Попытки разрешить этот вопрос исторически привели к возникновению понятия субстанции (лат. «substantіa» - сущность, нечто, что лежит в основе). Под субстанцией понимали какую-то общую первичную основу всех вещей, которая является сущностью. Если разные предметы и явления могут возникать и исчезать, то субстанция несоздаваема и неуничтожима, она только изменяет форму своего бытия, переходит из одного состояния в другое. Она - причина самой себя и всех изменений. В истории философии категория субстанции приобрела три базовых категориальных понимания: во-первых, ее отождествляли с субстратом, с конкретным веществом, из которого образовываются предметы; во-вторых, ее воспринимают как деятельную духовную первооснову; в-третьих, под субстанцией понимают неизменную основу, из которой разворачивается все многообразие предметов и явлений. Философы старались решить и вопрос относительно количества субстанций. Так возникли монизм, дуализм и плюрализм. Плюрализм (от лат. «рluralіs» - множественный) - философская концепция, согласно которой все существующее состоит из множества самостоятельных равнозначных духовных субстанций (учение Лейбница о «монадах», прагматизм, персонализм, неореализм). Дуализм (от лат. «dualіs» - двойственный) - принцип философского объяснения сущности мира, который выходит из признания наличия в нем двух первооснов (субстанций) - духа и материи, идеального и материального. Дуализм был разработан Спинозой в учении об отношении атрибутов мышления и протяжности. Одним из выдающихся представителей дуализма был Декарт, который считал, что в основе мира лежат две субстанции: духовная (мыслящая) и телесная (протяжная). Дуализм был присущ и философии И. Канта, который разделял действительность на мир явлений, и мир сверхчувствительных непознанных «вещей в себе». Монизм (от греч. «mono» - один, единый) - философский принцип объяснения разнообразия мира как проявления единой первоосновы - материи (материалистический монизм) или духа (идеалистический монизм). Как предметный аналог понятия материи в античности рассматривались первовещество (вода, огонь, воздух). Разнообразие было сведено к единому. Трудности вывода разнообразных вещей из единства античными философами не осознавались, их заметил Аристотель и наделил формообразующими способностями идею, предоставив материи лишь роль пассивного субстрата. Если идеалисты оценивают материю как субстрат, который не способен к самоформированию, то материалисты наоборот - характеризуют материю как причину всего разнообразия бытия.
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Философское содержание проблемы бытия………………………………….4 2. Главные категории онтологии…………………………………………………9 3. Основные виды бытия………………………………………………………...13 Заключение……………………………………………………………………….17 Список использованной литературы…………………………………………...18
1. Албаева И.В. Духовное бытие и повседневность // Молодой ученый. 2010. № 1-2-1. С. 280-282. 2. Асудаллаев И.К. Что творится за пределами основного вопроса философии: бытие полагания и бытие восприятия // Вопросы философии. 2011. № 5. С. 172-175. 3. Бычковский Б.С. Современная философия. Проблемы материи и энергии. – М.: Либроком, 2011. – 312 с. 4. Губин В.Д. Философия. – М.: Проспект, 2009. – 336 с. 5. Качераускас Т. Феноменология времени и пространства // Вопросы философии. 2005. № 12. С. 129-136. 6. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: Владос, 2004. – 412 с. 7. Лошаков Р.А. Различие и тождество в греческой и средневековой онтологии. – М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии. – М.: 2007. – 236 с. 8. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб, Питер, 2003. – 512 с. 9. Черкасова М.А. Человек – природа как философская и экологическая проблема // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 1. С. 54-56.