(Нет отзывов)
30 страниц
2019-08-04

Позитивные тенденции в мировом кооперативном движении

В наличии
1640 ₽

Введение Актуальность темы курсовой работы определяется развитием экономики России, в которой за последние годы произошли существенные изменения, связанные с реформированием отношений собственности и реорганизацией предприятий, заменой планово-распределительной системы на рыночную. Однако эти преобразования привели к противоречивым результатам, недоучету всех социально-экономических последствий выбранной экономической стратегии. Среди причин, породивших такую ситуацию, следует назвать то, что большинство предприятий различных организационно-экономических форм оказались неготовыми к новым условиям хозяйствования, сложился дисбаланс между производством сырья и каналами сбыта готовой продукции. В решении указанных проблем значительную роль может сыграть система потребительской кооперации России. Потребительская кооперация концентрирует значительные по масштабам и разнообразию материальные, финансовые, человеческие и иные ресурсы, благодаря которым и решаются многие социально-бытовые, экономические и культурные проблемы города и села (оказание торговых, бытовых услуг, закупка сырья и продукции, создание рабочих мест и др.). Однако реализация социально ориентированных функций и эффективность использования ресурсов потребительской кооперации во многом зависит от развития форм ее организации и управления. Поэтому на современном этапе хозяйствования в потребительской кооперации назрела необходимость в анализе и обобщении опыта ее работы в условиях рыночной экономики . Научные основы кооперативного движения и кооперативной формы хозяйствования создавались и развивались многими поколениями ученых и кооператоров-практиков в нашей стране и за рубежом. Большой вклад в разработку теории и организационных принципов кооперации внесли ученые и кооперативные деятели XIX-XX веков A.Анцыферов, Л. Блан, А. Евдокимов, И. Емельянов, Ш. Жид, Н. Калачев,У. Кинг, Н. Кондратьев, Ф. Лассаль, Р. Оуэн, К. Пажитов, В. Садовский,Ш. Фурье, А. Чаянов, А. Челинцев, Г. Шульце-Делич и др. На современном этапе основные принципы и подходы к решению проблем становления и развития системы потребительской кооперации в России изложены в работах В. Арефьева, В. Боева, К. Вахитова, В.Ермакова, B. Каширина, И. Корякова, А. Крашенинникова, А. Макаренко,О. Сагайдачной, М. Сероштан, Л. Тепловой, А. Ткача, Н. Фигуровской. Вопросами научного обоснования организационно-экономических основ функционирования потребительской кооперации занимались П.Бланк, Л. Зайцева, К. Раицкий, Л. Сипко, Л. Фаина, Т. Храмцова и др. Цель курсовой работы заключается в исследовании места и роли потребительской кооперации в современной экономике. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: - уточнить сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики страны; - исследовать состояние потребительской кооперации в современной экономике; - рассмотреть перспективы развития кооперации в условиях современной экономики в Российской Федерации и Республике Татарстан. Объектом исследования в работе является потребительская кооперация как многоотраслевая социально – экономическая система в рыночных условиях. Предметом исследования являются социально-экономические отношения, формирующиеся в процессе функционирования потребительской кооперации. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, представляющие различные экономические школы, подходы и направления в рамках изучаемой темы; монографии, статьи и учебная литература. 1. Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики страны 1.1. Понятие и значение потребительской кооперации Кооперация предприятий представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных предприятий в целях повышения надежности обеспечения, более полного удовлетворения спроса на требуемые материальные ресурсы и услуги, повышения эффективности их деятельности. Надо сказать, что по поводу содержания кооперации как общественного института существуют разные теории и научные точки зрения. В отдельности каждая из них не в состоянии раскрыть философского и социально-экономического значения кооперации. В настоящее время в Большом экономическом словаре кооперация трактуется как «объединение лиц на равноправной основе с целью совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров и услуг» . В теориях многих социологов, экономистов, историков, философов: О. Конта, Г. Спенсера, П. Лаврова, П. Кропоткина, Л. Мечникова и на Западе, и в России «кооперацию» в основном рассматривали в качестве всеобщего свойства природного мира и человеческого общества . Виднейший представитель русской школы кооперации Емельянов И. В. считал, что «кооперация является комплексом экономических единиц (предприятий и домохозяйств), координирующих свою хозяйственную деятельность» . Н.И.

Введение 3
1. Сущность потребительской кооперации и ее роль в развитии экономики страны 6
1.1. Понятие и значение потребительской кооперации 6
1.2. Состояние потребительской кооперации в рыночной экономике 9
2. Позитивные тенденции в мировом кооперативном движении в условиях глобализации 14
2.1. Потребительская кооперация в условиях глобализации мировой экономики 14
2.2. Проблемы и тенденции развития потребительской кооперации в России 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1-2. - М.: Юристъ, 2007.
2. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями от 7 марта 1997 г., 18 февраля 1999 г.). - М.: Новая волна, 1999.
3. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». - М.: Новая волна, 2000.
4. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. - М.: Юристъ, 2001.
5. Аллахвердиев А. Развитие кооперации в хозяйствах населения // АПК: экономика, управление. - 2003. - № 6. - С. 51-55.
6. Ашихмина О.А. Социально-экономическая миссия потребительской кооперации // Достижения науки и техники АПК. - 2004. - № 4. - С.37.
7. Большой экономический словарь /Под ред. Азриляна А.И. - М.: Наука, 1998.
8. Буздалина О.Б. Потребительская кооперация в условиях глобализации мировой экономики // Налоговый вестник. 2007. - №12. С.23-24.
9. Буздалов И.Н. Возрождение кооперации. - М.: Политиздат, 1990.
10. Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР. - М.: Дело, 1991.
11. Гутман Г.В., Чукин Н.И., Калмыков В.В. Взаимосвязь экономической и социальной функций потребительской кооперации. - М.: Маркетинг, 2002. -
12. Дудукалова Г.Н. Реформирование организации управления потребительской кооперации. Диссертация к.э.н. - М., 2002.
13. Кооперация: Страницы истории / Отв.ред.Фигуровская Н.К. - М.: РАН.Институт экономики, 1994.
14. Макаренко А.П., Захаров И.В. Взаимодействие кооперативов различных видов. - М.: Маркетинг, 2006.
15. Мамонова С.А. Молодежь и кооперативное движение // Российская кооперация. 2007. - №6. С.9.
16. Пилиховский А. Неформальная кооперация в сельских общинах (на примере Польши, России, Болгарии) // Социс. - 2000. - № 1. - С. 29-30.
17. Соснин Е. Кооперация - основная форма взаимодействия в АПК//АПК: экономика, управление. - 2006. - № 10. - С. 14.
18. Храмцова. Т.Г. Роль потребительской кооперации в социализации экономики. - Новосибирск, 2006.

Список курсовых работ по предмету экономика