан существует статья, предусматри¬вающие ответственность за разглашение государственной тайны - ст. 172 «Незаконное получение, разглашение государственных секретов». Эта статья предусматривает четыре самостоятельных состава преступления, предметом преступлений, предусмотренных частями 1, 2 и 4, являются сведения, составляющие государственные секреты. Оконченным состав преступления считается с момента получения этих сведений. Объективная сторона в составе разглашения государственных секретов включает три признака:
1. нарушение правил обращения со сведениями, составляющими государственные секреты;
2. предание их огласке;
3. причинная связь между нарушением правил обращения с этими сведениями и преданием их огласке.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом.
Уголовный кодекс Республики Беларусь, по сравнению с УК Респуб¬лики Казахстан, имеет значительно больше отличительных особенностей от УК РФ. Особенности заключаются в конструкции статей, предусматри¬вающих ответственность за посягательство на государственную тайну, их расположении в разных главах.
По сравнению с УК РФ, где предусмотрено ответственность за разглашение в ст. 283, то в УК Республики Беларусь включены две статьи, предусматривающие ответственность за разглашение государственной тайны умышленное (ст. 373) и по неосторожности (ст. 374), в последней предусматривается ответственность и з утрату документов, компьютерной информации, предметов, составляющих государственную тайну.
Так как статьи 373 и 374 УК Республики Беларусь предусмотрены в главе 33 «Преступления против порядка управле¬ния», то объектом является общественные отношения в области порядка управления.
Кроме того, в главе «Воинские преступления» так же предусмотрены две статьи за умышлен¬ное разглашение государственных секретов (ст. 457) и разглашение госу¬дарственных секретов либо утрату документов, содержащих такие секреты, по неосторожности. Отличительной особенностью в этих статьях от выше¬указанных статей (ст. 373, 374) является то, что предметом в этих составах являются воинский характер сведений, составляющих государственную тайну. В УК РФ нет таких статей потому, что в понятие «государственная тайна» включены сведения и военного характера.
Отдельные статьи УК Латвийской Республики также имеют существенное отличие от статей УК РФ, предусматривающих ответственность за посягательство на тайну.
В УК Латвийской Республики предусмотрена ответст¬венность за умышленное разглашение государственной тайны (ст. 94) и по неосторожности (ст. 95), причем в ст. 95 включена и утрата документов, предметов, содержащих государственную тайну.
В УК Испании ответственность за посягательство на государственную и служебную тайны предусмотрена в главе «О вероломстве в хранении до¬кументов и нарушении секретов» (ст. 413418). Под служебной тайной понимаются сведения, доступ к которым ограничен компетентной властью. Субъектами распространения служебной или государственной тайны могут быть как должностные лица и государственные служащие, так и частные лица. Особенностью рассматриваемых составов является то, что должност¬ное лицо или государственный служащий несет ответственность не только за разглашение секретных и иных сведений (ст. 417), но и за умышленное уничтожение, приведение в негодность документов и утрату документов составляющих государственную тайну (ст. 413, 414). Ответственность наступает и в случае, если должностное лицо или госу¬дарственный служащий умышленно и без необходимых полномочий раз¬решит доступ к секретной документации, хранение которой на него возло¬жено (ст. 425). Частное лицо несет ответственность в случае использования для себя или для третьего лица секрета или исключительной информации, которую оно получило от государственного служащего или должностного лица (ст. 418).
В УК Италии, в отличие от УК РФ, предусмотрена не только ответст¬венность за разглашение государственной тайны (умышленно и по неосто¬рожности), но и ответственность за разглашение сведений, не подлежащих оглашению (запрещенных компетентной властью), а также за использова¬ние государственных тайн в своих или чужих интересах (ст. 261263), причем в последнем случае (ст. 263) конкретизирован предмет использо¬вания изобретения, научные открытия, новые промышленные приемы, которые в интересах государственной безопасности должны оставаться в тайне.
В рассмотренных статьях УК Италии субъект не конкретизирован, следовательно, им может быть как гражданин Италии, так и иностранец, лицо без гражданства.
В главе «Разглашение тайны» УК Голландии предусмотрена ответст¬венность за умышленное разглашение тайны лицом, которое обязано ее хранить в силу своей должности, профессии или законного требования или в силу своей бывшей должности или профессии (ст. 272). В части второй данной статьи отмечается, что лицо, разгласившее тайну, подвергается уголовному преследованию только после жалобы потерпевшего.
Весьма развернутая система норм об ответственности за разглашение сведений, не подлежащих оглашению, содержится в Уголовном кодексе ФРГ. В разделе втором Кодекса "Измена Роди¬не и угроза внешней безопасности" законодатель дает определе¬ние государственной тайны, каковой признаются "факты, предме¬ты или сведения, которые доступны только ограниченному кругу лиц и должны держаться в тайне от иностранного государства с тем, чтобы предотвратить опасность причинения серьезного вреда внешней безопасности Федеративной Республики Германии" (§ 93). Разглашение государственной тайны представляет собой измену Родине (§ 94). Кроме того, в § 95 предусмотрена ответственность за разглашение государственной тайны как за самостоятельное преступление. Основные признаки этих деяний совпадают. Разли¬чие заключается в адресате, так как при измене Родине сведения сообщаются иностранному государству или одному из его посред¬ников, а при разглашени постороннему лицу, т. е. лицу, не упол¬номоченному располагать этими сведениями. Если в § 94 говорит¬ся просто о государственной тайне, то в § 95 о государственной тайне учреждения. И, наконец, при разглашении государственной тайны отсутствует имеющееся в § 94 указание о намерении нанес¬ти ущерб ФРГ или оказать помощь иностранному государству. Нео¬сторожное создание опасности причинения серьезного вреда внеш¬ней безопасности ФРГ как результат выдачи государственной тайны предусмотрено в § 97. Помимо того, Кодекс предусматривает от¬ветственность за выдачу нелегальной тайны, которая не является государственной (§ 97), а также за разглашение сведений, оши¬бочно принимаемых за государственную тайну (§ 97).
Ответственность за посягательства на тайну национальной за¬щиты предусмотрена в ст. 413-9 УК Франции, согласно которой ха¬рактер тайны имеют сведения, технологии, документы, информа¬ционные данные и данные картотек, относящиеся к национальной защите и ставшие объектом специальных мер, предусмотренных соответствующим декретом Государственного Совета Франции и на¬правленных на исключение их распространения или предоставле¬ния недозволенным лицам.
В Уголовном кодексе Швейцарии самостоятельного состава преступления о разглашении государственной тайны нет. Однако умышленное разглашение иностранному государству или его агентуре тайны рассматривается как дипломатический шпионаж (ст. 267). Разглашение сведений может иметь место также при по¬литической (ст. 272), экономической (ст. 273) и военной (ст. 274) раз¬ведывательной деятельности. К числу деяний против имущества Кодекс относит разглашение производственной и коммерческой тай¬ны (ст. 162).
Разглашение государственной тайны по Уголовному кодек¬су Польши является преступлением против охраны информации (гл. XXXIII). В § 1 ст. 265 говорится о разглашении или использо¬вании вопреки предписаниям закона информации, составляющей государственную тайну. Ответственность дифференцируется в за¬висимости от адресата, т. е. более суровое наказание предусмотрено в случаях, если лицо действует от имени или в пользу иностран¬ного субъекта (ст. 265 § 2). Кроме того, в § 3 данной статьи предус¬мотрена ответственность за неумышленное раскрытие информации, известной субъекту в связи исполнением публичной функции или полученным полномочием. В отдельной статье предусмотрена от¬ветственность за разглашение служебной тайны (ст. 266).
В главе «Разглашение тайны» УК Голландии предусмотрена ответст¬венность за умышленное разглашение тайны лицом, которое обязано ее хранить в силу своей должности, профессии или законного требования или в силу своей бывшей должности или профессии (ст. 272). В части второй данной статьи отмечается, что лицо, разгласившее тайну, подвергается уголовному преследованию только после жалобы потерпевшего.
Таким образом, в отличие от УК РФ, в УК Голландии не предусмот¬рена уголовная ответственность за незаконное получение конфиденциаль¬ных сведений. Ответственность за предоставление не подлежащей разглаше¬нию информации, предоставляющей интерес для государства или его со¬юзников, предусмотрена в ст. 98, 98 «а», 98 «б», 98 «с» УК Голландии. В отличие от УК РФ, в указанных статьях содержание сведений, не подле¬жащих разглашению, не конкретизировано. В ст. 103 «а» предусмотрено положение, согласно которому, лицо не несет уголовной ответственности, если оно обоснованно убеждено, что выполняя действие по оказанию помощи врагу в военное время, не причиняет вред своему государству.
В УК Китайской Народной Республики предусмотрена ответствен¬ность за причинение вреда суверенитету КНР, ее территориальной целост¬ности и безопасности, совершенное в сговоре с иностранным государством (ст. 102), а также за оказание материальной помощи организациям и част¬ным лицам за совершение действий, предусмотренных в ст. 102.
Интерес представляет ст. 109, в которой предусмотрена ответствен¬ность сотрудников государственных органов, владеющих государственны¬ми тайнами, покинувших страну либо оставшихся за рубежом. В ст. 111 предусмотрена ответственность за незаконную передачу зарубежным структурам, организациям или частным лицам материалов, предоставляющих собой государственную тайну или иную государственную информацию. Под иной государственной информацией понимается служебная тайна, а также любая другая информация, разглашение которой может причинить вред суверенитету КНР, ее территориальной целостности и безопасности. Способы совершения данного преступения кража ин¬формации, ее получение путем подкупа, шпионаж. Перечень способов по¬лучения указанной информации исчерпывающий.
Все составы преступлений, предусмотренные в главе «Преступления против государственной безопасности» УК КНР, умышленные.
Сравнительный анализ уголовно-правовой защиты государственной тайны в россий¬ском и зарубежном законодательстве позволяет сделать некоторые, не пре¬тендующие на исключительность и безусловно имеющие спорные позиции, предположения по совершенствованию российского уголовного законода¬тельства в части уголовно-правовой защиты тайны .

Оглавление:
Введение.. 3
Глава 1. История развития уголовного законодательства о разглашении государственной тайны... 7

Глава 2. Раскрытие состава преступления предусмотренного ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны» 12
§ 1. Объект, предмет состава разглашения государственной тайны...12
§ 2. Объективная сторона разглашения государственной тайны.....23
§ 3. Субъективная сторона разглашения государственной тайны... 29
§ 4. Субъект разглашения государственной тайны 38
§ 5. Разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283) 42
Глава 3. Отграничение разглашения государственной тайны от схожих преступлений..... 45
Глава 4. Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства Российской Федерации, стран СНГ и зарубежных стран о разглашении государственной тайны...49

Глава 5. Защита государственной тайны в уголовном процессе 55
Заключение 71
Список использованных нормативно правовых актов..75
Список использованной литературы...76
Приложение №1 79
Приложение №2 81






Введение
Защита государственной тайны является одним из важнейших направлений деятельности государственных органов, поскольку представляет собой элемент обеспечения безопасности государства.
Безопасность государства заключается в своевременной и полной реализации его жизненно важных интересов. В свою очередь интересы государства состоят в несокрушимости конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества .
В последнее время интерес к Российской Федерации как объекту разведки усилился. В концепции национальной безопасности Российской Федерации утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.97г. №1300, к важнейшим задачам относятся: укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах и в вместе с тем отмечается «нарастание агентурного и оперативно-технического проникновения в Россию иностранных разведок».
За последние годы арестованы десятки шпионов, выявлено и пресечено более сотни попыток российских граждан, инициативно пытавшихся передать иностранцам секретную информацию. Все чаще органам госбезопасности приходится иметь дело с фигурой агента-бизнесмена, охотно предлагающего продать государственную тайну иностранному государству.
Росту государственной преступности способствовала кризисная ситуация в нашем обществе, чрезмерная «открытость» для иностранных спецслужб, вследствие практически полной отмены административных режимов, обострение социально бытовых проблем работников оборонной промышленности, военнослужащих, нередко размывания у некоторых лиц патриотических устоев. И как следствия последнее время режимно-секретные органы не могут осуществлять действенный контроль над сохранностью государственной тайны.
Современный этап развития российского общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Развитие информационной сферы, обеспечение ее безопасности становится одним из приоритетов национальной политики нашего государства.
Принятый в 1996г. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит целый ряд норм, предусматривающих ответственность за общественно опасные деяния, посягающие на тайну, содержание которой составляет сведения конфиденциального характера и сведения, составляющие государственную тайну.
На сегодняшний день актуальной является выработка новых подходов к проблеме борбы с преступлениями, посягающими на государственные интересы путем выдачи государственной тайны.
Надлежащее применение законодательства об охране государственной тайны становится сегодня как фактором возможного ускорения развития российской экономики и ее качественного роста, так и средством повышения конкурентоспособности экономики и обеспечения национальной безопасности. Некомпетентность отдельных сотрудников органов федеральной власти в применении законодательства о государственной тайне порой влечет не только текущие, но и очевидные стратегические потери. Секретная информация все чаще проникает в псевдо деловую и криминальную сферу, что значительно дестабилизирует российскую экономику.
Необходимость уголовно-правовой защиты информации вызывается тем, что нарушения установленных правил поведения в информационном пространстве способны привести к раскрытию охраняемых законом тайн, к нанесению материального или морального ущерба, а также ущемлению прав граждан и иных субъектов на доступ к информационным ресурсам.
Повышенная практическая значимость уголовно-правовой защиты государственной тайны вызывают необходимость исследования норм, предусматривающих ответственность за посягательство на государственную тайну, выявление соотношений между ними, а также взаимосвязи с нормами других отраслей права (конституционного, гражданского, административного).
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует общеправовое понятие тайны. В отечественной литературе при определении отдельных видов тайн имеются различные спорные, порой противоречивые точки зрения. В ряде определений отсутствуют четкие признаки тайны, что, безусловно, затрудняет осуществление правильной правовой оценки и квалификации в случае посягательства на охраняемые законом тайны.
Наиболее полное правовое содержание имеет понятие тайны, сформулированное И. В. Смольковой, которая на основе анализа нормативного материала, научно-правовых источников выделяет следую¬щие признаки тайны. К ним относятся:
тайна есть, прежде всего, сведения, информация;
сведения должны быть известны или доверены узкому кругу лиц;
сведения могут быть известны или доверены определенным субъ¬ектам в силу их профессиональной или служебной деятельности, осущест¬вления определенных поручений;
сведения не подлежат разглашению (огласке);
разглашение сведений (информации) может повлечь наступление негативных последствий (материальный и моральный ущерб ее собствен¬нику, владельцу, пользователю или иному лицу);
на лицах, которым доверена информация, не подлежащая оглаше¬нию, лежит правовая обязанность ее хранить;
за разглашение этих сведений устанавливается законом юридиче¬ская ответственность.
Эти критерии позволили И. В. Смольковой сформулировать понятие тайны следующим образом: «... с содержательной стороны тайна может быть определена как особым образом охраняемый законом блок секретной или конфиденциальной информации (сведений) известной или доверенной узкому кругу субъектов в силу исполнения служебных, профессиональных и иных обязанностей или отдельных поручений, разглашение которых мо¬жет повлечь юридическую ответственность» .
Данное определение достаточно полно раскрывает содержание право¬вого понятия тайны. Вместе с тем, оно требует дополнения. В нем не кон¬кретизирован «блок секретной или конфиденциальной информации», не определено, в чем заключается общественная опасность распространения этой информации. И, наконец, не отмечено, что юридическая ответствен¬ность наступает не только за разглашение тайны, но и за ее незаконное по¬лучение и использование.

Список использованных нормативно правовых актов:

1. Конституция Российской Федерации 1993г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996г.
3. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960г.
4. Уголовный кодекс Эстонской Республики.
5.Уголовный кодекс Республики Узбекистан.
6. Уголовный кодекс Туркменской Республики.
7. Уголовный кодекс Республики Таджикистан.
8. Уголовный кодекс Республики Молдова.
9. Уголовный кодекс Кыргызской Республики.
10. Уголовный кодекс Республики Казахстан.
11. Уголовный кодекс Республики Грузии.
12. Уголовный кодекс Республики Беларусь.
13. Указ Президента РФ от 20 января 1996г. «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны».
14. Перечень сведений, относящихся к государственной тайне (Указ Президента РФ от 30 ноября 1995г. № 1203);
15. Указ Президента РФ от 14 января 1992г. № 20 «О защите государственных секретов Российской Федерации».
16. Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (Распоряжение Президента РФ от 30 мая 1997г. № 226-рп)
17. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, создание средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государ¬ственной тайны».
18. Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995г. №870).
19. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (постановление Правительства от 28 октября 1995 г. № 1050).
20. Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам (постановление Правительства от 2 августа 1997г. № 973) и ряд других документов.
21. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000г. №ПР-1895.
22. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1942 гг. М, 1953.
23. Федеральный закон от 25 июня 1998 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (с изменениями от 8 декабря 2003г.)
24. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности».
25. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

Список использованной литературы:

1. Аминов Д. И. Уголовное право: схемы, таблицы. Учебное Пособие для вузов. Под ред. В. П. Ревина. М., 2001.
2. Бикмашев В. А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред.- В. Д. Иванов. Ростов-на-Дону 2002.
3. Беляев А. Е. «Уголовно-правовая характеристика преступлений, борьба с которыми отнесена к компетенции органов ФСБ России». Научно-практическое пособие. М., 2002.
4. Ветров Н. И. Уголовное право. Отв. редактор - Н. И. Ветров, А. В. Бриллиантов. М., 2005.
5. Волков Б.С. Мотив и квалификация прступлений. Казань. 1982г.
6. «Государственные преступления». Учебное пособие по Советскому уголовному праву. Под редакцией М. И. Якубовича и В. А. Владимирова. М. 1961г.
7. Дьяков С.В. Игнатьев А.А., Карпушин М.П. «Ответственность за государственные преступления» М., 1988г.
8. Дъяков С.В. «Государственные преступления и государственная преступность». М., 1999.
9. Дъяков С.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред.- Ю. И. Скуратов и В. М. Лебедев. М.: Норма 1999г.
10. Здравомыслов Б. В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Под ред. проф. Б. В. Здравомыслова. М., 1999.
11. Иванов В. Д. и Мазуков С. Х. Субъективная сторона преступления. Ростов - на Дону 1999. С.
12. Игнатов А. И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под общ. ред.- В. М. Лебедева. М., 2004.
13. Игнатов А. И. Уголовное право. Особенная часть. Отв. редактор - Ю. А. Красикова, А. И. Игнатова. М., 2005.
14. Капитанов М. Генеральная прокуратура: Конституция предусматривает возможность отграничения прав и свобод гражданина. Российская юстиция. 1995. № 3.
15. Кладков А. В. Уголовное право. Отв. редактор А. И. Ророг. М., 2005.
16. Ковалев М. И. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. Отв. редактор И. Я Козаченко, З. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. М., 2001.
17. Кользеев А. Г. Преступления отнесенные к прямой последовательности органов ФСБ России. Комментарий статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Под ред.- Матвеева А. П. Кользеева А. Г. Савченко Д. А. Ярушин А. И. Новосибирск 1997.
18. Коряковцев В. В., Питулко К. В. Уголовное право. М., 2006.
19. Криволапов Г. Г. Уголовное право. Особенная часть. Под ред.- Н. Г. Кадников.
М., 2006.
20. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений, ¬¬ 2-е изд., М., 2004.
21. Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении (под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф.Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М. Тяжковой) - М., 2002.
22. Курс советского уголовного право. Часть особенная. Т. 2. М., 1962.
23. Советское уголовное право. Часть особенная. М., 1966.
24. Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.
Отв. редактор В.М. Лебедев. М., 2001.
25. Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред.- В. М. Лебедев. М., 2004.
26. Лунев В. В. Уголовное право. Отв. редактор В.Н. Кудрявцева, А. В. Наумов. М., 2005.
27. Мазуров В. А. «Тайна: государственная, коммерческая, банковская, частной жизни». Учебное пособие. М., 2003.
28. Московский комсомолец. 1998г. 14 марта.
29. Наумов А. В. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. Под ред.-
А. И. Рарога. М., 2005.
30. Наумов А. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред.- Наумов А. В. М., 2004.
31. Независимое военное обозрение М., 2001. №14.
32. Никулин С. И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред.- А. Е. Жалинский. М., 2006.
33. Панченко П. Н. Институт тайны: правоохранительные аспекты. Государство и право. 1998. № 8.
34. Рарог А. И. Уголовное право РФ. Особенная часть. Учебник под ред. − А.И. Рарога. М., 1996.
35. Рарог А. И. Субъективная сторона и квалификация преступлений. М., 2001.
36. Рарог А. И. Уголовное право. Особенная часть. Отв. ред.− В. С. Комиссаров.
М., 2006.
37. Савельев М. А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред.- А. А. Чекалин: В. Т. Томина, В.С. Устинова, В. В. Сверчкова.
М., 2004.
38. Советское уголовное право. Особенная часть. Под редакцией Гришаева П. И., Здравомыслова Б. В. М., 1988г.
39. Советское уголовное право. Часть особенная. М., 1962.
40. Сумин А.А. Комментарий к Закону РФ «О государственной тайне». М., 2001.
41. Ткачевский Ю. М. Курс уголовного права. Особенная часть. Том 5. Учебник для вузов. Под ред.- Г. И Борзенкова и В. С. Комиссарова. М., 2002.
42. Ткачевский Ю. М. Уголовное право. Особенная часть. Отв. редактор -
Г. Н Борзенкова, В. С. Комиссаров. М., 2005.
43. Устименко В.В. «Специальный субъект преступления». Хорьков 1989г. (Издательство при Харьковском государственном университете издательское объединение «Выща школа».)
44. Шарапов С.Н. Уголовное право. Особенная часть. Под редакцией А.С. Михлин. М., 2004.
45. Шумилов А.Ю. «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». М., 2001.
46. Якимович Ю. К., Пан Т. Д. Досудебное производство по УПК РФ. СПб., 2003.
47. Яциленко Е. В. Учебник по уголовному праву. Отв. редактор И. Э. Звергаровского. М., 2004.

Список дипломных работ по предмету уголовное право