Введение Актуальность исследования. Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности личности. Прежде всего, должна быть востребована активность многоплановая: трудовая, познавательная, социальная, духовная. Активность помогает личности конструктивно действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций. При реформировании школы рекомендуется обратить особое внимание на развитие склонностей, способностей каждого школьника. Это возможно, прежде всего, при воспитании познавательной активности учащихся, самой глубокой и бескорыстной, обогащающей духовный мир личности. Поэтому именно с начальной школы одним из главных направлений должно стать воспитание познавательной активности учащихся. Воспитывающее обучение как процесс предстает в динамике смен деятельности, в которых заложен высокий воспитательный потенциал. Для этих видов деятельности характерно гуманистическое содержание, использование коллективных форм, духовность и общественно значимый характер. Такое обучение реализуется в системе организационных форм, включающих урок, внеклассную работу, дополнительное образование, в процессе которых и формируется особое нравственно-мировоззренческое отношение к окружающей действительности. Учебная и внеучебная деятельность оказывают и прямое, и косвенное педагогическое воздействие на личность учащихся, развивая их познавательную сферу. Позиция взрослого заключается в понимании того, каким должно быть влияние на личность ученика, чтобы помочь ребенку и поддержать его самосовершенствование, развивая активность как внутреннее свойство личности, а также активизируя учебную деятельность в процессе отбора ее содержания, форм и методов, а главное, постановки ученика в позицию субъекта деятельности. Целостные и системные знания о развивающемся человеке, которыми располагает современная наука, позволяют увидеть в активности одну из высших целей развития личности, достигаемую постепенно: от фактора формирования учебной и других видов деятельности школьника до творческой профессиональной активности личности. Особое, самоопределяющее условие развития личности - активность есть свойство, порождаемое потребностями, включающее устойчивый познавательный интерес и направленное на преобразование окружающей действительности, поэтому активность, естественно, входит в современную концепцию личности. Один из наименее изученных возрастных периодов, с точки зрения личностного развития, - младший школьный возраст. Специфика мотивационной сферы младших школьников отражена в работах 40–80-ых годов ХХ века: Л.И. Божович и ее сотрудников, М.В. Матюхиной и др. Поскольку с изменением социально-экономических условий и ценностей, принятых в обществе, изменяется и мотивация на разных возрастных этапах, представляется значимым изучение мотивов современных детей, обучающихся в начальных классах. В младшем школьном возрасте, периоде, социальной ситуацией развития в котором является ситуация обучения - наиболее интенсивно развиваются учебные мотивы. Поэтому актуальным мы считаем обращение к следующей теме: Мотивы учения младших школьников и их формирование. Объект исследования: мотивация детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: мотивы учения младших школьников и их формирование. Цель исследования: изучить мотивы учения младших школьников и их формирование. Для реализации поставленной цели необходимо решить комплекс задач: 1. проанализировать доступную психолого-педагогическую литературу по теме; 2. изучить характеристику и особенности младшего школьного возраста; 3. рассмотреть типологию мотивации и особенности ее формирования; 4. рассмотреть специфику развития мотивов учения и пути формирования учебных мотивов в младшем школьном возрасте. В процессе работы над темой использовались следующие теоретические методы исследования: анализ, синтез и интерпретация. Данная работа имеет традиционную структуру. Она содержит Введение, Основную часть, Заключение и Список использованной литературы. Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования. Основная часть представлена двумя главами: Глава 1. Проблема мотивации детей младшего школьного возраста и Глава 2. Способы повышения учебной мотивации в младшем школьном возрасте. Заключение подводит основные итоги изучения проблемы. Список литературы состоит из библиографического описания использованных в работе источников.
Содержание Введение 3 Глава 1. Проблема мотивации детей младшего школьного возраста 6 1.1. Характеристика и особенности младшего школьного возраста 6 1.2. Типология мотивации и особенности ее формирования 20 Глава 2. Способы повышения учебной мотивации в младшем школьном возрасте 27 2.1. Специфика развития мотивов учения у младших школьников 27 2.2. Пути формирования учебных мотивов в младшем школьном возрасте 32 Заключение 39 Литература 42
Литература 1. Бариляк И.А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях, СПб, 2007. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М:, 2001. 3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 4. Вилюнас В. Психологические механизмы мотивации человека. М. : Изд-во МГУ, 1990. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005. 5. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 2009. 6. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб : Речь, 2008. 7. Ермолин А.В. Структура мотива и ее представленность в сознании человека. Киров : ВГПУ, 2000. 8. Занюк С.С. Психология мотивации : теория и практика мотивирования. Киев : Эльга-Н : Ника-Центр, 2001. 9. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев.: Высшая школа, 2007. 10. Катаев В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Орехово-Зуево : Орехово-Зуев. пед. ин-т, 1992. 11. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М. : Наука, 1988. 12. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999. 13. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002. 14. Мельникова Н.В. Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Шадринск : Исеть, 2003. 15. Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990. 16. Развитие интеллектуальных способностей у детей М.: Изд-во: Новая школа, 2006. 17. Развитие личности ребёнка от 7-11 лет / Научн. ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006. 18. Савченко Н.В. Развитие мотивации учения в начальной школе. СПб. : Лада, 2008. 19. Семиченко В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль « Направленность». К.: Миллениум, 2004. 20. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. - М.: Школа- пресс, 1997. 21. Чаркова М.Н. Мотивация как фактор когнитивного развития личности. Абакан : Изд-во ХБИ, 2001. 22. Шактамаева Д.Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников. Автореферат кандидатской диссертации по психологии. Якутск, 2007.