В первую очередь стоит отметить, что проведение аттестации, несмотря на законодательную неустойчивость, регулируется определенными общепринятыми требованиями, несоблюдение которых может послужить основанием для справедливого оспаривания итогов аттестации недовольным сотрудником [7]. Процедура, анализируемая ниже, является самой распространённой на российских предприятиях. Вся полнота ответственности в ней возлагается на руководство организации, тогда как непосредственным исполнителем является отдел кадров при тесном сотрудничестве или непосредственном участии линейных руководителей. Согласование оценки труда сотрудников с нормативной и законодательной базами, разработка универсальных принципов оценки – задачи исключительно отдела кадров. Именно кадровая служба ответственно за разработку точной системы оценивания (общей для всех, либо различных систем оценивания для каждого подразделения предприятия), а также за обеспечение (путём обучения и контроля) ясное и чёткое понимание и применение разработанной системы во всех отделах предприятия и на всех этапах аттестации. Контроль за ходом аттестации, за соблюдением сроков и соответствием регламенту осуществляется всё той же кадровой службой. Первым шагом при проведении аттестации является издание распоряжения руководителя предприятия, в котором поставлены и прописаны: порядок, регламент, конкретные сроки аттестации для каждого специалиста, подразделения и руководителя, подробный график оценки персонала и труда, а также состав аттестационной комиссии (комиссий). Здесь самыми важными являются вопросы о предмете, критериях, объекте и субъекте предстоящей аттестации [4]. В первую очередь оценка должны распространятся на всех от служащих низшего звена до главы предприятия [17]. Все они в установленном порядке должны пройти аттестацию, где будут оценены их профессиональные и личные качества. Самым сложным аспектом в данном разделе является оценка руководителя, так как его непосредственная деятельность почти не поддается формализации и оценке по вещественному признаку.
Введение 3 Глава 1. Аттестация: теоретические аспекты, методы и технологии 5 1.1. Современные подходы к определению аттестации 5 1.2. Методы проведения аттестации 11 1.2.1. Аудит трудовых ресурсов 11 1.2.2. Технология управления по целям 13 1.2.3. Ключевые показатели эффективности 15 1.2.4. Технология экспертных оценок 15 1.2.5. Технология оценки «на 360 градусов» 17 Глава 2. Анализ существующей методической и организационной основы оценки персонала 19 2.1. Современное отношение к аттестации (социологический опрос) 19 2.2. Процедура аттестации работников, её положительные подходы и нерешенные вопросы 25 Глава 3. Авторский подход к аттестации 32 3.1. Критерии оценки и процесс аттестации 32 3.2. Решения по результатам аттестации 39 Заключение 44
1. Атаманчук Г. В. Государственное управление: Организационно функциональные вопросы. - М.: «Экономика», 2009. Атаманчук Г. В. Управление: всегда есть варианты. - М.: Изд-во РАГС, 1999. 2. Базаров Т.Ю., Еремен Б.Л., Управление персоналом. Учебник, 1999 3. Беляев А. В. Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти (анализ состояния дел) // ПЕРСОНАЛ-РКОРУ: Новые технологии в психологии труда и управлении персоналом. - Екатеринбург: Изд-во САГС, 2008. - Вып. 3. 4. Берщова Л, В. Оценка личного трудового вклада руководителя. / Справочник кадровика. - 2010.- №1. Бирюкова Е. А. Личность в структуре власти (социально-философский анализ): Автореф, дис. канд. филос. наук. - М., 2008. 5. Блинов А. О. Управление персоналом в современных корпоративных структурах: Учебно-методическое пособие. - М.: МАЭП, ИИК «Калита», 2000. 6. Бондарь Н, П., Васюхин О. В., Голубев А.. А.. Эффективное управление фирмой. Современная теория и практика. СПб, 1999. 7. Борисова Е. Аттестация. Стоит ли игра свеч? // Организация управления персоналом. - 2011.- № 4. 8. Борисова Е. Критерии оценки персонала. Рецепт для тех, кому некогда. // Организация управления персоналом. - 2011. - № 2. 9. Борисова Е. Поведенческие ошибки при проведении аттестации. // Организация управления персоналом. - 2010. - № 2-3. 10. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – ПИТЕР, 2002. 11. Вучкович-Стадник А. А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения. – Эксмо, 12. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М.: Изд-во РАГС, 2006. 13. Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами. М.: Дело, 2004. 14. Крымов А.А., «Современные технологии оценки персонала» - конспект семинара-практикума. 15. Магура М. И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала. Практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб. - М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. 16. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. — М.: Инфра-М, 2012. — 255 с. 17. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. 18. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – ПИТЕР, 2000. 19. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб. практ. пособие. - 4-е изд.- М.: Дело, 2002. 20. Шиванов Ю. «Аттестация персонала». Журнал «Управление персоналом» №6 2006 год 21. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел Синтез», 2002.