Анализ налогового законодательства, доктринальных источников и су-дебной практики позволяет сформулировать основные требования к законно установленным налогам:
1) Налоги устанавливаются представительными органами государствен-ной власти и местного самоуправления;
2) Налоги устанавливаются в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры, причем акты налогового законо-дательства должны быть надлежащим образом введены в действие;
3) При установлении налога должен соблюдаться принцип определенно-сти налогообложения, в частности, должны быть ясно и четко определены все его элементы, необходимые и достаточные для того, чтобы исчислить и упла-тить налог;
Конституционный Суд РФ разъяснил, что «установить налог или сбор можно только законом». Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут счи-таться «законно установленными» (статья 57 Конституции Российской Федера-ции). Данное положение имеет значение как при оценке конституционности за-кона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа го-сударственной власти на установление налога» .
Как отмечает А.В. Демин, подобные нормы закреплены конституциями многих иностранных государств. Так, часть первая ст. 133 Конституции Испа-нии устанавливает, что «изначальное право устанавливать налоги принадлежит исключительно государству и осуществляется посредством издания закона». Согласно ч. 1 ст. 78 Конституции Греции «ни один налог не может быть введен и не может взиматься без действия формального закона, определяющего круг лиц, подлежащих обложению, уровень дохода, пространственные пределы, расходы и сделки или категории последних, на которые распространяется нало-гообложение». Статья 30 Конституции Японии провозглашает: «Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом» .
Конституция РФ исключают возможность установления налогов и сборов Президентом РФ или органами исполнительной власти. Конституционный Суд прямо указывает, что «наделение законодательного органа конституционными полномочиями устанавливать налоги означает его обязанность самостоятель-но реализовывать эти полномочия. Такой порядок представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью га-рантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти. Только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка приня-тия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполне-ния им налоговой повинности. При этом Конституционный Суд РФ аргументи-ровал свою позицию тем, что конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налого-плательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполни-тельной власти. «Если существенные элементы налога или сбора устанавлива-ются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обяза-тельств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке» .
Эти выводы легли в основу признания Конституционным Судом неза-конно установленных Правительством РФ следующих обязательных платежей: сбора за пограничное оформление (Постановление от 11.11.97 № 16-П), лицен-зионных сборов за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, за оптовую продажу алкогольной продукции, сбора за обследование предприятий на соответствие требованиям, предъявляемым к производству, розливу, хране-нию и оптовой продаже алкогольной продукции (Постановление от 18.02.97 № 3-П), сбора за отпускаемую электроэнергию предприятиям сферы материально-го производства (Постановление от 01.04.97 № 6-П), сбора за компенсацию за-трат по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Мос-ковскую область на постоянное жительство, а также лицензионного сбора за поселение в Московской области (Постановление от 02.07.97 № 10-П) и т.д.
Следует согласиться с С.Г. Пепеляевым, который подчеркивает, что «не-обходимость установления налогов законами продиктована не столько задачей обеспечить реальность их взимания и внесения в бюджет (ее можно выполнить и по-другому), сколько целью гарантировать защиту собственности от несанк-ционированного вмешательства» .
Обратим внимание: требования верховенства закона и господства закон-ности подразумевают не всякие, а именно правовые законы и правовую закон-ность. «Содержание законности составляет не само наличное законодательст-во, а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принци-пы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса» . В сфере налогооб-ложения это означает соответствие законов конституционным принципам нало-гообложения как основным критериям правомерности любого акта налогового законодательства. Не случайно применительно к региональным налогам Кон-ституционный Суд указал, что законно установленными в субъектах РФ могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов РФ в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, устанавливаемыми федеральным законом .
«Принцип законного установления обязательных платежей не ограничи-вается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия. разъяснил Конституцион-ный Суд. - Содержание этого акта также должно отвечать определенным требо-ваниям, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий основным началам законодательства о налогах и сборах» . Таким образом, налоговые законы должны соответствовать требова-ниям справедливости, верховенства прав человека, формально-юридического равенства, социальной солидарности, а также общим и специальным принци-пам налогообложения.
Законы о налогах и сборах (включая фискальные сборы) должны содер-жать четкие и понятные нормы. Необходимые элементы налоговых обяза-тельств должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он обязан платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах (сборах) толкуются в пользу налогоплательщика. Расплывчатость налоговой нормы мо-жет привести к произвольному и дискриминационному ее применению госу-дарственными органами и должностными лицами в их отношениях с налого-плательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юри-дического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообло-жения, а потому предсмотренный в дефектных - с точки зрения требований юридической техники - нормах налог не может считаться законно установлен-ным .
Законно установить налог или сбор не значит только дать ему название, необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обяза-тельств, которые исчерпывающе перечислены в ст. 17 НК. Одно лишь пере-числение налогов и сборов в законах еще нельзя рассматривать как их установ-ление, поскольку такие законы не содержат существенных элементов налого-вых обязательств. Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы на-логового обязательства, то есть установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обяза-тельства. Причем элементы налогообложения должны быть не просто опреде-лены, но определены четко и однозначно, чтобы обеспечить их единообразное толкование и применение .
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 6
1.1. Конституция Российской Федерации в системе источников правового регулирования налогообложения 6
1.2. Понятие и назначение конституционных принципов налогообложения 14
1.3. Отличительные характеристики конституционных принципов налогообложения 19
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 30
2.1. Принцип законности налогообложения 30
2.2. Принцип единства налоговой системы России 38
2.3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения 43
2.4. Принцип соразмерности налогообложения 50
2.5. Принцип добросовестности и недопустимости злоупотребления правом 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ВВЕДЕНИЕ
Дипломная работа выполнена на актуальную и своевременную тему. На-логи выполняют ряд исключительно важных для государства функций. Налого-вые платежи составляют более 80% бюджетов всех уровней. Говоря о налого-вых отношениях, нельзя не отметить, что М.В. Баглай и многие другие ученые утверждают, что с помощью налогов государство обеспечивает обороноспо-собность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку и здравоохранение в интересах общества . По справедливому утверждению доре-волюционного ученого И.И. Янжула «ни одна сторона государственной жизни не вела к таким разнообразным благоприятным или неблагоприятным послед-ствиям, как хорошее или дурное устройство налогов» . Именно поэтому вопро-сы конституционно-правового регулирования налоговой системы имеют суще-ственное значение для укрепления российской экономики.
Взаимосвязь конституционных и налоговых норм, место Конституции РФ в механизме правового регулирования налоговой системы остаются недоста-точно исследованными. Анализ практики применения Конституции РФ различ-ными государственными органами показывает возрастающее значение консти-туционно-правовых норм в регулировании налоговой системы. Конституция, конституционно-правовые принципы должны стать той основой, которая по-зволит проводить целенаправленное, эффективное реформирование налоговой системы. К сжалению, в настоящее время меры, принимаемые в целях прове-дения налоговой реформы, нередко не соответствуют тем принципам, которые закреплены и выводятся из Конституции РФ.
Налоговое право одна из самых молодых отраслей в правовой системе России. С момента ее возникновения прошло не более пятнадцати лет. Однако за столь короткое время уже сформировались доктринальные основы налогово-го законодательства, завершается его кодификация, активно формируется су-дебная практика по налоговым спорам, практически с нуля создана и функцио-нирует разветвленная система налоговых органов. Вместе с тем налоговому праву до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формули-ровок. Процесс реформирования налогового законодательства, связанный, пре-жде всего, с его кодификацией, продолжается непрерывно, что постоянно ста-вит все новые вопросы и проблемы перед налогово-правовой наукой и практи-кой. Указанные обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования.
Ученые различных направлений правовой науки всегда уделяли значи-тельное внимание вопросам правового регулирования в сфере налогов и сборов. В советский период теоретические аспекты правового регулирования налого-вых правоотношений в общем контексте вопросов финансового права исследо-ваны в работах В.К. Андреева, В.В. Бесчеревных, А.В. Брызгалина, М.А. Гуре-вича, М.Д. Загряцкова, С.В. Запольского, М.В. Карасевой, А.Н. Козырина, Л.С. Малокотина, С.Г. Пепеляева, М.И. Пискотина, Е.А. Ровинского, А.А. Соколова, Н.И. Химичевой, С.Д. Цыпкина и других. В числе современных ученых, обра-щавшихся к вопросам конституционных принципов налогообложения, следует назвать следующих авторов: Н.М. Артемов, Е.М. Ашмарина, В.В. Бесчеревных, А.В. Брызгалин, Д.В. Винницкий, Л.Н. Воронова, С.А. Герасименко, О.Н. Гор-бунова, Е.Ю. Грачева, В.И. Гуреев, А.В. Демин, Е.Н. Евстигнеев, С.В. Заполь-ский, М.Ф. Ивлиева, Е.А. Имыкшенова, М.В. Карасева, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, М.В Кустова, И.И. Кучеров, С.А. Кудреватых, Н.П. Кучерявенко, Е.У. Латыпова, О.А. Ногина, М.Ю. Орлов, В.А. Парыгина, С.Г. Пепеляев, Г.В. Пет-рова, А.А. Тедеев, К.Ю. Тотьев, Н.И. Химичева, И.С. Шаповалов, С.Д. Шата-лов, Н.А. Шевелева и др. Необходимо подчеркнуть, что в последние годы науч-ный интерес к данной проблематике заметно усилился, появилось большое ко-личество научных публикаций на эту тему.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения налого-вого законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно исследовать институт конституционных принципов налогообложения. Для дос-тижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть роль и значение Конституции РФ в системе источников на-логового права;
- изучить понятие и функции конституционных принципов налогообло-жения;
- выделить специфические особенности конституционных принципов на-логообложения;
- исследовать содержание принципов законности, всеобщности и равен-ства, соразмерности, добросовестности налогообложения и единства налоговой системы России;
Объектом исследования выступает институт конституционных принци-пов налогообложения. Предметом исследования являются нормы налогового законодательства; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; су-дебная практика.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных ме-тодов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Право-вая база исследования представлена Конституцией РФ и налоговым законода-тельством. Теоретическая база исследования основана на трудах ученых в об-ласти налогового права. Для иллюстрации теоретических выводов использова-на судебная практика.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на парагра-фы, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Конституция Российской Федерации в системе источников правового регулирования налогообложения
Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налого-вой системы России. В частности, ст. 57 Конституции РФ закрепляет в качестве конституционной обязанности уплату каждым лицом законно установленных налогов и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие но-вые налоги или ухудшающие положние налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между Рос-сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, содер-жит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Устанавли-вая основы конституционного строя России, она создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования.
Таким образом, Конституция РФ обязывает каждого платить законно ус-тановленные налоги и сборы. Она предписывает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57). Также установлено, что федеральные налоги и сборы нахо-дятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «з» ст. 71), а общие принципы налогообложения и сборов - в совместном ведении федерации и ее субъектов (п. «и» ч. 1 ст. 72). Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключе-ния Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 104). Принятые Государст-венной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106). Органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132). Столь краткое конституционное оформление вопросов, от-носящихся к регулированию налоговой системы обусловило принятие Консти-туционным Судом Российской Федерации многих решений, уточняющих, раз-вивающих, а порой и выявляющих соответствующие конституционно-правовые принципы регулирования налоговой системы.
Подобное положение характерно и для конституций зарубежных стран. Так, первая в истории писаная конституция - Конституция США - принималась в период формирования научной теории налогообложения (А. Смит «Исследо-вание о природе и причинах богатства народов» 1776 г.). В Конституции был зафиксирован принцип обязательного законодательного утверждения налогов высшим представительным органом страны. В американской Конституции глав-ное внимание уделялось тем видам налогов, которые были базовыми для того времени: таможенные пошлины, акцизные сборы. Гораздо позже в ней появи-лись положения о подоходном налоге (поправка XVI, принятая в 1913 г.). В на-стоящее время в развитии конституционного законодательства наблюдается тенденция к более полному правовому регулированию финансовых, в частно-сти, налоговых отношений. Подобному регулированию отводятся целые главы конституций или их разделы, и, прежде всего, в них регламентируются бюджет-ные и налоговые вопросы .
Можно выделить ряд общих требований, предъявляемых конституциями к налогообложению . Во-первых, практически все конституции устанавливают, что введение, изменение, отмена налогов могут осуществляться только законом. При этом некоторые конституции предусматривают достаточно жесткие требо-вания к налоговым законам. Так, Конституция Франции предусматривает, что "закон устанавливает нормы, относящиеся к... источникам, ставкам и условиям взимания всякого рода налогов" (ст.34). Во-вторых, конституции требуют, что-бы действие налогов распространялось на всю территорию государства. В-третьих, конституции ограничивают предоставление налоговых льгот и приви-легий. Они могут предоставляться в исключительных случаях, обоснованно и в рамках закона. Например, Конституция Бельгии указывает, что закон может оп-ределять только такие исключения из налогообложения, «необходимость кото-рых обоснована» (ч.2 ст.170). В-четвертых, налоговым законам не может прида-ваться обратная сила. В Конституции Швеции это требование сформулировано следующим образом: "Налог или иные выплаты государству не могут взиматься в большем размере, чем это вытекает из предписания, имевшего силу тогда, ко-гда возникли обстоятельства, которые вызвали установление налога или выпла-ты" (параграф 10 гл. 2). В-пятых, конституции и законодательство многих стран препятствуют принятию обременительных или чрезмерных налогов. Конститу-ция Испании устанавливает: «Налоговая система... ни в коем случае не должна предусматривать конфискацию» (ч.1 ст.31). В ряде стран это требование обле-чено в такую формулу, как «налоговая платежеспособность» (ст.53 Конституции Италии). В-шестых, конституции все чаще предусматривают защиту прав нало-гоплательщиков. Так, Конституция Финляндии содержит предписание, которое обязывает законодателя не только устанавливать принципы налогообложения, но и закреплять нормы о правовой защите налогоплательщика (параграф 61) .
Конституционные принципы налогообложения и сборов вытекают как из ст. 57 Конституции РФ (относящейся исключительно к налогообложению), так и из других статей, закрепляющих основополагающие принципы для любой от-расли законодательства, в частности из: ч. 1, 2 ст. 7 (о социальной природе госу-дарства и социальной справедливости); ч. 1 ст. 8 (о гарантировании в России единства экономического пространства и свободы экономической деятельно-сти); ч. 2 ст. 8 (о признании и защите в России равным образом частной, госу-дарственной, муниципальной и иных форм собственности); ст. 19 (о равенстве всех перед законом и конкретных формах проявления режима равноправия); ч. 3 ст. 55 (о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина только в форме Федерального закона) и др.
Данный подход к принципам налогообложения нашел свое подтвержде-ние и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г., где указы-вается, что правовое регулирование в сфере налогообложения, в том числе оп-ределение прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, уста-новление ответственности за налоговые правонарушения, осуществляется феде-ральным законодателем, исходя не только из предписаний ст. 57 Конституции РФ, но и из закрепленных Конституцией РФ основ демократического правового государства, включая признание человека, его прав и свобод высшей ценно-стью, верховенство и прямое действие Конституции РФ, гарантированность го-сударственной защиты прав и свобод человека и гражданина, прежде всего пра-ва на свободное использование своих способностей и имущества для предпри-нимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности, а также запрет произвола, справедливость и соразмерность устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (ч. 1 ст. 1; ст. 2; ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 17; ч. 1 ст. 34; ч. 2 ст. 35; ч. 1 ст. 45; ч. 2 и 3 ст. 55) .
Конституционные начала налоговых правоотношений предопределяются самой природой отношений по поводу установления и взимания налогов и сбо-ров как предмета не только налогового, но и конституционного регулирования. В данном случае речь идет не только о роли Конституции РФ как источника на-логового права, прямом действии обладающего высшей юридической силой нормативно-правового акта в сфере налоговых отношений; имеются и иные воз-можности «проникновения» конституционных начал в разветвленный норма-тивно-правовой массив налогового права, заключающиеся в правовых механиз-мах приведения норм и институтов налогового права, а также практики их при-менения в соответствии с буквой и духом Конституции РФ, что представляет собой процесс своего рода конституционализации налогового права .
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.05.2007) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
Специальная литература
4. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
5. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т. Т. 1. М., 1981.
6. Архипенко Т.В. Понятие и сущность ответственности за нарушения за-конодательства о налогах и сборах // Финансовое право. 2004. N 5.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов и факультетов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
8. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопони-мание на грани двух веков). М., 2005.
9. Баландин В.В., Павлушина А.А. Принципы юридического процесса. Тольятти, 2001.
10. Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная эконо-мика для вузов: Учебное пособие. М., 2003.
11. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.
12. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные от-ношения // Государство и право. 1999. № 5.
13. Бобылев А.И. Теоретические проблемы правового регулирования // Право и политика. 2002. № 8.
14. Бондарь Н.С. Конституция, Конституционный Суд и налоговое право // Налоги. 2006. N 3.
15. Васильев А.М. Правовые категории. М., 1976.
16. Ведяхина К.В. Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права: Дисс. канд. юрид. наук. Самара, 2001.
17. Витушкин В.А. Определения Конституционного Суда Российской Фе-дерации: особенности юридической природы. М.: Норма, 2005.
18. Воронин В. Правомерен ли налог с предполагаемой налоговой выгоды? // Российская юстиция. 2007. № 3.
19. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы добросовестности и недо-пустимости злоупотребления субъективными правами // Государство и право. 2002. № 7.
20. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Раз-витие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Россий-ской Федерации). М.: Юристъ, 2002.
21. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федера-ции: Учебное пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
22. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник. М., 2004.
23. Гойман В.И. Право в системе нормативного регулирования // Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М, 2002.
24. Государственное право Германии. Т.2. М., 1994.
25. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989.
26. Дедов Д.И. Общеевропейский принцип соразмерности ограничения свободы предпринимательства // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2002.
27. Демин А.В. Единство налоговой системы как базовый принцип налого-вой политики Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 4.
28. Демин А.В. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, про-блемы // Финансовое право. 2007. № 7.
29. Демин А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения // Жур-нал российского права. 2002. №4.
30. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие / А.В. Демин. - Красноярск, 2006.
31. Демин А.В. О соразмерности налогообложения // Финансы. 2002. № 6.
32. Демин А.В. Принцип всеобщности и равенства налогообложения: тео-рия и практика // Законодательство и экономика. 2001. № 11.
33. Демин А.В. Принцип законности налогообложения: содержание, про-блемы, тенденции // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001.
34. Дождев Д.В. Добросовестность (bona Fides) как правовой принцип// Политико-правовые ценности: история и современность. М., 2000.
35. Дунаев П.К. Принципы налогового права в практике Конституционно-го Суда РФ // Налоговые споры: теория и практика. 2006. N 12.
36. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000.
37. Затулина Т.Н. Конституционное регулирование налоговых правоотно-шений // Налоги (журнал). 2007. N 4.
38. Захаров АЛ. Межотраслевые принципы права: Дисс. ... канд. юрид. на-ук. Самара, 2003.
39. Иванова С.А. Принцип социальной справедливости в законотворчест-ве: проблемы реализации на современном этапе// Законодательство и экономи-ка. 2005. №1.
40. Карасёва М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налого-обложения в России. М.: ООО «Вершина», 2004.
41. Карташов В.Н. Принципы права // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002.
42. Ковалев Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права 1997. № 9.
43. Козлова Е.И. Конституционно-правовые нормы. Конституционное пра-во России: Учебник. М.: Юристъ, 2004.
44. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М. 1993.
45. Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законода-тельства Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 2.
46. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М., 1996.
47. Конституции зарубежных государств. М. 1997.
48. Кочергина М.Э. Конституционно-правовая основа формирования нало-говой системы в Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2000.
49. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2001.
50. Крохина Ю.А. Конституционализация финансового законодательства: объективная закономерность и фактор оптимизации // Конституция и законода-тельство (по материалам международной научно-практической конференции). М: Изд-во «Олита», 2003.
51. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: Нор-ма, 2004.
52. Крылов B.C. Проблемы равноправия и равенства в российском консти-туционном праве // Журнал российского права. 2002. № 11.
53. Кузнецов Н.Г., Корсун Т.И., Науменко А.М. Налоговое право России: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2003.
54. Лаврусь С.Ю. Реализация принципов права в юридической практике: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Самара, 2005.
55. Мишин Г.К. Налоги и социальный контроль (политологический и кри-минологический аспекты) // Государство и право. 2000. № 8.
56. Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М. 2000.
57. Научно-практический постатейный комментарий к Части первой Нало-гового кодекса. М. 2000.
58. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002.
59. Овсянников С.В. Конституционно-правовые основы налоговых отно-шений: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001.
60. Остерло Л., Торстен Джобе А. Конституционные принципы в праве на-логов и сборов. Рабочий материал для Конституционного Суда Российской Фе-дерации. Бонн: Германский фонд международного сотрудничества, 2004.
61. Пепеляев С. Г. Комментарий к Постановлению Конституционного Су-да РФ от 18 февраля 1997 г. № 3-П // Комментарий к постановлениям Консти-туционного Суда РФ / Отв. ред. Б.С. Эбзеев: В 2 т. М. 2001.
62. Пепеляев С.Г. О непридании нормативным актам о налогах обратной силы // Налоговый вестник. 1998. № 6.
63. Петрова Г.В. О конституционных основах налогово-бюджетного феде-рализма и межбюджетных отношений // Журнал российского права. 2003. № 1.
64. Петти В. Трактат о налогах и сборах // Классика экономической мысли. М. 2000.
65. Поляков А.В. Общая теория нрава: Проблемы интерпретации в контек-сте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб., 2004.
66. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федера-ции. Часть первая / Под общ. ред. В.И. Слома, А.М. Макарова. М. 2000.
67. Рашин А.Г. Некоторые тенденции становления налоговой системы Рос-сийской Федерации на современном этапе // Государство и право. 2002. № 7
68. Смирнов Д.А., Лайченкова Н.Н. Принцип равенства налогового бреме-ни как один из основных принципов налогового стимулирования // Налоги (журнал). 2007. N 5.
69. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 1962.
70. Словарь иностранных слов. М., 1998.
71. Соболев М.Н. Очерки финансовой науки. Харьков, 1926.
72. Современный толковый словарь русского языка. Спб., 2003 .
73. Соловьев В.А. Принципы налогообложения в актах Конституционного Суда РФ и арбитражных судов // Налоговые споры: теория и практика. 2007. N 10.
74. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: Приор-Издат, 2004.
75. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2004.
76. Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. М., 2001.
77. Туляй А.Н. Конституционные основы финансовой деятельности в Рос-сийской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Томск, 1999.
78. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // В кн. У истоков финансового права. М., 1998.
79. Уголовный процесс / Под общ. ред. П. А. Лупинской. М., 1998.
80. Философия права / Под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005.
81. Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М.В. Карасева. М., 2002.
82. Финансовое право: Курс лекций / Под ред. С.В. Игнатьевой. Серия «Мир культуры, истории и философии». СПб.: Изд-во «Лань»; Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.
83. Франк Ф.К. Формирование правового механизма реализации общих принципов налогового права // Законодательство и экономика. 2004. N 9. С. 15.
84. Фролов С.Е. Принципы права (вопросы теории и методологии): Авто-реф. дисс. .. канд. юрид. наук. Кострома, 2001.
85. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Г. Срекозова. М.: ИКФ "Омега"; Л.: Интерстиль, 2004.
86. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права: Дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2004.
87. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2004.
88. Чужикова Н.И. Источники финансового права // Юридические записки. Вып. 14: Единое правовое пространство России: Материальные и процессуаль-ные проблемы обеспечения и защиты / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2001.
89. Чураков А.Н. Принципы юридической ответственности: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.
90. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государст-венных доходах. М.: «Статут», 2002.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ, СССР и иная судебная практика
91. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.99 г. № 11-П О признании не соответствующими Конституции РФ положения подп. «а», абз.1 подп. «б» п.1 ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и п.8 ст.7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 года «О Государственной налоговой службе РСФСР» // Вестник КС РФ. 1999. № 10.
92. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 ста-тьи 18 и статьи 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1602.
93. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой сис-темы в Российской Федерации" в редакции Федерального Закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федеации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Киров-ской области "О налоге с продаж" и Закон Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью "Русская тройка" и ряда граждан" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 7. Ст. 701.
94. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного ко-декса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 24. Ст. 2431.
95. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 111 Закона Российской Фе-дерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федера-ции" в редакции от 19 июля 1997 года" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 6.
96. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" // Вест-ник Конституционного Суда РФ. 1997. № 5.
97. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2001 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Востокнефтересурс» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 10. Ст. 996.
98. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.96 № 20-П о про-верке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Российская газ. 1996. 26 дек.
99. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы // Собрание законодательства РФ. 1996. N 16. Ст. 1909.
100. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Рос-сийской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 10. Ст. 1242.
101. Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 159-О «По запросу Арбитражного суда Владимирской области о проверке конститу-ционности положения статьи 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законо-дательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // Вестник Консти-туционного Суда РФ. 2003. N 5.
102. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты представителей За-конодательного собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 НК РФ» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.
103. Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. N 153-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Нижего-родской области о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 5.
104. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 12.
105. Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 N 14324/04 // Вест-ник ВАС РФ. 2005. № 8.
106. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2004 N 12671/03 // Вест-ник ВАС РФ. 2004. № 4;
107. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.02.2006 N А79-5329/2005 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная прак-тика».
108. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.09.2004 N Ф03-А04/04-2/2018 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».
109. Постановление ФАС Московского округа от 24.03.2006 N КА-А40/1970-06 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».