Введение
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, кардинальными изменениями подходов к управлению персоналом, наблюдаемых в последние годы. Такая ситуация объясняется серьезными переменами, происходящими на рынке труда. Эти изменения, в совокупности привели к удорожанию труда с одновременным дефицитом рабочей силы.
Целью данной работы является разработка приемлемых для руководства предприятия новых методов управления и стимулирования персоналом. Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
анализ управления персоналом;
исследование стиля управления, психологического климата в коллективе;
разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления и стимулирования персонала.
При выполнении курсового проекта решались следующие задачи:
1. Обобщение отечественного и зарубежного опыта работы с управленческим персоналом;
2. Выявление основных тенденций развития рынка трудовых ресурсов;
3. Раскрытие роли управления персоналом на предприяти;
4. Выявление неиспользуемых резервов персонала в организации;
5. Разработка предложений по совершенствованию системы управления и стимулирования персонала.
Предметом исследования является процесс управления сотрудниками организации (персоналом) в целях выполнения ими их работы и в рамках организации в целом, как в ее интересах, так и в интересах сотрудников.
Объектом исследования служит непосредственно организация, в рамках которой существует процесс управления сотрудниками.
Методологическую основу курсового проекта составляют положения системного анализа, труды зарубежных и отечественных экономистов и менеджеров. При выполнении курсового проекта использовались методы: расчетно-конструктивный; экономико-статистический с использованием электронно-вычислительной машины.
Информационную основу составляют данные Госкомстата РФ, Областного Комитета статистики, официальные документы, положения, а также первичная информация, собранная автором.
Практическая значимость курсового проекта заключается в том, что очень долгое время работник являлся "досадной, но необходимой статьей расходов", однако в настоящее время он стал основным источником прибыли. В рамках этого подхода человек стал рассматриваться в качестве важнейшего элемента капитала организации, а затраты на оплату его труда, подготовку и переподготовку, повышение квалификации, создание благоприятных условий деятельности - как особый вид инвестиций. В связи с такой тенденцией в работе предлагается разработка методов и рекомендаций по совершенствованию системы управления и стимулирования персонала, в результате чего будет решен ряд важных задач, как то раскрытие роли управления персоналом на предприятии и выявление основных тенденций развития рынка трудовых ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Роль трудовых ресурсов в условиях рынка 5
1.1. Требования к персоналу в условиях рынка труда 5
1.2. Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом 12
1.3. Основные тенденции развития рынка трудовых ресурсов 19
Глава II. Анализ системы управления персоналом на
предприятии 21
2.1. Особенности развития рынка трудовых ресурсов в
Белгородской области 21
2.2. Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии 27
2.3. Анализ резервов роста производительности труда 37
Глава III. Адаптивная система управления персоналом 47
3.1. Прогноз развития рынка труда 47
3.2.Организационная структура управления персоналом на
предприятии 49
3.3. Расчет экономической эффективности от повышения производительности труда 58
Выводы и предложения 64
Заключение 66
Литература 68
1. Барышников Ю. Н. Модели управления персоналом: зарубежный опыт и возможность его использования в России. М., 1998.
2. Бескровная Н., Герчиков В. Управление персоналом в рос¬сийском малом бизнесе // ЭКО. - 1996. -№ 9. -с. 140.
3. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебное издание. -М.: Триада Лтд, 1996. - 384 с.
4. Генисаретский О. И., Носов Н. А., Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала // Человек. 1996. № 4.
5. Десслер Г. Управление персоналом. М., 1997.
6. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебное пособие. 2-е изд. - Н. Новгород, 1999.
7. Зайцев Г. Г. Управление персоналом: Учебное пособие. СПб., 1998.
8. Кноринг В. И. Искусство управления. М., 1997.
9. Красовский Ю. Д. Организационное поведение. М., 1999.
10. Круден Г. Дж., Шерман А. У. Зарубежный опыт управления персоналом / Пер. с англ. ч. 1: Организация и управление персоналом. М. 2000.
11. Маусов Н. Менеджмент персонала - ключевое звено внутри¬фирменного управления // Проблемы теории и практики управления. - 1996. -№ 6. -с. 108.
12. Моргунов Е. Б. Организационное поведение. 13 кн.: Управление компанией // Под ред. Ф. Лиса, Б. З. Мильнера. М., ИНФРА-М, 2001.
13. Моргунов Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М.: ООО "Журнал" Управление персоналом", 2005. Изд-е 2-е, перераб. и доп. 550 с.
14. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.
15. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научной ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997.
16. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М. : ИНФРА-М, 1997.
17. Управление персоналом: Учебник / Общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2003. 488 с.
18. Harman C. & Brelade S. Knowledge Management and the Role of HR. Edinburgh: Pearson Education Ltd., 2000 -106 p.
19. Сайт Кафедры экономики и управления Белгородского Государственного Института www.bsu.edu.ru:8817;
20. Статистические данные Белгородского Областного Комитета Государственной Статистики за 2003-2005 гг.