1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, КАК ОСОБЫЙ ВИД ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Виды государственной службы Государственный служащий и его правовой статус в системе государственного управления и системности администрирования характеризуется совокупностью прав и обязанностей, которые возлагаются на каждого участника и субъекта государственной службы при выполнении своих полномочий. Реализация этих прав и обязанностей может быть связана системными правоотношениями между государственными служащими как субъектами исполнительной власти, самим государством как участником правоотношений и обществом, как в целом, так и отдельного гражданина. Правовой статус (правовое положение) государственных служащих - это содержание государственно-служебных правоотношений, т.е. самая сущность этих правоотношений. С изменением государственно-служебных правоотношений изменяется и правовой статус государственных служащих, например: увольнение, отставка служащего, утрата российского гражданства, выход на пенсию и т.д./20, c.90/ Система государственной службы выделяет три категории государственных служб как наиболее важных и значимых по осуществлению властных полномочий и объему компетенции. К таким видам можно отнести государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. Управление государственной службой всегда осуществляется специальным государственным органом или подразделением государственного органа, в компетенции, которых входит обеспечение и развитие в соответствии с общественной динамикой системы отношений государственной службы, а также, в том числе определение в соответствии с конкретными общественными потребностями границ государственной службы, ее видов и отраслей, организация управления государственной службой, ее персоналом, обеспечение порядка, условий и процедур реформирования государственной службы, повышения профессионализма и компетентности государственных служащих. Социально-правовой статус государственного служащего характеризуется также условиями, в которых он формируется и возникает, то есть, зависимость между отношениями общественными, государственными и выполнением возложенных обязанностей очень важна и имеет тесную связь, направленную на получение ожидаемых результатов. Определенные социально-правовые отношения в обществе и государстве могут вызывать расширение круга полномочий и ведения государственного служащего, возлагать на него дополнительные обязанности, усиливать ответственность за совершенные действия и полученные результаты, которые могли негативным образом сказаться на состоянии этих отношений. Специфика возложенных полномочий и сферы компетенции может быть вызвана не только нормативно-правовыми актами, которые предполагают условия совершения определенных действия и получение непосредственного законодательного влияния на общественные отношения. Предпосылками к определению сферы влияния государство может назвать необходимость рассмотрения и понимания государственной службы как института публичных отношений и социальной власти. Поведение государственного служащего должно характеризоваться умениями принятия самостоятельного решения, навыками поиска выхода из различных сложившихся ситуаций, а также наличие высокоразвитого чувства ответственности за совершенные действия, дисциплины и умения формирование своей деятельности относительно различным условиям развития общества. Итак, для определения социально-правового статуса государственного служащего необходимо оценить его умения, навыки, уровень профессионализма и квалификации, а также проанализировать результаты его уже совершенной деятельности/19, c.87/. При изучении функциональных обязанностей на государственной службе, следует отметить, что уровень и пределы компетенции на основе, соответственно, выделенных государством методов правового регулирования и условий их предоставления. Как отмечает Е. А. Литвинцева, государственная служба работает с помощью последовательной и юридически точного государственного управления, то есть, для реализации полномочий сначала необходимо организовать и объединить действия. Важность осуществления административного контроля и управления осуществляется на базе научно-правового метода руководящего и исполнительного аппарата/45, c.55/. Суть этого метода характеризуется не только своей специфической системой применения и внедрения, но и условиями, в которых эти условия возникают и исчезают. При исполнении государственной службы, возложенные на нее этим методом в соответствии с государственным органом регулирования применяется к результатам своего влияния. Основными из ее проявлений являются выполнение государственной службой таких практических задач:
СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТ 3 СОДЕРЖАНИЕ 5 ВВЕДЕНИЕ 7 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, КАК ОСОБЫЙ ВИД ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11 1.1 Виды государственной службы 11 1.2 Государственно-правовая, административно-правовая, уголовно- правовая характеристика понятия «государственный служащий» 20 2 ВОЕННАЯ СЛУЖБА – ОСОБЫЙ ВИД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 24 2.1 Правовые основы военной службы 24 2.2 Основные права и обязанности военнослужащих как государственных служащих 31 2.3 Воинские должности и их виды 42 3 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ 47 3.1. Призыв, поступление на военную службу (по призыву и по контракту) 47 3.2 Прохождение военной службы 56 3.3 Увольнение с военной службы (основания и порядок) 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88 ПРИЛОЖЕНИЕ 96 Приложение А Составы военнослужащих и воинские звания 96 Приложение Б Размеры месячных окладов в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту 97 Приложение В Размеры месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту 97 Приложение Г Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву 97 Приложение Д ПРИКАЗ КОМАНДИРА ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 89476 98 Приложение Е Копия контракта о прохождении военной службы 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция РФ от 25.12.1993 (с изменениями от 30.12.2008). – М.: СУИ, 2010. – 32 с. 2. Федеральный Закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года (с изменениями от 01.12.2007 р.) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 22. – Ст. 2063. 3. Федеральный Закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года (с изменениями от 14.02.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 31. – Ст. 3215. 4. Национальный план противодействия коррупции от 31 июля 2008 года № 1568, утвержденный Президентом РФ // Российская газета – Федеральный выпуск. – 2008. - № 4721. – 5 августа. 5. Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ // Парламентская газета. – 2008. - № 90. – 31 декабря. 6. Федеральный Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ // Российская газета. – 2009. - № 133. – 22 июля. 7. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ в редакции закона от 25.06.2012 N 90-ФЗ 8. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ в редакции от 08.12.2011 N 424-ФЗ 9. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29, ст. 3682. 10. Приказ МО от 30 декабря 2011 г. N 2700 г «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» 11. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" 12. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 08.12.2011) 13. Указ Президента РФ №1237 от 16.09.99 "Положение о порядке прохождения военной службы" 14. Проект Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих // Вестник Министерства здравоохранения и социального развития. – 2010. - № 5. – 8 июня. 15. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год // Рос. газ. 2011. 13 мая. 16. Бараненков В.В. Юридические лица как субъекты гражданского права. / В.В.Бараненков, И.В. Бараненкова– М. : МПИ, 2010. – 221с. 17. Бараненков В.В. Военная организация как юридическое лицо в системе Федеральной пограничной службы Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. / В.В.Бараненков – М., ВУ,1999. - 134с. 18. Васильева С.В. Конституционное право России: учебник. / С.В.Васильева, В.А.Виноградов, В.Д. Мазаев - М.: Эксмо, 2010. – 309с. 19. Государственные и муниципальные финансы // Серия: Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Под ред. И. Мацкуляка (2-е издание, дополненное и переработанное). – М.: РАГС, 2007. – 640 с. 20. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. / А.А. Гришковец - М.:Юрист, 2003. – 473с. 21. Комментарий к дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 2000. 22. Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России (понятие, содержание, механизм защиты): дис. ... д-ра юрид. наук./ Г.Н. Комкова - Саратов, 2002. – 220с. 23. Корякин В.М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. - М., 2005. – 389с. 24. Корякин В.М. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». / В.М.Корякин, А.В.Кудашкин, К.В. Фатеев— М.: «За права военнослужащих», 2008. — Вып. 90. — 496 с. 25. Кудавшин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования./ А.В. Кудавшин - СПб.: Юридический центр пресс, 2003. - 232с. 26. Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование./ А.В. Кудашкин - М.: Военный университет. 2001. – 321с. 27. Лещишин Н.В. Будет ли Российская армия зарабатывать деньги? / Н.В. Лещишин // Российский военно-правовой сборник № 7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – «За права военнослужащих», 2006. С. 353 – 354 28. Овсянко Д.М. Административно-правовые проблемы государственной службы в Российской Федерации./ Д.М. Овсянко - М.: Юрист, 2002. – 299с. 29. Паршина О.В. Административная ответственность воинских частей: дис. …канд. юрид. наук. / О.В. Паршина - М., 2003. – 392с. 30. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации // Серия: Учебники российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: РАГС, 2007. – 560 с. 31. Тилежинский Е.В. Равенство как правовая категория: дис. … канд. юрид. наук./ Е.В. Тилежинский - Н. Новгород, 2006. – 221с. 32. Абрамов А.А. О времени предоставления жилого помещения при увольнении с военной службы/ А.А. Абрамов // Научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах: военно-правовое обозрение». 2007. № 3. С. 68-69 33. Акчурин З.Х. Очередность предоставления жилых помещений военнослужащим: вопросы теории и практики правоприменения / З.Х. Акчурин// Научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах: военно-правовое обозрение». 2007. № 5. С. 53-56, 34. В современных условиях необходимость военно-правовой реформы не отпала // Научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах: военно-правовое обозрение». - 2007. - № 7. - С. 4-5. 35. Галиуллина С. И. Становление государственной системы попечения о народном образовании / Светлана Галиуллина // Государственная служба. – 2010. - № 1 (63). – С. 93-101. 36. Дамаскин О.В. Правотворчество в условиях глобализации и формирования системы законодательства Российской Федерации в интересах национальной безопасности / О.В. Дамаскин // Право в Вооруженных Силах. - 2010. - № 1. 37. Загидулин Р.А. Понятие и признаки незаконного и необоснованного приказа / Р.А. Загидулин // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 9. 38. Козлов В.В. О некоторых аспектах правовых ограничений прав военнослужащих / В.В. Козлов // Научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах: военно-правовое обозрение». 2007. № 12. С. 39-41 39. Корякин В.М. Формирование «нового облика» Вооруженных Сил Российской Федерации должно сопровождаться формированием непротиворечивого военного законодательства/ В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах. - 2009. - № 6. - С. 6 – 7 40. Криштопа М.В. Направление военнослужащего на ввк - право или обязанность командира?"/ М.В. Криштопа //Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2006 41. Курбанов Р. Г. Проблемы совершенствования правового регулирования государственной службы / Ривзан Курбанов // Государственная служба. – 2010. - № 2 (64). – С. 76-82. 42. Зайков Д.Е. Современные проблемы соблюдения принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы/ Д.Е. Зайков // Научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах: военно-правовое обозрение». 2007. № 1 43. Зорин А.С. Определение видов оплачиваемой деятельности, занятие которыми разрешено военнослужащим, как уточнение пределов ограничения их конституционно-экономических прав / А.С. Зорин // Научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах: военно-правовое обозрение». 2007. № 6. С. 22-26 44. Зорин А.С. Асинхронная компенсация отдыха, предоставляемая военнослужащим за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, как дискриминация реализуемого ими права на труд / А.С. Зорин // Научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах: военно-правовое обозрение». 2007. № 3. С. 26-31. 45. Литвинцева Е. А. Институциональная структура государственной гражданской службы / Елена Литвинцева // Государственная служба. – 2010. - № 3 (65). – С. 51-55. 46. Мокроусов О. А. Правительство определилось с экспертизой нормативных актов на коррупционность / Олег Мокроусов // Экономика и жизнь. – 2009. - № 9. – 16 марта. 47. Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России: Учебное пособие / Отв. ред. Н.В. Витрука. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс». 2009. - С. 64, 66. 48. Печенкин А.А. И.В.Сталин: «Армия должна пользоваться исключительной заботой и любовью народа и правительства»/ А.А. Печенкин // Военно-исторический журнал. 2006. № 9. С. 7 - 11. 49. Сергеева Г. В. Правовое обеспечение урегулирования конфликта интересов / Гульнара Сергеева // Государственная служба. – 2010. - № 2 (64). – С. 34-39. 50. Старцун В.Н. О социальных гарантиях военнослужащих-контрактников в сфере образования / В.Н. Старцун // Научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах: военно-правовое обозрение». 2008. № 2. С. 30-33. 51. Тавокин Е. И. Качество управленцев для качества управления / Евгений Тавокин // Государственная служба. – 2010. - № 1 (63). – С. 65-73. 52. Тараненко В.В. Динамика развития правового статуса военнослужащих-участников контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации/ В.В. Тараненко // Научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах: военно-правовое обозрение». 2007. № 8. С. 10-12. 53. Титов А.В. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих как форма исполнения государством обязанности возместить причиненный ущерб/ А.В. Титов // Научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах: военно-правовое обозрение». 2007. №5. С. 25-29 54. Торкунов М.А. Законодательство России о военной службе нуждается в совершенствовании (военно-судебная практика)/ М.А. Торкунов // Научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах: военно-правовое обозрение». - 2008. - № 10. - С. 77. 55. Трофимов М.В. Некоторые аспекты юридической ответственности военных организаций за финансовые правонарушения/ М.В. Трофимов // Российский военно-правовой сборник № 7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2006. С. 323. 56. Тюрина А. С. Бизнес с чистой совестью: антология взятки / Анна Тюрина // Экономика и жизнь (рубрика: Правосудие). – 2009. - № 48 (9314). – 7 декабря. 57. Чеканов В.Е. Организационно-правовые проблемы реализации некоторых социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей/ В.Е. Чеканов // Научно-практическое издание «Право в Вооруженных Силах: военно-правовое обозрение». 2007. № 3. С. 14-19;