Введение Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. В последние десятилетия она вошла в круг особо важных. Чаще всего такие дети находятся дома с родителями и не посещают дошкольные образовательные учреждения. Поэтому они, как правило, лишены общества сверстников. Происходящие изменения в нашем обществе приводят к обострению социально-стрессовой ситуации и росту эмоциональной напряженности, на почве которой у детей возникают различные проблемы – неуверенность в себе, застенчивость, агрессия, жестокость, заниженная самооценка. Чаще эти проблемы возникают у детей с ограниченными возможностями. Практика показывает, что проблемы в развитии ребенка в нарушениями здоровья обусловлены не только наследственными факторами, но и неисполнением главных социально-психологических и педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего с сверстниками), сужена активная самостоятельная, а также совместно-раздельная деятельность. Ведущую роль в становлении личности ребенка с ограниченными физическими возможностями играет развитие адекватной самооценки. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Самооценка является критерием осознания личностью своей собственной индивидуальности и социальной ценности. Она определяет жизненную позицию человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью. Направление деятельности специалистов в рамках учебно-воспитательного процесса на отделение детей с ограниченными физическими возможностями от всего социального пространства приводит к репродуктивным преобразованиям, закрепляет в сознании подростков мысль о собственной «неполноценности», развивает негативную самооценку, вследствие чего страдает формирование личности. Возможность гармоничного развития ребенка с ограниченными физическими возможностями, способного не только адаптироваться к существующим условиям, но и изменять их, изменяясь и развиваясь при этом сам, может быть достигнута в том случае, если будут предложены механизмы и технологии формирования, в частности, адекватной самоценки. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания личности ребенка, что необходимо для последующего интегрирования его в общество. Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы. Объектом исследования являются дети с ограниченными возможностями. Предмет исследования - уровень ощущения одиночества и особенности самооценки у детей с ограниченными возможностями. Целью курсовой работы стало изучение степени выраженности уровня субъективного ощущения одиночества и самооценки детей с ограниченными возможностями. В ходе работы выдвинута следующая гипотеза: существует определенная связь между уровнем субъективного ощущения одиночества и развитием самооценки у детей с ограниченными физическими возможностями. В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. На основе теоретического анализа, определить основные теоретические подходы к проблеме одиночества и развития самооценки у детей с ограниченными возможностями в зарубежной и отечественной психологии, 2. Выявить уровень одиночества у детей с ограниченными возможностями. 3. Исследовать самооценку у детей с ограниченными возможностями. 4. Выявить взаимосвязь между уровнем одиночества и самооценкой у детей с ограниченными возможностями. Для достижения целей исследования нами были использованы следующие методики: 1. Для оценки уровня одиночества - методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. 2. Исследование самооценки проводилось по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Для проведения исследования нами были использованы следующие методы: анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием стандартных психодиагностических методик. Теоретической основой исследования развития личности ребенка-инвалида являются классические подходы в ряде педагогических, психологических и дефектологических исследований (В.И. Гарбузова, М.А. Галагузовой, И.И. Мамайчук, И.М. Слободчикова, Е.Т. Соколовой, С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Эмпирическое исследование проходило на базе Центра Социального Обслуживания Населения «Доброе Сердце», расположенного в г. Брянск пр. Московский 58. В нем приняли участие 22 ребенка инвалида по зрению в возрасте 14-16 лет. Курсовая работа выполнена в объеме 41 страницы печатного текста, включает 4 таблицы.
Содержание Глава 1. Психологические особенности развития ощущения одиночества и самооценки у детей с ограниченными возможностями . . . . 6 1.1 Понятие «ребенок с ограниченными возможностями» в психологии . . . . 6 1.2 Психологические аспекты одиночества детей с ограниченными возможностями . . . . 12 1.3 Особенности формирования самооценки детей с ограниченными возможностями . . . . 19 Глава 2. Эмпирическое исследование связи уровня одиночества и самооценки у детей с ограниченными возможностями . . . . 26 2.1 Организация, цели и задачи исследования . . . . 26 2.2 Описание и обоснование методов исследования . . . . 27 2.3 Анализ результатов исследования . . . . 30 2.4 Выводы . . . . 35 Заключение . . . . 36
Список использованной литературы 1 Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии [Текст] : учебное пособие / Г.В. Акопов. – СПб.: Питер, 2005. – 218 с. 2 Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] : Пер. с англ / Р. Бернс - М.: Прогресс, - 1986. - с. 30-66. 3 Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. [Текст] / Н.Н.Богдан, М.М. Могильная - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с. 4 Бороздина Л.В. Что такое самооценка [Текст] : учебное пособие / Л.В. Бороздина. - СПб.: Питер, 2004. – 264 с. 5 Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1991. - с. 374 - 410. 6 Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов [Текст]: Пособие для студ. / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. – М.: Владос, 2003. – 224 с. 7 Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети [Текст] / В. И. Гарбузов . - АСТ Изд-во, 2007. – 351 с. 8 Дэниел Перлман и Летиция Энн Пепло Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Дэниел Перлман и Летиция Энн Пепло Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – с. 72-73. 9 Каган В. Е. Стереотипы мужественности - женственности и «образ Я» у подростков [Текст]: учебное пособие /В.Е. Каган. – СПб.: Питер, 2003. – 344 с. 10 Карцева К.Л. Социальная работа с семьей: психолого-педагогический анализ [Текст]: учебное пособие /К.Л. Карцева. – М.: Просвещение, 2005. – 138 с. 11 Кон И.С. В поисках себя, личность и ее самосознание [Текст]: учебное пособие / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2003. – 305 с. 12 Кон И.С. Открытие Я. [Текст]: учебное пособие /И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2004. – 362 с. 13 Лакосина Н.Д. Медицинская психология [Текст]: учебник / Н.Д. Лакосина. – СПб.: Питер, 2006. – 534 с. 14 Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии [Текст] /В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М: Просвещение,1990. – 143 с. 15 Латова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб [Текст] : учебное пособие / И.П. Латова. – СПб.: Питер, 2003.– 285 с. 16 Мастюкова Е. М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с. 17 Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитию [Текст] : учебное пособие / И.И. Мамайчук. - СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2007. – 302 с. 18 Менделевич В.Д. Клиническая психология [Текст] : учебник / В.Д. Менделевич. – СПб.: Алетейя, 2005. – 417 с. 19 Немов Р.С. Общие основы психологии [Текст] : учебник / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2007. – 992 с. 20 Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека [Текст] : учебное пособие / А.Б. Орлов. – СПб.: Мирт, 2006. – 197 с. 21 Первин Л. Психология личности: теория и исследования [Текст] : учебное пособие / под ред. B.C. Магуна. – М.: Педагогика, 2003. – 165 с. 22 Психология [Текст] : учебник / Под. общ. ред . В.Н. Дружинина. - СПб.: Речь, 2003. – 190 с. 23 Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия [Текст] : учебное пособие / Пер. с англ. Т. Рожковой. – М.: МЕДпресс, 2004. – 432 с. 24 Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии. [Текст] : учебное пособие / И.А. Романова. – М.: МЕДпресс, 2006. – 128 с. 25 Слободчиков И.М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста [Текст] / Психологическая наука и образование. 2005. №1. – C. 28-32 26 Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] : учебное пособие / Е.Т. Соколова. – М.: Форум, 2007. – 152 с. 27 Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. М : Наука, 1977 г. – 144 с. 28 Цукерман Г.А. Психология саморазвития [Текст] : учебное пособие / Г.А. Цукерман. - СПб.: Речь, 2004. – 449 с. 29 Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М., 1981. - с. 84-85.